«Пятая колонна» в действии: санкции против российской экономики.
На петербургском экономическом форуме говорили о кризисе. В разных степенях оценки – от «все пропало» до «не такой глубины, как мог бы быть».
Говорили о необходимости «технологического прорыва». Плюс – импортозамещение. Плюс – модернизация. Плюс – традиция кризиса по-российски – напомнить о том, что у китайского иероглифа, обозначающего кризис, есть еще и второе значение: «новые возможности».
Говорили о санкциях. О том, что они, «конечно, мешают, но…». Даже в чем-то – способствуют. Подталкивают импортозамещение. «Надо свое». Политизированная и экзальтированная публика: «Санкции – ерунда! Переживем!».
С первым – согласен. Конечно, ерунда. Давайте-ка их все систематизируем в список.
Итак, западные санкции – это:
НАТО приостановила все формы сотрудничества с Россией. Страны Евросоюза, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Швейцария ввели запреты на въезд ряда российских и украинских граждан. Всего во всех этих списках фигурирует около двухсот человек. Евросоюз отменил также выдачу виз жителям Крыма. Европейским компаниям рекомендовано отказаться от участия в проекте «Южный поток». Установлен запрет на экспорт в Россию военных технологий и продукции. Установлены ограничения на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и для добычи сланцевой нефти.
Запрещено выдавать западные кредиты компаниям «Роснефть», «Транснефть», «Газпромнефть» свыше 30 дней.
Ограничено предоставление займов и инвестиционных услуг для пяти российских банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Россельхозбанк). Запрещен выпуск облигаций этих компаний и банков на территории ряда западных стран.
Запрещено финансирование российских компаний «Уралвагонзавод», «Оборонпром», «Объединенная авиастроительная корпорация», «Сириус», «Станкоинструмент», «Химкомпозит», «Калашников», Тульский оружейный завод, «Технологии машиностроения», «Высокоточные комплексы», концерн ПВО «Алмаз-Антей» и НПО «Базальт». Запрещены инвестиции и торговля с Крымом. Запрещена работа с компанией «Добролет». Европейский банк реконструкции и развития заморозил принятие решений о новых проектах в России. Закрыты корреспондентские счета и прекращены финансовые взаимоотношения с семью российскими банками. Американские IT-компании прекратили сотрудничество с российскими банками и компаниями, в отношении которых власти США ввели санкции. Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт, выпущенных этими банками, а также прекратили обслуживание своих карт в Крыму.
Отменен ряд мероприятий – переговоров, конференций, концертов, выставок. Заморожены переговоры о либерализации визового режима и российско-японские консультации по спорным островам…
Невелик список, не правда ли? И если допустить, что разрыв контрактов с компанией «Добролет» и отмена концерта патриотического певца в Риге – не самый страшный удар по российской экономике, то, по сути, все санкции сводится только к трем серьезным пунктам:
- Россию, ее крупнейшие банки и компании перестали кредитовать;
- России перестали продавать военную продукцию и технику;
- В Россию прекращены поставки оборудования для добычи нефти и газа на глубоководном шельфе и сланцевой.
Смертельно ли все это для экономики, которая декларирует необходимость развития внутреннего финансового рынка (вплоть до превращения Москвы в мировой финансовый центр), ухода от сырьевой зависимости, реинжиниринга и модернизации? Нет, скорее, это стимулирует делать то, что декларируется.
Но на самом деле – санкции действительно душат российскую экономику. Другие санкции. Внутренние.
…Автопарк «скорой помощи» в России пополняется автомобилями «Рено» – возможно, министерство здравоохранения наложило санкции на потенциальный национальный проект - масштабный заказ, например, ГАЗу – сделать на базе «Газели» отечественную «неотложку».
Все ведомства страны наложили абсолютные санкции на отечественные автозаводы – автомобили для чиновников и «менеджеров госкорпораций» закупаются исключительно у иностранных производителей. «Официальным автомобилем» петербургского экономического форума стал «Мерседес-бенц». Звезда Руси, как гласит его реклама.
Ключевая ставка выше 10% – обоснованно или нет, но однозначно одно – это санкции на развитие российского бизнеса, причем такой силы, что никакому Обаме и не снилось. Какая, извините, разница, что полдюжины российских банков не получат займы на Западе. Если все равно эти займы превратятся в кредиты для российских предприятий по ставкам, душащим всякое развитие?
Принятие стандартов Базель-3 – это санкции на работу не семи, а всех малых банков – таких, какие сложились в России, плохие или хорошие, но они реально такие. В США Базель-3 отложен – там не собираются душить своих финансовых «малышей».
В 2014 году принято решение об ограничении импорта продовольствия – это санкции против тысяч российских компаний, работающих в этом бизнесе.
В 2015 году практически свернуто производство трамваев и троллейбусов в России (см. Миркина) – это санкции против отечественного машиностроения. Трудно предположить, что производство «свернулось» само – значит, кто-то свернул заказы? Кто? Натовский агент?
Отдельная тема – санкции на Крым. Нет, не внешние. Внутренние. В настоящее время в Крыму работают менее трех десятков российских банков, большая часть из них – региональные, с одним-двумя-тремя офисами максимум. Там нет ни Сбербанка, ни ВТБ, ни Альфа-банка, ни Газпромбанка, ни Промсвязьбанка, ни «Открытия». Никого из крупных. Они не работают в Крыму. И не планируют. Не кредитуют. И не обслуживают. Это – санкции на финансовые операции Крыма.
Реклама новых тарифов федеральных телеоператоров «Мегафон» и «Билайн» снабжена припиской: «Опция … работает по всей России, кроме Республики Крым и города Севастополь». Это – санкции на коммуникацию с Крымом.
Существующая в России налоговая нагрузка – это санкции на развитие и расширение любого бизнеса, кроме торгового. Налоги так и шепчут: «Не производи, а перепродавай».
Мы живем под глобальной системой санкций. И она растет. Совсем недавно одной из умных голов России предложены новые санкции – запрет на работу индивидуальных частных предпринимателей.
Что предложат завтра – неизвестно.
Ирония судьбы: в новостях сообщали, что Московский метрополитен из-за санкций со стороны Украины «был вынужден» (!) заменить украинского поставщика тюбингов на отечественного. Вынужден! Иначе он отечественным производителем пользоваться бы не стал. Такое вот странное импортозамещение.
На петербургском экономическом форуме президент России заявил, что «на внешние ограничения мы отвечаем не закрытием экономики – мы отвечаем расширением свободы, повышением открытости России».
Так давайте! И, прежде всего, – давайте откроем российскую экономику изнутри.