«Банковский кризис» – это словосочетание вновь звучит на российском рынке.
Причем – все чаще и чаще. Как справедливо заметил один из экспертов, давайте уже называть происходящее кризисом – ведь де-факто он уже с нами. Почти четверть российских банков убыточны по итогам первых трех кварталов 2014 года.
Уменьшение банковского поголовья продолжается. Рецессия подкашивает: сначала – аппетиты заемщиков, а потом – их возможности по обслуживанию кредитов. Агентство по страхованию вкладов выступило со специальным релизом на тему «Денег в фонде страхования вкладов хватит». Это значит – возникли сомнения. Впрочем, полагая, что спасение утопающих дело рук самих утопающих, вкладчики потихоньку потянулись в госбанки, заранее освобождая систему страхования вкладов от перегрузок в случае возможных будущих форс-мажоров с малыми и средними банками, в которых никто не сомневается, ибо «кое-кто у нас порой», конечно же, продолжает нарушать и бедокурить.
Санкции. Телевизор надрывается: «Мы можем смеяться над санкциями». Но то – в телевизоре. Там – смешно. А в банках – не смешно. Поэтому в Крым банки не идут. Или неохотно. Сбербанк не идет… Впрочем, об этом помолчим.
Тут еще рубль. Девальвация, само упоминание которой со стороны экспертов расценивалось как кража со взломом, случилась. Рубль в свободном плаванье. Одни кричат: «Ату Центробанк!», другие предлагают положиться на свободный курс и затянуть пояса. Новая ставка ЦБ – 9,5%. Холодно с денежным оборотом…
И еще осень какая-то особенно промозглая и унылая…
И на всем этом фоне – нет драйверов для развития банковского бизнеса. Нет новых продуктов, голодных толп заемщиков. Кредитный чайник не вызывает экстаз. Телевизор – два на два метра, диагональ длиной с бентли при зарплате 15 тыс… Тоже как-то не бодрит никого. Никого не возбудить «эксклюзивными» новогодними предложениями. Даже рекламные щиты, на которых прежде счастливые пары с обязательно разнополыми детьми демонстрировали идиллию ипотечного жилища, или известные ведущие радовались рождественским сказкам от банков («Откройте вклад и получите шарфик в подарок»), как-то заметно потускнели. Кто-то, включая автора этих строк, робко заикается про ипотеку в качестве одного из банковских драйверов. Оно, конечно, драйвер, но – на фоне полного дефицита прочих.
Даже в кризис 2008–2009 годов было не так. Было осознание кризиса, его преходящего минуса. Была реальная программа поддержки – с более эффективными или менее, но – реальными инструментами. Сейчас – неясны ни границы кризиса, ни рецепты его преодоления.
Впрочем, один есть. И кажется – универсальный. О нем автор этих строк писал еще в августе на портале Bankir.Ru. Он прост – займусь самоцитированием: «Неважно, каковы принятые решения – плохие, хорошие, правильные или неправильные. Дайте тишину. Паузу в переменах. Минуту молчания. Уверенность в неизменности правил игры – хотя бы на один матч. Ругают ли политику России, хвалят ли – я другой такой страны не знаю, где так часто дышит человек. Дайте немного перевести дыхание. Тишины!».
Октябрь, исполнительный директор Южного регионального банковского клуба Михаил Сосин в интервью Bankir.Ru: «Банкирам нужен период тишины».
Конец октября, Министерство экономического развития выступает против отмены накопительной части пенсии. Министр Алексей Улюкаев: «Можно спорить о том, полезно или нет введение элемента обязательных пенсионных накоплений. Но нельзя постоянно менять правила игры. Мы сформировали определенные ожидания большого класса людей… И тут меняются правила. Люди опять подстраиваются. Мы опять меняем. Так невозможно. Опять речь идет об устойчивости правил. Надо дать системе поработать 10–15 лет без перемен».
Можно эти слова – в мраморе? Ведь это – единственно возможный доступный нам рецепт…