Самое интересное от Яна Арта

Под раздачу: авто, одежда, такси и коньяк

A A= A+ 24.08.2024
Осенью автомобили резко подорожают. Девятый вал поддельных запчастей. Ставка на отечественные авто. Три четверти таксистов не смогут работать. Национальные проекты в деле. Предупреждают о дефиците одежды и обуви. Листья коки и коньяк попали под раздачу. Ставка на золото сработала. Кому доверяют россияне.

Осенью автомобили резко подорожают. Девятый вал поддельных запчастей. Ставка на отечественные авто. Три четверти таксистов не смогут работать. Национальные проекты в деле. Предупреждают о дефиците одежды и обуви. Листья коки и коньяк попали под раздачу. Ставка на золото сработала. Кому доверяют россияне.

1.

Как справедливо писали Ильф и Петров, «пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить 114 вкусных питательных блюд. И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходом. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли».

И вот сейчас, похоже, время пешеходов может вернуться: автомобильный рынок России, возможно, находится на пороге грандиозных перемен.

В правительстве рассматривают проект еще одного, причем существенного повышения утильсбора на ввозимые в страну авто. Проект предполагает, что на машины с объемом двигателя до 2 литров утильсбор повысится с нынешних 300 тыс. рублей до 556 тыс. рублей, а если автомобиль старше трех лет – до 978 000 рублей. На авто с объемом двигателей от 2 до 3 литров, утильсбор вырастет с 844 тыс. рублей до 1,562 млн. рублей, а если старше трех лет – до 2,366 млн. рублей.

Есть одна лазейка: если россиянин выедет за границу, сам купит там авто и ввезет в страну для личного пользования, то ставка утильсбора останется льготной: 3400 рублей за новый автомобиль и 5200 рублей за поддержанный. Но в бизнес это превратить не удастся: у россиян будет право по льготному тарифу ввезти не более 1 авто в течение года и это авто должно оставаться в его собственности не менее чем 12 месяцев.

Кроме того, с 1 января 2025 года предполагается отменить льготный утильсбор на ввоз электромобилей и с нынешних 32 тыс. рублей он вырастет до 667,4 тыс. рублей на новые и с 122 тыс. рублей до 1,174 млн рублей на машины старше трех лет.

В итоге, как предполагают эксперты, этой осенью цены на импортные автомобили могут вырасти более, чем существенно, хороня идея времен упомянутых Ильфа и Петрова: «Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения!»

2.

Как следует из статистики, во-первых, поставщиков авто в Россию стало совсем мало, доминирует Китай. Во-вторых, начались проблемы с комплектующими и запчастями. Как констатирует журнал «За рулем», Россию заполонили поддельные и контрафактные запчасти. Если в прошлом году 25%, то в этом 37% сервисов столкнулись с поддельными запчастями. Чаще всего подделывают машинное масло, фильтры, свечи зажигания и детали подвески авто, причем горюче-смазочные материалы часто изготовлены кустарным способом. Это увеличивает риск поломок и дорожно-транспортных происшествий. «Такого наплыва поддельных запчастей не было с 2007 года», – говорит генеральный директор аналитического агентства Gruzdev Analyze Александр Груздев.

В свое время, предполагая, что такая проблема появится, в Госдуме предложили создать в России так называемую «индустрию восстановления запчастей». Подобные существуют, например, в Индии или Пакистане. Как писали СМИ, предложение было направлено в правительство.

А дальше – тема как в воду канула. И вы не найдете в поисковике ни одного свежего упоминания этой истории. Очевидно, чиновники тогда решили просто: может, обойдется?

3.

Есть и другие новеллы по части автомобилей. Глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов предлагает ограничить ввоз в Россию стремительно набравших популярность китайских автомобилей. Он сказал, что Китай надо поблагодарить за то, что оперативно заполнил нишу после ухода западных автоконцернов, но теперь рынок России насыщен и пора «вводить защитные меры», чтобы стимулировать производство либо тех авто, которые собираются в России, либо собственных авто, в частности – «Москвичей».

«Москвич», кстати, на днях дал прогноз об увеличении продаж своих машин – до 35-40 тысяч в будущем году. В конце этого года намечено начало выпуска новой марки – кроссовера «Москвич 8».

Пока же, как пишет «Коммерсант», самыми распространенными марками среди всего российского автопарка остаются Kia Rio, Hyundai Solaris, Ford Focus, Toyota Corolla, Lada Niva, Lada 2106, Renault Logan и другие памятники автотранспортной скромности. Но если так пойдет, то скоро лидерами автопарка страны вновь станут в основном отечественные модели. Повышение утильсбора и «защитные меры» сделают любые иномарки запредельно дорогими, но, скорее всего, отечественные производители тоже повысят цены на свои изделия.

4.

В общем, не удивительно, что этим летом автопродажи в России переживают небывалый подъем. Эксперты напоминают, что уже в первых числах осени цены на авто могут заметно вырасти. И россияне вняли: в июле этого года было продано на 42% новых автомобилей больше, чем годом ранее и примерно на 7% выросли продажи подержанных машин.

Но кто-то из россиян махнет рукой, полагая, что каршеринг и такси вполне заменят личное авто в собственности.

Однако и здесь намечаются серьезные перемены. Как отмечают СМИ и эксперты, России грозит дефицит таксистов.

С 1 сентября таксисты не смогут работать без обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Чтобы оформить такую дополнительную страховку, нужно получить разрешение на работу в такси. Но 75% нынешних таксистов этих документов не имеет. В итоге 1 сентября три четверти такси могут не выйти на улицы. Как полагают эксперты, начнется массовый отказ от работы в такси, а оставшиеся поднимут плату за поездки.

«Я впервые слышу, что нужен еще какой-то полис, – рассказал в интервью MSK1.RU таксист Владимир Галай. – Кажется, кто-то из высокопоставленных придумал очередную «кормушку». Это последняя капля, дальше работать точно не смогу. Без всяких полисов за 10–12 часов работы в день я зарабатываю «грязными» около 10 тысяч рублей. Из этой суммы вычитаем 30% (3 тысячи рублей) – комиссия «Яндексу», около 500 рублей – налог на самозанятого, 2 тысячи рублей – за аренду машины экономкласса, 2 тысячи рублей – на бензин. Осталось уже 2,5 тысячи рублей»…

В общем, и по этой части – не самые веселые перспективы, такси может превратиться в недоступную большинству жителей России услугу.

5.

Несмотря на потенциальные проблемы с личным транспортом, в России все оптимистично по части национального проекта в сфере транспорта. Его бюджет весной был оценен более чем в 10 трлн. рублей, поэтому масштабные стройки автомобильных и железных дорог продолжатся. А летом вице-премьер России Александр Новак презентовал еще один, совсем новый нацпроект – «Эффективная и конкурентная экономика».

Его цель – выход на устойчивые темпы роста экономики около 3% в год, за шесть лет – рост ВВП не менее чем 16,5%. Это. Конечно, не идея удвоения ВВП, но в нынешних условиях весьма амбициозная задача.

Заявлено, что факторами такого роста станут «сохранение темпа роста инвестиций, рост экспорта, устойчивый рост доходов граждан, кадровое обеспечение экономики и повышение производительности труда», А в рамках самого нацпроекта планируется заняться повышением производительности труда (в том числе – за счет внедрения ИИ и роботизации), поддержкой малого и среднего предпринимательства, реализацией «зеленой» программы, развитием системы государственной статистики и прогнозирования. Еще в проекте говорится о «принципах бережливого производства». «Экономика должна быть экономной!» – вспомнили опытные россияне.

Но не все гладко с национальными проектами. Как сообщила Генеральная прокуратура России, в этом году при реализации нацпроектов уже похищено более 3 млрд. рублей. А по ряду проектов констатируется срыв сроков исполнения.

6.

Все чаще звучат предупреждения о том, о чем мы на канале Finversia говорили еще два года назад, – о потенциальном оскудении ассортимента на российском потребительском рынке. И это может стать дополнительной причиной роста цен. Недавно аналитики Альфа-банка предупреждали об осеннем росте цен на электронику и бытовую технику, а теперь говорят о риске дефицита одежды и обуви, поскольку около половины этих товаров – это импорт. В системе маркировки «Честный знак» отмечают, что первую половину года снижением импорта составило 12% в обуви и 3% в одежде. Усложнение оплаты за импорт для российских компаний тоже уменьшает поток импорта, а с 30 августа еще и Райффайзенбанк закрывает проведение платежей за границу, оставляя лишь узенький «ручеек» для некоторых своих клиентов.

По данным Евростата, торговый оборот России со странами Евросоюза упал наиболее значительно и вернулся на уровень прошлого века – 1999 года, составив менее 5 млрд. евро. Хотя в торговле с некоторыми странами Европы наблюдается даже небольшое увеличение торговых оборотов.

Так или иначе, но широкий ассортимент потребительских товаров может начать все быстрее сокращаться.

Хотя бывают и другие истории по части санкционной «торговой блокады». Например, итальянский банк UniCredit, давно имеющий крупную «дочку» в России – Юникредитбанк – недавно подал в Европейский суд иск на Европейский центральный банк. UniCredit считает, что у ЕЦБ нет права требовать закрыть или ограничить бизнес итальянским банкиров в России. Другое дело, что этот бизнес может быть автономным, внутри России, и не подразумевает, что через Юникредитбанк можно будет осуществлять расчеты за товарные поставки.

Кстати, еще одна известная мировая компания идет, вопреки санкциям, на увеличение своего присутствия в России – знаменитая нефтесервисная фирма SLB (Schlumberger), которая осуществляет по всему миру технологическую поддержку нефтедобытчиков. В общем, несмотря на политику, отдельные герои бизнеса находят возможность обходить санкции: «Нормальные герои всегда идут в обход».

7.

Впрочем, потребительские рынки лихорадит не только от внешних «войн», но и от внутренних. Совсем недавно на российских маркетплейсах обнаружили нацистскую символику, и вот новая напасть: Роскачество обнаружило на маркет-плейсах 400 биологически активных добавок (БАДов) с запрещенными в России веществами, в том числе – наркотическими, Например, найдены БАДы, включающие такие вещества как аитания снотворные, якорцы стелящиеся (tribulus terestis), эфедра, кава-кава и листья коки. За торговлю некоторыми их них в стране предусмотрена уголовная ответственность.

Но и попытка россиян припасть к более надежным и испытанным источникам энергии и вдохновения – тоже под ударом судьбы. Специалисты ассоциации «Антиконтрафакт» и Союза производителей коньяка, спирта и алкогольной продукции заявили на днях, что около 90% продаваемых в России армянских коньяков не соответствуют стандартам и требованиям законодательства.

Впрочем, эта история – скорее, отголосок большой и малой политики. Руководство Армении недавно продекларировало намерение выйти из Общего договора коллективной безопасности (ОДКБ), в Москве это воспринимают крайне негативно. А дальше – негатив пошел по спирали. Белорусский лидер Александр Лукашенко отчитал Армению, а заодно и Казахстан за их отношение к ОДКБ.

Казахстанский МИД вызвал посла Беларуси для объяснений выступил с отповедью Лукашенко. А в Армении оппозиция так обиделась, что забросала посольство Беларуси в Ереване яйцами, помидорами и картошкой Ну, помидоры и яйца – понятно, это традиционные ингредиенты для выражения недовольства, например, представлением или спектаклем. А вот картошка – это вызывает вопрос! Бросать в представительство Беларуси картошкой, это все равно, что закидывать Криштиану Роналду футбольными мячами. Беларусь сама кого угодно закидает картошкой и не слишком большие страны могут быть завалены ей полностью в рамках своих государственных границ.

Кроме того, в Армении решили из-за охлаждения отношений с Россией срочно переписать историю и подготовили учебник, согласно которому Восточная Армения была насильственно включена в состав Российской империи и Россия не была, по сути, надежным протектором Армении в весьма драматичной исторической судьбе. По этой же логике из российской истории можно попытаться вымарать армянского дворянина графа Михаила Лорис-Меликова, бывшего харьковского, а позже петербургского губернатора и министра внутренних дел, одного из блестящих вдохновителей реформ Александра II, чье управление когда-то было названо «диктатурой сердца».

Впрочем, жаль, когда не только великие мужи истории, но и хорошие напитки (а заодно и картошка) становятся заложниками дурной дипломатии.

8.

Стоимость золота на мировых рынках поставила новый исторический рекорд и в связи с этим Россия оказалась в выигрыше в плане своих золотовалютных резервов. Сейчас в резервах России доля золота достигает 29,8%, а с учетом его подорожания этот резерв прибавляет в цене. На сегодня Россия вошла в TOP-5 государств-держателей монетарного золота в мире – вслед за США и Германией и почти наравне с Италией и Францией.

В целом можно констатировать, что ставка на золото позволила Москве сохранить и преумножить силу как минимум части своих финансовых резервов.

9.

Последний опрос ВЦИОМ показал, что россияне не склонны доверять друг другу. 73% опрошенных считают, что при взаимодействии с другими людьми «нужно соблюдать осторожность». 24% готовы доверять другим, еще 3% затруднились ответить (видимо, не доверяют социологам). Причем чем богаче респонденты, тем более склонны доверять другим. Более масштабный опыт взаимодействия показывает, что доверять все-таки можно.

По словам генерального директора ВЦИОМа Валерия Федорова, низкий уровень взаимного доверия возник в 1990е годы, в начале 2000-х степень доверия в обществе начала расти, но (цитирую) «восстановление доверия было прервано из-за новых «травм» в обществе, в их числе – повышение пенсионного возраста, пандемия коронавируса, начало спецоперации и т. д.» (конец цитаты).

Одновременно ВЦИОМ отмечает, что в стране резко выросла популярность брачных контрактов. И в этом тоже усматривают момент недоверия к семейным партнерам.

Зато, согласно недавним опросам ВЦИОМ, в России по-прежнему высок уровень доверия к власти. Например, августовский опрос ВЦИОМ показал, что президенту Владимиру Путину доверяют 79,8% россиян, не доверяют – 15,7%. Премьер-министру Михаилу Мишустину доверяют 62,3%, работу правительства страны одобряют 50,5%.

Такой высокий уровень доверия властям вкупе с таким низким уровнем доверия друг к другу означает, что российское общество по-прежнему полно патерналистских настроений и распределяет свое доверие «по вертикали».

P.S.

На этом сегодня все, ждем ваши комментарии и темы. Подписывайтесь на канал Finversia на платформах YouTube, Telegram, Дзен и Rutube.

  • Ян Арт
  • Finversia

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
400