Самое интересное от Яна Арта

Символы бессилия и позора

A A= A+ 03.10.1995
Сегодня, 3 октября, исполняется два месяца с момента захвата в Кандагаре афганской группировкой "Талибан" самолета казанской авиакомпании "Аэростан" ИЛ-76 и семерых казанских летчиков.

Самолет доставлял груз военной амуниции и патронов кабульскому правительству, с тем, что рейс был совершенно законным, согласились даже представители "Талибана". Однако вопрос об освобождении летчиков остается открытым и по сей день. Судя по всему, в ближайшее время он не будет решен. Для любой страны, чьи граждане стали заложниками, эта ситуация была бы общенациональной сенсацией номер один. В России она остается фоном для других политических пертурбаций.

О ходе переговоров с талибами "ИТ" информировали, начиная с середины сентября. Как известно, параллельно с работой, которую от имени российского МИДа ведет советник российского посольства в Исламабаде Замир Кабулов, начались контакты с "Талибаном" шефа Департамента внешних связей при Президенте Татарстана Тимура Акулова и представителей исламского духовенства. Однако переговоры безрезультатны. Требования талибов - предоставить списки интернированных на территории бывшего Советского Союза афганцев, собрать конференцию по афганским проблемам с участием представителей ООН и Организации Исламская Конференция, - судя по всему всего лишь повод для постоянного откладывания освобождения экипажа. Начавшаяся война между талибами и официальным кабульским правительством, еще более осложнила ситуацию.

Очередная встреча российских и татарстанских представителей с руководителями "Талибана", назначенная на 24 сентября, отложена талибами. Их не удовлетворило то, что в Кандагар не прибыли именно те официальные лица от ОИК и ООН, которые участвовали в предыдущем раунде. 1 октября ситуация повторилась. По мнению Тимура Акулова, находящегося в настоящий момент в Кандагаре, решение вопроса об освобождении казанских летчиков может затянуться на полтора месяца. По словам Акулова, "вести переговоры тяжело, поскольку у талибов нет определенной линии".

МИД России между тем еще раз обратился к ООН и ОИК с просьбой "оказать воздействие" на талибов.

- Удерживая российских граждан по существу в положении заложников и затягивая решение вопроса об их освобождении под явно надуманным предлогом, талибы попирают нормы международного права и гуманности, - заявил недавно официальный представитель МИД Михаил Демурин. - Складывается впечатление, что талибы пытаются использовать инцидент для получения максимальной политико-пропагандистской выгоды...

Вывод дипломата едва ли неясен каждому, кто следил за развитием кандагарского инцидента. Однако сегодня, по прошествии двух патовых месяцев, можно сделать еще один вывод, обращенный уже в адрес Москвы: Россия, по-прежнему считающая себя великой державой, оказалась неспособной защитить и освободить своих граждан - ни силовым, ни дипломатическим путем.

Летайте только самолетами "Аэрофлота"

28 сентября высокопоставленный сотрудник МИД РФ в интервью агентству "Интерфакс" высказался за "прекращение порочной практики бесконтрольной деятельности частных российских авиакомпаний за пределами РФ". По его словам, "инцидент с захватом российского транспортного самолета ИЛ-76 показывает, что наши частные авиакомпании не ставят в известность о своей деятельности ни МИД, ни другие российские ведомства".

"Свобода, которая предоставлена для такого рода экономической и коммерческой деятельности, по сути дела, далеко выходит за рамки экономики и коммерции", - заметил дипломат. Он убежден, что эта свобода "в общегосударственных интересах должна быть ограничена".

Но поскольку подобное ограничение, по словам источника, "не состыковывается с нынешним российским законодательством, действовать надо на парламентском уровне".

"Самолеты наших частных компаний часто сдаются в лизинг за рубеж и летают не под российским флагом, но с российским экипажем" - пояснил дипломат. Допустимость подобного рода занятий для российских граждан, считает источник, "является правовым вопросом, решение которого должно, с одной стороны, не ущемлять конституционных свобод россиян, а с другой, - исключить случаи, когда создается проблема для государственных интересов"...

Словом, запретить, чтобы чего-нибудь опять не вышло. Знакомо, памятно.

В комментарии для "ИТ" директор "Аэростана" Бронислав Исхаков заметил, что не согласен с подобной постановкой проблемы. - "Аэростан", например, отнюдь не частная, а акционерная компания, - заметил г-н Исхаков. - И мы летаем по тем правилам, которые одинаковы для всех. Регламент воздушных сообщений не зависит от формы собственности и если происходят какие-то инциденты, то наивно искать их причины именно здесь...

"Тюремный пансион" в Кандагаре

Тимур Акулов продолжает курсировать между Казанью, Москвой, Шарджой (где находится штаб-квартира эмиратской компании "Трансавиа", арендовавшей казанский самолет) и Кандагаром. В одной из поездок в Кандагар (в конце сентября) его сопровождал казанский корреспондент "Комсомольской правды" Борис Вишневский, который поделился своими наблюдениями с редакцией "ИТ".

Делегация прилетела в Шарджу, затем на попутном самолете удалось добраться до Кандагара. По словам Вишневского, город производит впечатление разрухи и запустения: "Здесь не работают, здесь только воюют".

Губернаторский гостевой дом, в котором содержатся интернированные казанцы, назвать резиденцией невозможно. Дворик - каменный мешок с глухими пятиметровыми стенам  размерами десять на двадцать шагов, по периметру круглосуточно ходят автоматчики. Во дворе - полузасохший колодец и ржавый кран, на который два часа по утрам подается вода.

Мебели нет вообще, в двух смежных комнатах, где заперты летчики, - пестрые тюфяки на полах. В первые дни казанцам пришлось всеми подручными средствами выводить насекомых.

Еда - тростник, чай, рис, виноград. Также питаются и сами талибы. Когда у последних удача на фронте - появляется мясо, а во время наступления кабульских войск на Кандагар (до города армии оставалось 120 километров) о еде чуть ли не забыли вообще.

В критические дни наступления правительственных войск талибы вывезли казанских летчиков на бывшую ткацкую фабрику - прятали от кабульцев. Через три дня - вернули в губернаторский дом.

По рассказу Бориса Вишневского, казанцы живут в основном тем, что доставляется самолетом "Трансавиа" из Шарджи. Каждый такой рейс - один-два раза в неделю обходится "Трансавиа" в 10 тысяч долларов. Кандагарским заложникам доставляют воду, консервы, сигареты, российские газеты из Эмиратов. Вишневский считает, что "Трансавиа" делает все возможное и ее сотрудники максимально пытаются помочь казанцам. Именно они мобилизовали российских летчиков на акцию солидарности с казанцами - российские самолеты, кроме одного тюменьского, в Афганистан не летают. Воздушная блокада серьезно отражается на талибах, так как дороги в окрестностях Кандагара практические непроходимы. Пока казанская делегация добиралась из аэропорта до губернаторского дома - 30 километров - пришлось два раза менять колеса у джипа...

Борис Вишневский привез в Кандагар две буханки черного хлеба, купленные на улице Эсперанто - этого заложники не видели уже давно. Одеты они в то, что было с собой во время рейса двухмесячной давности. Сейчас их жены передали через "Аэростан" и "Трансавиа" теплые вещи: хотя Кандагар находится на юге Афганистана, высота 1 тысяча метров над уровнем моря влияет на климат. Людям, выросшим на равнине, акклиматизироваться здесь непросто.

Борис Вишневский охарактеризовал то, что происходит в кандагарском губернаторском доме двумя словами - тюремный пансион. У талибов есть что-то вроде шефа протокола и он постоянно летчикам напоминает о гуманности "Талибана": если бы летчиков считали преступниками, а не "гостями", то держали бы их в зиндане - яме, кишащей насекомыми, где дают глоток воды и хлебную лепешку в день.

- Естественно, что состояние здоровья казанских летчиков безупречным назвать нельзя, - говорит Вишневский. - Непривычный климат, плохая еда, заключение в четырех стенах - все это отражается и на сердце, и на нервах, и на желудке. Бортинженеру Ризванову с его гипертонией помогла местная миссия международного "Красного креста". Врач- швейцарец оттуда к ним регулярно ходит. Сами казанцы в заключении не распускаются - всегда чисто выбриты, каждое утро - зарядка. Из "Трансавиа" им ракетки бадминтона...

Обстоятельства посадки

На борту ИЛ-76 находились 1304 ящиков патронов. 1 августа загрузились в Тиране, 2-го - на подлете к Кандагару - в 10 часов утра на высоте 8.200 командир Шарпатов услышал по радио: - Володя, это ты. Я должен вас посадить, у меня нет выбора. У меня в Кандагаре дом, семья, девять детей. Я солдат - мне дан приказ ...

Оказалось, в эфире - давний приятель Шарпатова - афганский летчик Гулям. Когда-то он учился в советском летном училище. Теперь - на МИГе-21 с четырьмя ракетами должен или посадить или сбить казанский самолет.

На полосе кандагарского аэропорта уже ждал взвод с автоматами на изготовку. В считанные часы там появился министр иностранных дел Пакистана в сопровождении пакистанских журналистов. Сделали обыск самолета, искали "российский след".

- Им надо было доказать, что Россия вмешивается в дела Афганистана, - считает Борис Вишневский. _ На худой конец - Индия. Акция эта по сути сорвалась, так как никакого "российского следа" нет - есть обычная аренда самолета... Первые две ночи казанские летчики провели в аэропорту, на борту своего самолета, потом их отправили в губернаторский дом.

Новый порядок талибов

Талибы "выскочили" на авансцену мировой геополитики как чертик из коробочки, их появление никто не прогнозировал и эксперты до сих пор теряются в догадках - что это и зачем? Борис Вишневский считает, что к этому вопросу надо добавить несколько других. Почему на улицах Кандагара полно автомашин с пакистанскими номерами? Почему к посаженному казанскому самолету чуть ли не первыми прибыли пакистанские журналисты и учителя талибов - пакистанские муллы?

Талибы - ученики религиозных школ. Еще недавно они были разрозненными "неформалами" и вдруг превратились в организованную силу, которая изгоняет моджахедов, контролирует треть территории страны, имеет дисциплинированную армию в 25 тысяч человек, полтора десятка истребителей МИГ-21, более 200 танков, боевые вертолеты (только в кандагарском аэропорту Вишневский насчитал более десятка). Кто превратил "Талибан" в организованную систему? Иранские источники прямо указывают на Пакистан и Саудовскую Аравию, которые заинтересованы в происходящих переменах под давлением талибов переменах в афганской политике и в правительстве с четкой концепцией исламского государства. "Талибан" стремится именно к этому. По словам его высших чинов, концепция власти дана тринадцать веков назад и надо просто к ней вернуться: "Мы во всем полагаемся на Аллаха - в атаке, и в бою и в мирной жизни".

Талибы на контролируемой ими территории запретили телевидение, радио - в эфире только молитвы, изымают видеокассеты, кинокамеры, закрывают школы в расчете, что когда-то здесь будет медресе. Кстати, делегация Татарстана ночевала в бывшей женской школе, где теперь располагается миссия ООН. Корреспондента Би-би-си выслали из Герата за то, что он сообщил о закрытии школы. Все женщины задраены в чадру и не вправе появится на улице без сопровождения близкого родственника. Если женщине в лавке продадут товар, то продавец рискует лишиться руки. У Бориса Вишневского дважды пытались отобрать фотокамеру. "Шеф протокола" прочертил на руке казанского журналиста линию: "от что у тебя останется от руки, если еще раз вынешь фотоаппарат. Как креститься-то будешь?"...

По мнению Вишневского, то что сегодня происходит в Кандагаре и вокруг него - демонстрирует полную импотентность российской дипломатии. Не только работы МИДа, все дипломатии, всего того, что называется политикой государства. Российский МИД в Кандагаре представлен Кабуловым - советником посольства. Великой державе, видимо, показалось не к лицу вести разговор об освобождении своих граждан на уровне посла, министра или вице-министра. ООН и ОИК в этой ситуации пассивны и постоянно колеблются, Россия то ли не может, то ли не хочет на них влиять.

- МИД не имеет никакой инициативы и руководит процессом на уровне межклерковских переписок, - сказал Борис Вишневский. - Дипломатия спит, хотя произносятся громкие слова типа "Мы не позволим помыкать великой державой". Из четырех сторон - "Талибан", Россия, Татарстан, представители ОНН и ОИК - только Татарстан ведет четкую и целенаправленную работу. Тимур Акулов днюет и ночует на авиамаршруте Казань – Шарджа - Кандагар. Шеф "Аэростана" Бронислав Исхаков - тоже. Хотя переговоры превращаются в фарс. Никто ничего не может сделать и, кажется, в Москве, кажется, никому это не надо. Чьи же заложники - талибов или импотенции российской власти?..

Кому светит звезда России?

...Вернувшись первый раз из Кандагара, Тимур Акулов, уже закончив официальную часть пресс-конференции, заметил: "Если бы такое произошло с американцами, то через день в каждом афганском арыке стояло бы по подлодке Соединенных Штатов". Речь идет о великой державе. А Россия? Начав кровопролитие на собственной территории, не будучи способной вызволить своих граждан из нелепого плена, она мыслит другими категориями. Думцы грозят послать флот к берегам Хорватии и Боснии и отправляют четвертую делегацию в Сараево. Это - в центре внимания средств массовой информации, правительства и оппозиции, политических кликуш и многочисленных "народных совестей". Станислав Говорухин читает в парламенте слезливый рассказ о сербах, с надеждой взирающих на восток - туда, где "светит звезда России". Что-то там говорится о братстве народов и геополитических интересах великой державы. Но Россия с 3 августа 1995 года не может быть великой державой. Россия сегодня - держава позора. И так будет до тех пор, пока семеро ее граждан не вернуться домой.

Газета «Известия Татарстана» (Казань), 3 октября 1995 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
2832