Самое интересное от Яна Арта

По чесноку?

A A= A+ 29.11.2010

Российская политика: она может двигать собой.

Если бы кризиса не было, его стоило бы придумать – примерно так сегодня можно переиначить крылатый афоризм в применении к сегодняшней российской действительности. О которой на днях много говорили демиурги этой самой действительности.

Определенным открытием стало недавнее видеовыступление президента России Дмитрия Медведева, который по сути изложил анамнез российского политического (и как следствие – экономического) устройства. Впрочем, достаточно напомнить выдержки из выступления Медведева:

«…Мы хотим сделать нашу политическую систему просто более справедливой. Более гибкой, более динамичной, более открытой к обновлению и развитию. Она должна пользоваться большим доверием наших избирателей».

«…С определенного периода в нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации. А такой застой одинаково губителен и для правящей партии, и для оппозиционных сил. Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе - она деградирует и становится маргинальной. Но если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть, она просто «бронзовеет» и в конечном счете тоже деградирует, как любой живой организм, который остается без движения».

«…Главная наша задача, задача любой демократии, - повысить качество народного представительства. Сделать так, чтобы политическое большинство не было просто статическим. А точнее, чтобы оно не стало большинством, состоящим из статистов и исполнителей».

«…Политические реформы не должны приводить к хаосу и параличу демократических институтов. Я об этом неоднократно говорил: они должны укреплять демократию, а не разрушать ее… Сегодня могу сказать, что за прошедшие два года мы постепенно, но в то же время неуклонно продвигались к этой цели. И, как мне представляется, мы прилично продвинулись».

«…Наша демократия несовершенна, мы это прекрасно понимаем. Но мы в начале пути. И самое главное – мы не стоим на месте. Мы идем вперед».

Вопросы, которые возникают навскидку. Означает ли это, что выборная система будет в очередной раз изменена и реальной оппозиции будет открыта если не дверь, то хотя бы форточка в парламент? Означает ли это, что монолитной команде нынешних российских «управленцев» намекнули на то, что пожизненной ренты в виде власти им все же не дадут? Означает ли это, что продвижение к демократии началось именно «прошедшие два года», то есть с момента избрания президентом Медведева?

И что это вообще означает?

Это исключительно предвыборный ход, политический реверанс в канун выборов, считают одни. Что-то вроде «самокритики для вида». Это начало самостоятельной политической линии Медведева, полагают другие. Возможно, разговоры о том, что Путин и Медведев вовсе не «мы с Тамарой ходим парой» имеют под собой основание. Это начало нового курса на возрождение ценностей демократии, либерализма, надеются другие.

Поскольку доминирующей традицией восприятия российской политики обществом является цинизм, то, очевидно, большинство пожмет плечами и согласится с первым вариантом. Однако есть несколько симптомов, свидетельствующих, что не все так просто.

Во-первых, встреча главного кремлевского идеолога Владислава Суркова со студентами, где он ясно дал понять, что «Единая Россия» - отнюдь не монополист на политическом рынке страны. Во-вторых, сам Медведев встретился с лидерами некоторых оппозиционных партий и не менее ясно дал понять, что впредь их собираются замечать активнее, чем раньше. В-третьих, и в главных – недавние выступления Владимира Путина по вопросам отношений России с Евросоюзом и НАТО. Где прозвучала готовность России сотрудничать с НАТО, сблизиться с Евросоюзом. Путин даже не исключает, что в будущем Россия может войти в зону евро. На таком фоне как-то сразу уходят в область политической риторики разговоры о мировом финансовом центре и попытках ввести рубль в ряды мировых валют. И автоматически получают мощную подпитку проекты вступления России в ВТО, ликвидации виз между Россией и Европой и проч. и проч.

Если все всерьез – почему? Самое трезвое и логичное объяснение предложил, как ни странно, представитель ЛДПР – думец Константин Сухенко. «Занимаясь проблемами модернизации, Медведев видит, что в сложившейся политической ситуации остается все меньше желающих активно участвовать в политической жизни страны, - заявил Сухенко. - Причина в патернализме и вертикали власти. Так что президент правильно ставит диагноз. Ведь модернизация экономики неотделима от модернизации политической жизни».

Не удивлюсь, если так. В конце концов, еще ни одна страна за последние 60 лет не добивалась модернизации без либерализации политической жизни. Варианты Сталина и Гитлера в современных условиях просто не проходят: их необходимым условием является автаркия, а не финансовая, ни коммуникационная автаркии уже невозможны. Так что вполне возможно, что Россия во втором десятилетии XXI века наконец переболеет «детской болезнью левизны» в либерализме.

 

P.S. Впрочем, с определенной точки зрения новые выступления российских лидеров блекнут на фоне новости, не попавшей в выпуски официальных информационных агентств, но, тем не менее, обошедших в последние дни весь мир. Речь – о приближающихся к Земле гигантских космических кораблях. Скептики утверждают, что это розыгрыш SETI. Романтики задумываются: а вдруг? На этом фоне как не вспомнить сценарии «Армагеддона» и «Дня независимости». И грядущей модернизации всех отношений человеческой цивилизации – внутри самое себя и с внешним миром…

Конечно, разговоры о визите пришельцев могут оказаться мистификацией или дурной шуткой. Остается надеяться, что выступления российских лидеров к их числу не относятся.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
4436