Центральный банк России не считает, что копейка рубль бережет.
Недавний спор о том, стоит или нет отменять копеечные и пятикопеечные монеты, может оказаться верхушкой очень большого айсберга.
Началось все достаточно невинно. Центробанк послал в Госдуму предложение рассмотреть возможность прекратить выпуск копеек и пятачков. Формально речь идет лишь о том, чтобы избавить денежную систему страны от де-факто ненужных номиналов денег, благо счет на копейки трудно обнаружить в каких-либо магазинах, ресторанах, сервисах и проч. и проч.
Однако это «копеечное дело» многие наблюдатели восприняли отнюдь не как проявление заботы о повышении рентабельности монетных дворов. Отмена копеек и пятаков означает, что минимальной по номиналу разменной монетой страны становится 10-копеечная монета. Иными словами, один ноль отрезается на самом низшем уровне денежной системы. А там и до обрезания рубля недалече.
Иными словами (вопреки русской поговорке), идет замах на копейку, а вот удар получается на рубль.
Любопытно, что россиян копеечная инициатива поначалу не напрягла. По данным недавнего опроса портала Superjob.ru, 49% россиян согласны, что копейки и пятаки надо изымать из оборота: «только место в кошельке занимают». Еще 20% считают, что надо вообще отказаться от института разменных монет: «зачем металл переводить, лучше танки штамповать». Однако 18% опрошенных полагают, что отказ от монет приведет к скачку инфляции: «иначе денежная реформа, проводимая скрыто и особенно не афишируемая, станет явью».
Сходного мнения придерживаются и многие наблюдатели. Тем паче, что тема девальвации рубля начинает звучать все чаще и чаще. Об угрозе падения рубля уже рассуждают в прессе. Разумеется, эту тему поднимают исключительно независимые эксперты, официальные лица предпочитают выражать дежурный оптимизм. Видимо, помня годичной давности слова президента Медведева, что пессимистам нечего делать во власти.
Например, министр финансов Алексей Кудрин «не видит серьезных рисков для стабильности рубля», президент Сбербанка Герман Греф полагает, что «девальвация рубля возможна только в случае какого-то серьезного коллапса», а помощник президента Аркадий Дворкович вообще заявил, что текущее снижение курса рубля не является началом новой девальвации, потому что «курсы туда-сюда ходят».
Оно, конечно, так. «Нимфа, туды ее в качель, разве кисть дает!» Но именно потому и тревожно. У нас во властных коридорах, как известно, точно как у мастера Безенчука, что ни гроб – то огурчик. А потому дружное мотание головами высоких чинов по поводу возможной девальвации изрядно напрягает.
Любопытная деталь: президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, на днях в телевизионном интервью посоветовал всем… брать рублевые кредиты, поскольку рубль может зимой серьезно девальвироваться и долг тем самым априори уменьшится. Интервью еще не вышло в эфир, да и, возможно, не выйдет. Как известно, на ТВ о рубле как о покойнике – либо хорошо, либо ничего.
«Ну, для Аксакова девальвация – любимый гаджет», - скажет скептик. Это так, но о возможности девальвации говорят и другие эксперты. Например, авторы последнего бюллетеня Центра развития Высшей школы экономики. Или бывший заместитель председателя Центробанка Сергей Алексашенко. И список скептиков полнится. А если учесть, что девальвация остается единственным способом вывести из патовой ситуации пенсионную систему страны, дело выглядит совсем любопытным. Кстати, вторым способом является повышение пенсионного возраста. Ну и кто применит подобный способ в преддверии выборов?
Тревожно что-то стало этой осенью. Вроде бы и кризис ликвидности миновал, и плохие долги как минимум больше не растут, и бюджет с соцобязательствами справился, и кредитование почти вот-вот уже завтра возрождается. И даже новый лозунг дня появился – модернизация. Это такая штука, которая приходит на смену удвоению ВВП. И все же – тревожно.
Вроде, корабль плывет. В салоне еще играют музыканты, и у рояля раздувают самовар. А на горизонте - лишь крошечная верхушка. Спор о том, копейке быть иль не быть. Вот в чем вопрос…