Ключевая ставка и страсти вокруг ЦБ. Успехи, проблемы и прогнозы экономики России. «Ненастоящая» инфляция. Россияне учатся вязать и встречают Новый год. Ненастоящая икра становится популярной. Дарить алкоголь предлагают запретить. Подарки пенсионерам государство не потянет.
Главным событием минувшей недели стало то, что российский Центробанк, вопреки мнению подавляющего большинства экспертов, на заседании совета директоров 20 декабря не поднял ключевую ставку еще выше, а оставил ее на прежнем уровне – 21%. Судя по всему, те российские банки, которые накануне подняли свои ставки по депозитам, серьезно промахнулись.
За несколько дней до решения Центробанка началась информационная атака на его денежно-кредитную политику. Руководитель «Опоры России» Александр Калинин на встрече представителей бизнес-сообщества с президентом России Владимиром Путиным посетовал, что весь бизнес ратует за то, чтобы ставка не повышалась, но Центробанк отвечает за инфляцию, а не за экономический рост, и поэтому не идет навстречу. Вразрез, прямо скажем, идет. Некоторые СМИ даже опубликовали эту историю под громким заголовком «Путин начал готовиться к реформе ЦБ».
В этот же день были обнародованы результаты исследования РАН об отношении россиян к ключевой ставке. Из него следует, что только 10% верят, что повышение ставки способно снизить инфляцию, и только 16% считают, что это помогает избежать кризиса. Любопытные итоги опроса, жаль только, что появились они как по мановению палочки, но не волшебной, а режиссерской – аккурат в дни, когда все пошли публично стыдить Центробанк.
На следующий день, 18 декабря, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов произнес целую филиппику в адрес Центробанка и лично Эльвиры Набиуллиной. Он назвал повышение ключевой ставки «вредительством», заявил, что ЦБ действует по указаниям Международного валютного фонда и закончил так: «Эй, госпожа Набиуллина, вы как-то вообще адекватны или нет?»
В общем, целый ряд российских мужчин – политиков и экономистов – с присущей им гражданской смелостью и принципиальностью стали говорить о г-же Набиуллиной все, что думают с не менее присущими им элегантностью и достоинством. Полагаю, в ближайшие дни этот парад-алле критики продолжится.
Агентство Bloomberg считает, что сейчас многие члены правительства и шефы крупных госкорпораций соединились в жалобах Путину на Набиуллину. По мнению агентства, от главы Центробанка на всякий случай стали
дистанцироваться и госбанкиры, и министерство финансов.
Так что в скором времени СМИ и отдельные персонажи будут задаваться вопросом: «Уйдет ли Набиуллина?». Но это было бы большой печалью для многих, потому что на кого тогда списывать разгон инфляции, снижение курса рубля, неуспехи крупного бизнеса и проч. и проч.?
Бизнес, тем временем, находится в двояком положении. С одной стороны, на уже упомянутой встрече бизнес-сообщества с президентом России бизнес узнал, что у него (бизнеса) есть и результаты, и успехи.
С другой стороны, все чаще из новостей узнаем, что крупные компании сворачивают свои планы. От инвестиционных проектов отказались РЖД и «Транснефть». Министр экономического развития Максим Решетников заявил, что многие компании сокращают свои инвестпрограммы из-за денежно-кредитной политики. Возникает диссонанс между такими сообщениями и заявлениями президента страны об экономическом росте в России, успехах и хороших перспективах.
И хочется спросить чиновников: как же так получается, что вы констатируете проблемы, а президент говорит о росте? Именно вы готовите ему сводки и данные, а потом, когда первое лицо государство говорит о позитиве в экономике, не можете ему возразить, потому что сами же и докладывали об успехах. Сначала вы ставите человека на пьедестал, а потом, где-то в тени этого пьедестала, по сути сообщаете, что не все так хорошо, как заявлено с этого пьедестала. Но так как в принципе возражать президенту стало совсем не принято, то возникает когнитивный диссонанс всероссийского масштаба.
Тем временем, исход корпораций из собственных бизнес-планов продолжается. Например, ВТБ недавно вышел из проекта строительства нового офисного небоскреба неподалеку от Москва-Сити, затем вышел из капитала Первой грузовой компании и продал свою долю в проекте строительства пассажирского морского порта в Геленджике. «Почта России» тоже продает имущество, чтобы сократить свои перманентные убытки и продала Почта-банк, который, кстати, приобрел ВТБ. У ВТБ вообще хобби такое – организовывать дочерний банк, ориентированный на массового потребителя, и то продавать, то закрывать его. Были проекты Лето-банка, банка ВТБ 24, теперь вот с Почта-банком схожая история.
На днях и компания МТС заявила, что из-за высокой ключевой ставки будет и оптимизировать затраты, сократит инвестиции и персонал и откажется от развития некоторых направлений.
Многое в нынешней экономической повестке России напоминает стихотворение про дом, который построил Джек. Вот это бизнес, который сокращает инвестпрограммы, поскольку ему мешает высокая ставка ЦБ. Вот это ЦБ, который поднял эту самую ставку, поскольку надо победить инфляцию. Вот это инфляция, которая мешает всем, которую надо победить высокой ставкой, которая не дает развиваться бизнесу, которому трудно поэтому поднимать экономику России, у которой при этом все хорошо…
И – немного отдельно – вот это министерство экономического развития, которое прогнозирует эту инфляцию. Напомню, что на 2024 год оно прогнозировало 5,1%, потом пересмотрело прогноз до 7,3%, но и он оказался ниже реальности. И вот в финале года министерство экономического развития говорит о пересмотре своего прогноза по инфляции на 2025 год. Минэк ожидал в будущем году уровень инфляции в 4,5%, но, по словам министра Максима Решетникова, текущий уровень инфляции превышает эти цифры.
«Мы тоже заметили!» – согласились россияне, кроме слепых и скорбных разумом. Так что же, минэк выдал на гора новый прогноз? Нет, но пообещал, что ближе к марту-апрелю уточнит свой предыдущий прогноз в 4,5%. Что ж, с интересом ждем, хотя общий вектор возможного уточнения инфляции в целом ясен и немного напоминает обещание Джона Сильвера: «Через час те из вас, кто останется в живых, будут завидовать мертвым»…
Тем временем заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев заявил, что чиновники скрывают реальную инфляцию. Именно поэтому так часто звучит вопрос, почему Центробанк так сильно повысил ставки. По мнению Арефьева, Набиуллина вынуждена повышать ставку, чтобы бороться с реальной, а не выдуманной инфляцией. Арефьев делает вывод: «Виноват не один Центральный банк, там виноваты все». По его мнению, реальная инфляция практически вдвое выше официальной – то есть 17-18%, а не 8-9%, но (цитирую) «решения в экономике принимаются не на основе правдивых показателей».
Мнение Арефьева подтверждается опубликованными осенью данными холдинга «Ромир», который на основе цен на товары повседневного спроса сделал вывод, что только за первые 9 месяцев этого года рост цен составил почти 14%, а за последние 12 месяцев – более 21%.
Так что дискуссия на тему инфляции энергично продолжается. С учетом, что дискуссии в нынешние времена – это вам не академический спор в кабинетной тиши, а смесь гражданской войны с диареей, остается только гадать, какой вывод из нее можно делать. То ли те, кто говорит о реальной инфляции вдвое выше официальной, – распространяют фейки и дискредитируют что-нибудь. То ли те, кто утверждает о верности расчетов официальной инфляции, – нагло врут. В любом случае, дискуссия – это нехорошо, это раскачивает лодку.
Пока же кипят страсти, в одном из регионов России постановили решить проблему роста цен конкретным старым дедовским способом. Губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных на прямой линии с населением объявил о введении продуктовых карточек, которые будут выдаваться незащищенным категориям граждан – прежде всего, пенсионерам. Власти намерены обеспечить минимальную торговую наценку по товарам, которые можно будет приобретать по таким карточкам.
Кстати, сами россияне и помимо решительных губернаторов находят свои способы борьбы с ценами. Как выяснилось из недавнего исследования Почта-банка, россияне стали чаще сами вязать себе одежду: затраты на пряжу и спицы в этом году выросли на 41%, а число их покупок – на 22%. Впрочем, по мнению Почта-банка, вязать россияне начали не по причине дороговизны одежды, а потому что это занятие помогает расслабиться и снять стресс, кроме того, так можно (цитирую) «восполнить детские мечты и сотворить шедевр».
Мысль интересная, даже не подозревал, что многие в детстве мечтали вязать. Что же до шедевров, то для этого у нас есть генеративные сети и Государственная дума. Но в любом случае, за россиян можно только порадоваться.
Что же касается стресса, который россияне ринулись снимать с помощью вязальных крючков и нереализованных детских шерстяных комплексов, то на днях журнал «Секрет фирмы» поделился с россиянами советами психологов
о том, «как справиться с тревогой и весело отметить Новый год». По мнению психологов, многие испытывают стресс в канун Нового года, потому что не успели все намеченное сделать в старом году. «Секрет фирмы» цитирует совет психологов: «Не требуйте от себя невозможного. Обязательно выделите в декабре время на отдых – тот, который нравится именно вам».
Как выяснилось из опроса Россельхозбанка, россиянам больше всего нравится встречать Новый год дома – так намерены поступить около 63% опрошенных. 37% на новогодних каникулах планируют совершить путешествие.
Остаться дома – правильное решение, поскольку с нового года цена, например, зарубежных поездок, вырастет минимум на 20%. Как сообщил генеральный директор компании Tez Tour Воскан Арзуманов, это связано с девальвацией рубля. Правда, при этом стоимость туров вырастет вдвое больше самой девальвации – видимо, про запас.
На этом фоне желание двух третей россиян встретить Новый год дома – выглядит весьма разумно. Как говорил герой фильма «Кавказская пленница»: «Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!»
Кстати, о совпадении желаний и возможностей. По данным аналитиков сервиса «Контур. Маркет», спрос на имитированную икру в России вырос за год почти на 20%. Аналитики считают, что спрос на искусственную икру вырос из-за роста цен на настоящую. В прошлом выпуске мы говорили, что, по заверениям Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), «стремительного роста» цен на икру не будет. Правда, Лента.ру пишет, что рост цен на красную икру является «аномальным» – более чем на 50%. Но, кто знает, может быть, 50% считается «аномальным», но не «стремительным».
Так или иначе, но россияне все же предпочитают переключаться на искусственную икру. Что ж логично, воплощается интересная идея: потратим ненастоящий рост зарплат на ненастоящую икру!
Правда, по части плавающей еды грозят и другие напасти. Как сообщает «Коммерсант», три крупнейшие рыбоперерабатывающие компании России в эти дни повышают отпускные цены – от 3% до 25%. Цены на рыбную продукцию и без этого росли весь год – заводчики объясняли это плохой путиной. Ну, а под новый год сам морской бог велел поднять еще раз цены: все равно купят. Кстати, Росрыболовство заявило, что не так уж велика проблема плохого улова, на который ссылаются, и что объема выловленной рыбы достаточно для удовлетворения внутреннего рынка». Напомню, что полтора года назад правительство России ввело запрет на поставки рыбы из «недружественных» стран. Тогда в министерстве сельского хозяйства заявили, что это (цитирую) «освободит отдельные ниши рынка, которые заполнят отечественные производители». Так вот: нишу отечественные производители заполнили, а вот рыба – не очень.
Как выяснилось из недавнего опроса портала SuperJob, только 10% россиян намерены в новогоднюю ночь смотреть по ТВ развлекательные программы, еще 34% отметили, что включат их разве что «фоном».
Что любопытно: по данным другого опроса, на этот раз – фонда «Общественное мнение», 26% россиян ждут в новом году повышения своего достатка. И вот здесь непонятно: четверть россиян ждут повышения достатка, при этом только 10% будут смотреть телевизор. В задачке спрашивается: а как без телевизора узнать, что ты стал богаче?
Еще в одном предновогоднем опросе, россияне рассказали о том, сколько намерены потратить на новогодние подарки друзьям и близким. Выяснилось, что половина россиян намерены потратить на такие подарки от 1 до 5 тыс. рублей, 14% – от 5 до 10 тыс., 7% – от 10 до 20 тыс., 8% – более 20 тыс. рублей. Портал Сравни.ру собрал для своих пользователей идеи новогодних подарков.
А в Госдуме, тем временем, этот потенциальный список «даров волхвов» предложили подсократить. Как сообщило правительственное агентство РИА, депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Свинцов предлагает запретить россиянам дарить друг другу алкоголь, а тех, кто нарушит это правило, штрафовать (частных лиц – на 5 тыс. рублей, а юридических лиц – на 100 тыс. рублей).
Почему-то опять вспоминается недавний призыв председателя Госдумы Вячеслава Володина, который попросил депутатов «думать головой», прежде чем озвучивать разные интересные идеи. И это – хорошее предложение, вполне годное и к штрафам за алкогольные подарки. К тому же многие россияне часто передаривают алкоголь, который им дарят (например, когда сами не любят приключений этилового спирта в собственном организме). И что же в таких случаях предлагает депутат Свинцов? «Поллитра? Вдребезги? Да я тебя!»…
В Госдуме в эти же дни отвергли вариант и другого подарка. Депутат Думы Светлана Бессараб сказала, что (цитирую по публикации в Лента.ру), идея о введении новогодней выплаты для семей с низким доходом и пенсионеров является непродуманной. Чуть ранее это предложил вице-спикер Думы Борис Чернышев.
По мнению Светланы Бессараб, суммы, потребной на такой подарок (полтриллиона рублей), в бюджете нет.
Одновременно депутат Бессараб сказала, что и идея выплаты 13-й пенсии на день рождения пенсионеров тоже является «нежизнеспособной», потому что (цитирую) «у страховой пенсии другая природа» и выделение средств на такой подарок расстроит социальные обязательства государства, у которого, к тому же, все «строго рассчитано».
И вот у меня возникает небольшое непонимание. Почему я, будучи руководителем небольшой, далеко не самой успешной и не самой прибыльной компании, могу дарить своим сотрудникам на день рождения по 20 тыс. рублей и выплачивать всем 13-ю зарплату перед летним отпуском и 14-ю зарплату перед Новым годом, а такое большое государство – не может даже разовую выплату? И второй вопрос. Выплачивая 13-ю и 14-ю зарплаты, я плачу с них все положенные отчисления в госфонды социального страхования. И государство ну никак не могло на них «строго рассчитывать» – это же внеплановые премии. Так может, в виде исключения, взять и эти дополнительные отчисления компаний направить на новогоднюю или «деньрожденную» выплату российским старикам? Или – «другая природа» мешает? Как говорится: берегите природу, мать вашу…
Что ж, оставим подарки на день рождения частным делом, ведь государство, как известно, нас не просило ни рожать, ни рожаться…
На этом сегодня все, ждем ваши лайки и дизлайки, комментарии и темы. Подписывайтесь на канал Finversia на платформах YouTube, Telegram, Rutube, ВКонтакте и Дзен.