Самое интересное от Яна Арта

Кому в России денег дадут?

A A= A+ 29.04.2022
Сколько времени надо, чтобы переформатировать экономику России? Москва будет жить по-прежнему. Как премьер-министр Польши с катушек слетел. «Мы наш, мы новый мир построим». Крупный бизнес просит у государства денег. Матвиенко пойдет пикетировать правительство. Работу супермаркетов по воскресеньям предлагают запретить. Борьба с коррупцией. Отечественный смартфон и пустые кинотеатры. Туристов отправят в Заполярье. Вопрос с пенсиями и пособиями остается открытым.

1.

Сколько времени надо, чтобы переформатировать экономику России в условиях западной блокады? Это один из главных вопросов сегодняшних экономических новостей. Некоторые мнения на сей счет прозвучали еще в марте и начале апреля. Премьер-министр Михаил Мишустин сказал, что для перестройки экономики понадобится полгода, глава Банка России Эльвира Набиуллина в недавнем выступлении в Думе заявила, что только этим летом начнется «трансформация бизнеса». Олигарх Олег Дерипаска считает, что понадобится десять лет.

Все это немного напоминает некрасовское: «Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу».

Понятно, все эти люди вовсе не обязаны быть едины в своих оценках, но смущает такой сильный разброс – от полугода до десяти лет.

В последние дни поиск ответов на вопрос «Сколько?» (как вариант: «Доколе?!») продолжился. Например, международное рейтинговое агентство S&P солидарно в своих оценках с Дерипаской: десять лет надобно. А вот глава Счетной палаты России Алексей Кудрин считает, что Россия будет жить в очень сложной ситуации полтора-два года.

Но всех прогнозистов – и оптимистов, и пессимистов – переплюнул мэр Москвы Сергей Собянин, который, по сути, считает, что вопрос УЖЕ решен. По словам Собянина, Запад пытался обвалить экономику России, «а мы выстояли и спокойно работаем».

Мэр Москвы заявил, что «несмотря ни на какие проблемы, Москва не отменяет свои программы», что столица реализует свои «системные проекты» и что «мы идем своим путем».

Ну, про «Мы пойдем своим путем» слышать уже как-то доводилось, а вот по другим пунктам хотелось бы большей ясности.

Правильно ли я, как обычный московский обыватель, понимаю, что, несмотря на экономические проблемы всей страны, Москва так же энергично продолжит каждый год перекладывать и без того отличный асфальт и упоенно менять летние бордюры на зимние?

Правипьно ли я понимаю, что та чудовищная разница в оплате труда и в качестве инфраструктуры, которая есть между Москвой и почти всей остальной Россией, разница, которая достигнута в последние 20 лет, будет по-прежнему углубляться?

И если на оба вопроса ответ «да», то возникает финальный вопрос – как столица в трудное для страны время ощущает себя рядом с другими российскими городами и весями? Как это было в фильме «Шпион»: «Это моя семья или я взяла заложников?»

2.

Состояние экономики России в условиях экономической блокады на днях оценил и премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Он заявил, что «Россия неплохо справляется» с санкциями. Эту новость опубликовало официальное агентство РИА и она наверняка могла бы порадовать всех, кто «болеет за Россию», если бы не одно «но»: увы, премьер-министру Польши верить нельзя. Несколькими неделями ранее лидер «Единой России» Дмитрий Медведев сообщил, что премьер Польши «слетел с катушек». Зачем информационное агентство приводит мнение человека, который «слетел с катушек», – большой вопрос. Потому что возникает дилемма. Либо польский премьер «слетел с катушек» и тогда его мнению об устойчивости российской экономики грош цена. Либо он не «слетал с катушек» и тогда грош цена суждениям о самом премьере.

Впрочем, это – детали эмоционального плана…

Хотя эмоции тоже важны. Под прошлым выпуском «1001 секунды об экономике» появился целый сонм комментариев на тему, что, мол, обозначать проблемы и нестыковки в момент вызовов, перед которыми оказалась экономика страны, – это оппортунизм и упадничество. И что, мол, мы сейчас засучим рукавами, потерпим и построим нечто выдающееся. Не могу не согласиться – смысл в таких эмоциях есть. Закроем глаза на все проблемы, засучим рукава, потерпим и построим! Тем более что кому-кому как не нам сучить, терпеть и строить? Да еще и с закрытыми на проблемы глазами? Ведь у нас огромный исторический опыт – и по части «терпеть» и по части «построить». Так что – боремся со «всепропальшиками» и сохраняем оптимизм.

3.

Итак, с вопросом «Сколько понадобится времени?» разобрались. Вариантов тьма – от «уже справились» до «десять лет». Вопрос второй, классический для России, – что делать?

Вроде бы ответ понятен: помогать бизнесу, поддержать отечественного производителя и т.д. и т.п. А вот варианты того, КАК именно помогать и КАК именно поддержать, – расходятся.

Крупный бизнес первым подсуетился: еще в первые дни марта появилось сообщение, что Российский союз промышленников и предпринимателей передаст правительству запрос крупного бизнеса (интересы которого и представляет РСПП) на новые льготы для перезапуска экономики.

И тут надо отдать должное прозорливости наших олигархов, рядом с которыми Мишель Нострадамус и Эльвира Набиуллина скромно отступают в тень. Представьте: 5 марта, еще толком ничего неизвестно, санкции только разворачиваются, неясно, какие решения будут приняты, к чему они приведут, а крупный бизнес России УЖЕ знает, сколько ему надо дать от страны. Прямо как в поговорке: наш пострел везде поспел.

Вся эта история немного напоминает старый советский анекдот. В татарском колхозе идет собрание. Председатель сообщает, что план по урожаю выполнен, колхоз наградили двумя автомобилями «волга». Одну машину председатель взял себе, другую – отдал сыну. «Можете высказывать, только регламент жесткий – в двух словах»… Встает старый уважаемый всеми аксакал.

– В двух словах сможешь? – спрашивает его председатель.

– Могу…

– Ну давай…

– Маладэц, б…

В общем, с крупным бизнесом всё в двух словах ясно. Ему нужна помощь. Он – самый пострадавший. Статистика это подтверждает: боссы крупного бизнеса России потеряли от санкций примерно 30 океанских яхт, а руководители малого бизнеса – ни одной! В задачке спрашивается: так кому помогать, а?

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что капитаны ссаженного на берег крупного бизнеса замолвили словечко и за меньших своих братьев. Себе они попросили помощи от государства, а руководителей малого и среднего бизнеса предложили выпустить из тюрем – пущай работают на благо страны. В прошлом выпуске «1001 секунды об экономике» я уже рассказывал, что Олег Дерипаска призвал отпустить на свободу сидящих в тюрьмах по некоторым статьям предпринимателей, «чтобы они начали работать и создавать рабочие места», тем паче, что «бежать-то им некуда».

Со схожей идей на днях выступила спикер российского сената Валентина Матвиенко. И вдобавок пригрозила несанкционированным митингом или как минимум одиночным пикетом. «Свободу бизнесу! Если не будет свободы бизнеса, ничего не будет! Возьму плакат и пойду к правительству с плакатом», – заявила Матвиенко на заседании Совета законодателей в Петербурге.

Спикер верхней платы так пояснила свою мысль: «Пусть кто-то вышивает, кто-то пирожки печет, кто-то сапоги шьет. Дайте людям свободу, не трогайте сейчас никого! Пусть сами себя кормят и еще какие-то рабочие места создают. Региональные парламенты, проследите за этим, пожалуйста».

И хотя с одной стороны призыв Матвиенко вызывает чувство солидарности и даже готовность постоять рядом с ней и ее плакатом, с другой – меня опять терзают смутные сомнения.

Лучшей помощью малому и среднему бизнесу России было бы послабление налогов. Однако власти упорно говорят о другой помощи – освободить бизнес от проверок. Получается, что российская власть считает главной напастью для отечественного производителя саму себя? Мол, если потребовать от самой себя не дергать бизнес, то все получится хорошо и российская экономика расправит крылья и полетит? Тогда, если продолжать ту же логику, самое лучшее, что может сделать такая власть для экономики, – это самоликвидироваться…

Иначе, видимо, придется все-таки увидеть одиночный пикет из четвертого человека в государстве перед зданием правительства.

4.

Есть и другие идеи, как помочь отечественному бизнесу. Например, депутат Госдумы Олег Матвейчев предложил запретить сетевым супермаркетам работать по воскресеньям. По его мысли, тогда по воскресеньям покупатели пойдут в маленькие магазины и на ярмарки, что, цитирую, «поможет развитию российских фермерских рынков».

И опять предложение вызывает вопросы.

Вопрос первый: я правильно понимаю, что система торговли продуктами в стране выстроена как-то так, что она МЕШАЕТ развитию российских фермерских рынков»? И если это настолько очевидно, то какого же… корнеплода антимонопольная служба совсем недавно выдавала одно за другим разрешения на поглощения одних торговых сетей другими, более крупными? И какого же… сухофрукта наши доблестные парламентарии и муниципальные власти так истово бороли-бороли и побороли всевозможные ларьки и бабушек с укропом у входов в крупные магазины?

И вопрос второй: а можно ли в нашей стране ПОМОЧЬ одним, НЕ ЗАПРЕЩАЯ работать другим? Или решать ЛЮБУЮ общественную задачку через запрет – оно для парламентария привычно и зачем же профессионалу зря руку сбивать?

5.

Хорошо, вопросы «Сколько осталось?» и «Что делать?» мы прошли, теперь остался третий российский вопрос из классической триады, – «Кого посадить?».

Власти объявили о новом усилении борьбы с коррупцией. Президент России ввел в действие систему «Посейдон». Характерная деталь: оператором системы назначено ведомство, у которого совсем иные задачи по профилю, – Федеральная служба охраны (ФСО). Однако другие ведомства тут же поспешили продемонстрировать, что тоже не зря щи едят.

Как сообщили СМИ, Федеральная служба безопасности (ФСБ) поймала коррупционеров, а именно – сотрудников РАНХиГС. В новостях опустили полное название РАНХиГС – Российская академия народного хозяйства и государственного управления при Президенте Российской Федерации. Ну, и для полноты иронии судьбы, видимо, в сообщениях уточняется, что (цитирую) «присвоенные сотрудниками бюджетные деньги изначально были выделены на реализацию программы повышения профессиональной квалификации «Системный подход в управлении регионом». Что ж, логично, возможно, коррупция в России – это неотъемлемая часть «системного подхода в управлении регионом»?

Пока российские охотники за коррупцией ищут главных коррупционеров в ученой среде, в дружественной и союзной Беларуси пошли схожим путем – и нашли коррупцию в среде медицинской. В Беларуси решили, что новое – это хорошо забытое старое и анонсировали «дело врачей». Как сообщают СМИ, в Беларуси по подозрению в коррупции арестованы 36 врачей, включая личного врача самого Лукашенко. У кого же брал взятки личный врач президента – правда, не уточняется.

Но в целом можно сказать, что сюжет развивается интересно. Президент поставил задачу усилить борьбу с коррупцией? Отлично, в России возьмем преподавателей, а в Беларуси – врачей. Их не так жалко, а задача как бы будет выполнена…

6.

Вернемся от коррупции к экономике (хотя некоторые считают, что это одно и тоже). Новости разноплановые.

Банк России заявил, что потеря банками половины капитала – это «нестрашный сценарий». Совсем недавно за потерю капиталов банкиров сажали, но сейчас – вместе весело шагать по просторам. Думаю, через полгода мы начнем узнавать, сколько именно капитала исчезло в банках из-за санкций, а сколько – ну, делось куда-то…

В Ростовской области чиновники заговорили о крахе транспортной отрасли. Что надо – отгадайте с трех раз. Конечно же, денег из бюджета.

Появился первый отчет об импортозамещении смартфонов. Как сообщает «Коммерсантъ», продажи отечественного смартфона от «Ростеха» в первый квартал 2022 года составили 370 штук. То есть пока пошло не очень, есть риски и приложения на таких смартфонах не устанавливаются, но все же первые смельчаки, взявшиеся за смартфоны без приложений, в стране нашлись.

Магазины OBI возобновляют работу в России. Аэропорт «Внуково» вслед за «Шереметьево» отправляет сотрудников в простой и планирует сокращать персонал. Некоторые терминалы российских аэропортов закрыты до лучших времен. Ну, и совсем недавно российская Ассоциация владельцев кинотеатров попросила власти о поддержке. Кинотеатры опустели, корейского и индийского кино не хватает, зрелищное отечественное кино, по мнению кинопрокатчиков, отсутствует, есть риск, что половина кинотеатров закроется…

Естественно, что среди наиболее проблемных отраслей – туризм. Последняя новость из этой сферы – Россия вышла из Всемирной туристской организации (UNWTO). Как отмечают представители властей, это на самом туризме никак не скажется, тем паче – на внутреннем.

О развитии внутреннего туризма оживленно заговорили с самого начала экономической войны. Появилась «туристическая декларация», которую подписали губернаторы шести регионов – Астраханской, Вологодской, Мурманской, Нижегородской областей, Пермского края и Республики Тыва.

Теперь за развитие туризма решили взять и в Мурманске. Здесь решили выделить деньги из регионального бюджета предпринимателям, которые возьмутся за развитие экотуризма в Заполярье. Это как отдых на ферме в Баварии, только воздух свежее.

Правда, размер субсидий для предпринимателей вызывает некоторое удивление – до 1 миллиона рублей. Какой «туристический объект» можно построить на 1 миллион – остается только гадать. Может быть, купить поддержанную «Ладу Гранту» и предложить туристам аттракцион по замене колеса в условиях полярной ночи?

Впрочем, не стоит переживать за скудность субсидий на развитие отечественного туризма – деньги идут неплохим потоком и этот поток даже дает интересные ответвления и водовороты. Как выяснила Счетная палата России, регионы в рамках модной темы «Помогите нам развить внутренний туризм и Нью-Васюки обеспечены!» получили из бюджета в 2019-2021 годах 20,7 млрд рублей.

Далее в отчете Счетной палаты отмечается, что «в 2019 году почти треть этих средств была использована без достижения требуемого результата, а в 2020 году – 45%». Возможно, далее этот отчет должен пойти в работу борцам с коррупцией, но они, как мы знаем, заняты преподавателями из РАНХиГС. Так что ждем нового отчета о развитии внутреннего туризма в 2022 году.

Но заранее уверены – сами инициаторы всевозможных туристических проектов не отправятся в экотур куда-нибудь в Заполярье…

7.

Крупный бизнес просит деньги из бюджета, авторы туристических проектов просят деньги из бюджета, кинотеатры просят деньги из бюджета… Единственная тема, которая нуждается в деньгах из бюджета, но о которой перестали упоминать, – это индексация пенсий и социальных выплат. Этой теме были посвящены все последние выпуски программы «1001 секунда об экономике» и в очередной раз остается лишь напоминать краткое содержание предыдущих серий. В марте президент России говорил о необходимости к 1 апреля определиться с вопросом, как компенсировать экономический удар социально незащищенным гражданам. Затем президент дал поручение чиновникам представить свои предложения до 20 апреля. Затем на этот счет было выступление помощника президента Максима Орешкина, но – лишь в общих чертах, мол, помощь будет.

И вот 28 апреля – новое сообщение: власти планируют повысить минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум на 9%. О конкретных сроках индексации пенсий и выплат по-прежнему ничего не известно. Обещать – не значит жениться…

Тем более, что сводки с фронтов (экономических, разумеется, свят-свят-свят) говорят одно: а может, и повышать ничего не надо? Как сообщил Росстат, реальные располагаемые доходы россиян в январе-марте этого года снизились всего-навсего на 1,2%. Да и сахар, по общению того же ведомства, продолжает снижаться в цене. Из чего можно постепенно сделать нехитрый вывод: все неплохо, может, и не надо никому ничего повышать.?

Тем более, что с бюджетом – интересные приключения. Разговоры о рекордном профиците платежного баланса и бюджета страны сменились на прямо противоположные. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что дефицит бюджета России в 2022 году может составить 1,6 трлн рублей, а окончательный размер дефицита будет ясен после понимания того, какие меры потребуются для поддержки экономики.

Внимательный россиянин в этом месте может спросить: «Я правильно понимаю, что с учетом дефицита тема повышения пенсий и социальных выплат может завершиться сакральным «Денег нет, но вы держитесь»?

Полагаю, ответ на этот вопрос мы получим уже в ближайшие дни. Или – не получим. Но это тоже будет ответом…

Finversia.ru, 29 апреля 2022


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
2691