Самое интересное от Яна Арта

Газ до отказа – одной ногой в рай

A A= A+ 29.03.2022
Газ за рубли. Россия и Европа торгуются по поводу газа. Auchan остается в России. Хлеба россиянам хватит. Дефицит офисной бумаги. 40% строек в стране заморожено. Инфляция в России: прогноз 17%. Как растут цены на продукты, стройматериалы и автомобили. Насколько упадут доходы россиян. Проблемы с зубами, лекарствами и самолетами. Сколько продлится кризис.

1.

Если новостная повестка первой половины марта была наполнена известиями о все новых и новых волнах санкций, принимаемых в адрес России, и сообщениями об уходах иностранных компаний и производств из страны, то последняя неделя богата на новости о том, какие именно меры намерена предпринять Россия в качестве ответа на эти санкции, что собирается делать со своей экономикой и какие последствия ожидаются в результате глобального экономического конфликта.

Самой заметной антисанкцией стал указ президента России, предписывающий перевести продажу российского газа в недружественные страны с долларов и евро на рубли.

Ответная реакция страны Европы: так нельзя, это нарушение условий газовых контрактов. Российские эксперты считают, что речь идет не об изменении контрактов, а лишь об изменений условий дополнительных соглашений, определяющих условия оплаты. И все сходятся, что эта история – ответ Кремля на заморозку активов российского Центробанка. К настоящему времени ясно, что этот ответ вызвал некоторый коллапс и неясно, чем кончится эта шахматная партия.

Многие европейские лидеры уже заявили, что не намерены расплачиваться за газ в рублях и не будут менять валюту газовых контрактов. Ускорился поиск альтернативы российскому газу – в частности, закупки катарского газа и сжиженного природного газа из США. В то же время многие в Европе, например, руководители Германии и глава Европейского центробанка Кристин Лагард считают, что отказаться от российского топлива Европа не сможет, как минимум – оперативно. В свою очередь, эксперты отмечают, что и Россия не сможет оперативно перестроить направления газового экспорта. В общем, продолжая шахматные аналогии, можно сказать, что здесь складывается классический цугцванг. Очевидно, что в ближайшие дни газовая тема получит какое-то новое продолжение. Хотя есть риск, что она для обеих сторон дойдет до состояния «газ до отказа – одной ногой в рай».

2.

На минувшей неделе иссяк поток иностранных компаний, сообщающих об уходе из России, остановке производства или сокращении поставок. Наоборот, возник обратный вариант: крупнейший ритейлер Auchan , вслед за Leroy Merlin , заявил о намерении продолжить работу в нашей стране. В Интервью Le Journal du Dimanche генеральный директор Auchan Ив Клод заявил, что «компания действует в интересах простых людей», «главное для нас – сохранить наших сотрудников и обеспечить выполнение нашей основной миссии, продолжать кормить население этих двух стран». К этому остается добавить, что у Auchan более 11% выручки формируется на российском рынке, так что уходить ритейлеру из России весьма и весьма накладно. Президент Украины Владимир Зеленский уже упрекнул французские компании в поддержке военной операции России. Однако трудно поверить, что хруст французской булки, как впрочем, и вальсы Шуберта, закаты, переулки – все является частью официальной политики Кремля.

Что же до других покинувших Россию европейских, американских и азиатских компаний, то вокруг них продолжают кипеть страсти в диапазоне от «Они вернуться» до «Катись колбаской». Многие эксперты, равно как и чиновники, считают, что когда первая волна эмоций схлынет, многие мировые производители все же вернутся.

Правда, тем компаниям, которые могут вернуться, заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев на днях грозно напомнил, что «запас терпения России ограничен».

Но это – опять эмоции. Куда проблематичнее то, что у России ограничен не только запас терпения, но и много другого – продуктов, медикаментов, прокладок, автомобилей, самолетов, двигателей, телефонов, напитков, моющих средств и двойных гамбургеров.

Тема потенциального дефицита продуктов и товаров в результате экономической блокады с начала марта постепенно выходит на первый план. Риск перебоев в поставках, пустых полок и банкротств пищевых предприятий существует, констатируют специалисты.

«Лента» и другие сети ритейлеров тряхнули стариной и ввели ограничения на продажу некоторых продуктов – вспомним сакраментальное советское «Больше одной пачки в одни руки не давать!».

Заместитель министра сельского хозяйства России Оксана Лут призвала россиян не скупать продукты впрок. Как сообщает Лента.ру (не та, которая «две пачки в одни руки не давать», а другая), заместитель министра «отметила, что смысла в покупке больших объемов продуктов длительного хранения с целью спекуляции нет». «А с целью еды?» – осторожно поинтересовались плотоядные россияне. Но их успокаивает то же министерство: хлеба в России достаточно, его дефицит не прогнозируется. Как сказала г-жа Лут, «у нас есть семена, у нас есть сельхозтехника, у нас есть средства защиты растений. То есть все, чтобы посеять и получить хлеб, у нас есть».

Звучит, конечно, обнадеживающе, но, как гласит старая русская поговорка, хлеб на хлеб не намажешь и есть подозрения, что россиян интересуют не только перспективы хлеба, но и других продуктов.

3.

А пока страна готовиться, продолжая мысль заместителя министра, к тому, чтобы пожать то, что посеешь, начали возникать приключения с несъедобным. Резко, более чем в три раза подорожала офисная бумага. Российские производители офисной бумаги – «Снегурочка» и SvetoCopy – тут же  заявили, что они не виноваты. Ну, то есть виноваты, но не они, а иностранные поставщики отбеливателя для бумаги. Потому что 90% офисной бумаги в стране обеспечивают отечественные производители, а вот отбелить отечественную продукцию способны только иностранцы. Но выход найден – например, Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат запустил новую линейку офисной бумаги SvetoCopy ECO, которая, как красиво пишут «Известия», ничем не отличается от классической, кроме цвета. Новый цвет назван в публикации изящно и благородно – бумага «цвета слоновой кости». Или детской неожиданности – вспомнят другое сравнение старожилы СССР.

Сложнее, полагаю, будет бренду «Снегурочка» – им придется срочно менять название, например, на «Смугляночка».

Минпромторг в свою очередь заявил, что все наладится и даже назвал сроки, когда ситуация с бумагой стабилизируется, – где-то к апрелю.

Вслед за бумажками стало хуже со стройками. Как сообщает «Коммерсант», 40% строительства в России замораживается на неопределенное время из-за резкого подорожания стройматериалов и кредитов и в связи неясными перспективами спроса. Эксперты полагают, что «объемы строительства жилья в стране могут сократиться на 20%, а коммерческой недвижимости – на 40%». Стройматериалы подорожали за месяц на 80-100%. Вице-премьер Марат Хуснуллин посоветовал застройщикам обратиться за стройматериалами на азиатский рынок, но, как выяснилось, производители из Китая тоже не готовы работать с российскими строителями, ссылаясь на проблемы с оплатой поставок.

Так что стройки почти наполовину встали – в ожидании более ясных перспектив.

4.

С ценами сейчас тяжело не только российским застройщикам, но и жителям Нью-Йорка. Как сообщает Russia Today, ньюйоркцев очень беспокоит ситуация с ценами на продукты питания. «Что поделать, кушать-то все равно надо, а за еду надо платить», – приводит издание мнение несчастных американцев. Та же проблема – в Европе, ей посвятило свои страницы официальное агентство РИА. Во Франции даже поговаривают о продуктовых чеках. Как справедливо пишет журналист РИА, «стоит заменить красивое слово «чеки» на имеющие совершенно иную коннотацию «карточки», как масштаб грядущего кризиса становится гораздо яснее».

«Согласны!» – закивали в этом месте логиколюбивые россияне. «Чеки» – это просто красивая обертка для понятия «продовольственные карточки». Эта, – как ее, бесовку? – коннатация! Вот у нас в России говорят не о чеках, а о «социальных продовольственных картах, сертификатах и талонах». Это же совсем иное дело!»...

И последний штрих к беспросветным перспективам обитателей мира наживы и чистогана: то же РИА сообщает, что «каждый швейцарец лишится трех тысяч евро за отказ от российского газа».

Затрепетав от ужаса зарубежных реалий, вернемся в родные пенаты и попробуем представить, а насколько вырастут цены в России и скольких тысяч евро лишится каждый россиянин?

Пока инфляции в России прогнозируют рост до 17%. Если в прошлом году официальная инфляция составляла 8,5% и многие считали, что эту цифру стоит умножить на 2 или 3, то остается предположить, что будет собой на самом деле представлять инфляция в 17%. Как говорил Аркадий Райкин, «это будет, это будет… сумасшедшие деньги!»

5.

Впрочем, предполагать рост цен сейчас небезопасно. Первое, с чего Федеральная антимонопольная служба начала борьбу с ростом цен, – так это с грозного предупреждения о ложных прогнозах о росте цен.

Тем не менее, прогнозами на сей счет сегодня занимаются почти все. Три четверти российских ритейлеров ожидают рост цен в ближайшем квартале. Портал Авто.ру сообщает, что цены на новые автомобили поднялись в среднем на 65%. О росте цен на стройматериалы на 80-100% мы уже говорили выше. В марте Минцифры разрешило повышать цены сотовым операторам. Впрочем, это коснется не всех россиян. Обладателей смартфонов предупредили о риске блокировки аппаратов в связи с санкциями. Хотя «смартфонные ограничения» иногда и радуют: страну облетела штука о том, что российские мужчины поблагодарили Apple за прекращение продаж в России накануне 8 марта.

В общем и целом ситуация с ценами выглядит мрачновато. Но, справедливости ради, надо отметить, что Росстат боролся и искал, и все-таки нашел в марте единственный подешевевший в России продукт. Им оказался огурец.

6.

Как вся эта ценовая эпопея скажется на благосостоянии россиян – можно пока только гадать. Впрочем, первые предположения уже есть. Институт государственной корпорации ВЭБ.РФ оценил влияние санкций на доходы россиян. ВЭБ предполагает, что реальные доходы россиян снизятся на 12%. С учетом снижения последние 8 лет это будет историческая полоса падения доходов.

Но есть и менее пессимистичные прогнозы, нежели прогнозы ВЭБа. Например, директор института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв считает, что сокращение реальных располагаемых доходов населения в 2022 году не превысит 8%. По мнению этого экономиста, «в связи с санкциями падение доходов населения будет менее драматичным», поскольку россияне просто не смогут потратить имеющиеся доходы, так как существенно сократятся предложение импортных товаров (техники и автомобилей) и возможности по выезду за рубеж. Логика довольно любопытная: это примерно как не переживать за сохранность орехов из-за отсутствия зубов.

Рекорд оптимизма по части доходов россиян поставил не г-н Широв, а директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. Он полагает, что доходы россиян снизятся всего на 2-3%.

Столь радостный прогноз основан на научном взгляде: как заявил г-н Зубец, , «пока мы не видим серьезных признаков снижения потребительской активности населения, что говорит о сохранении доходов граждан. Об этом же свидетельствует отсутствие сигналов с рынка труда о растущих увольнениях. Число увольнений на рынке не превышает показателей конца прошлого – начала нынешнего года. То есть со стороны доходов населения ситуация в России пока остаётся стабильной» (конец цитаты).

Конечно, можно было бы предположить, что сохранение потребительской активности свидетельствует вовсе не о стабильности доходов, а о том, что россияне ожидают рост цен и дефицит товаров. Но это, видимо, было бы абсолютно ненаучно. А сообщения министерств, профессиональных объединений, депутатов и экономических изданий о росте цен и угрозе дефицита товаров в финансовых университетах, очевидно, не заметили. Как и того, что вся страна УЖЕ обсуждает проблему повышения цен и падения доходов. В общем, как говорил один герой «Карнавальной ночи», «Есть ли жизнь на Марсе – это науке неизвестно. Наука пока еще не в курсе дела».

7.

Продолжим тему зубов. В России отмечают подорожание услуг стоматологов на 10-20%. Причины тому две. Первая – подорожали материалы и инструменты, импортируемые из-за границы. Вторая – предвидя рост цен, россияне, щелкая зубами, устремились их лечить. На всякий случай – вдруг какая-то еда останется.

Кроме того, врачи констатируют наметившийся дефицит лекарств – более 80 наименований. Министр здравоохранения России Михаил Мурашко отметил ажиотажный спрос на лекарства: продажи выросли в 10 раз. По словам Мурашко, с дефицитом медицинской техники и инструментов Россия справиться – имеется достаточное количество отечественных производств медицинских изделий. А вот с лекарствами ситуация сложнее: пока запас лекарств на аптечных складах равен потребностям страны примерно на 5,5 месяцев. Однако министр здравоохранения напомнил, что санкции не подразумевают прекращения поставок импортных медикаментов в Россию.

В этом смысле намного хуже обстоит дело с авиацией. В самом начале политического конфликта кто-то из представителей Росавиации заявил, что через какое-то время, из-за прекращения техобслуживания и поставок запчастей, нам придется разбирать один самолет, чтобы могли летать два других. Его слова опровергли, отметив, что у автора высказывания не было полномочий на такие заявления. Однако в эти дни проблема подтверждается. Нежно любимая народом авиакомпания «Победа» заявила, что сократит свой парк с 41 до 25 бортов – именно на столько у компании есть запас комплектующих. На какой именно срок – в компании уточнили весьма расплывчато: «до момента восстановления утраченных логистических цепочек».

В вопрос о том, будут ли летать в России самолеты, внес свою лепту глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, который предложил на базе НПО «Энергомаш», входящего в состав Роскосмоса, начать производить компоненты авиационных двигателей. Предложение по делу, смущает только два момента. Первый – чтобы летать, недостаточно компонентов авиадвигателей, нужен двигатель целиком. И второй – не дай бог, г-на Рогозина опять отвлечет Илон Маск и шефу Роскосмоса опять будет не до двигателей – вновь придется отвечать Маску стихами из сказки «О попе и работнике его Бапде». Тем паче, что нашему попу всегда проще найти очередного балду, нежели работающий авиадвигатель.

8.

А вот на вопрос, что же такое «момент восстановления утраченных логистических цепочек», дали намного более четкий ответ два высокопоставленных чиновника. Вице-премьер Юрий Борисов считает, что кризисный период в российской экономике может продлиться 3-5 месяцев. Борисов отметил, что «это серьезный вызов для российской промышленности, это не нужно преуменьшать или преувеличивать».

В свою очередь министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что перестройка логистических цепочек займет 3-6 месяцев.

О том, что именно предлагается предпринять, чтобы смягчить экономический удар по России, – в следующем выпуске «1001 секунды об экономике».

Finversia.ru, 28 марта 2022


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
1589