Самое интересное от Яна Арта

Геннадий Прытков: Наконец-то человек встретился!

A A= A+ 07.03.1990

- Итак, действие романа и спектакля начинается со встречи на Патриарших. А как по-вашему, зачем Воланд и его свита посещают Москву?

- Конечно же, из-за людей. Людей, отвернувшихся от Бога, а следовательно - лишившихся веры, заменивших ее идолами, а Бога - догмой. Поначалу это забавляет, а затем возникает глубокая скука. Отрицая все и вся люди возвели на пьедестал глупость! И счастливы от этого. Счастливые «строители светлого будущего», жрущие, пьющие, купающиеся в собственном скудоумии. И во всем этом Содоме - два человека, которые страдают... Следовательно, живут. И просыпается в Воланде милосердие к этим двоим - к творчеству и любви. А он-то знает, что жизнь стоит только на этих двух опорах - на подлинной любви и подлинном творчестве.

- Дьявол - сострадает?!

- А почему же он постоянно говорит о милосердии - и в Варьете, и на балу, и после бала? Потому, что за свою бесконечную жизнь насмотревшись вдоволь на бесконечное зло, даже он - олицетворение этого зла - не может более умножать его и жаждет найти в людях хоть каплю своей противоположности, каплю милосердия.

Это парадокс, который я старался раскрыть в своей роли. В демоне зла - тяга к милосердию.

- Но почему именно он призван творить справедливость?

- В рассказе А. Соболя «Обломки» (двадцать третий год) есть фраза: «Дьявол! Черт! Они тоже разбежались. Забыли о нашем существовании. Хоть бы один черт!»

Да, долго Сатана не посещал род человеческий (устал - все одно и то же). И вот вспомнил, что есть люди. Вспомнил... и содрогнулся. Меняются системы, государства - человечество остается тем же, мучающимся от собственной глупости.

Почему у Сатаны - функции Бога? Люди отвернулись от Бога, не слышат его, и Бог отвернулся. Только дьявол может справиться с людьми. А ему бессмысленно сеять зло там, где уже столько зла, бессмысленно разрушать - уже все разрушено. Гораздо больше разрушено, чем кажется с первого взгляда: даже сегодня все далеко не безобидные действия Воланда и его спутников воспринимаются нами не более как шалость на фоне зла, творимого человеческими руками. Люди превзошли дьявола...

- Хорошо, но он нашел двух страдающих людей. И принес им... смерть. Это - максимум, что он мог им дать?

- Да, быть может, это не справедливость, но по крайней мере - избавление от страданий. На земле, считает М. Булгаков, нет места ни истинному творчеству, ни таланту, ни любви. Мир с рождества Христова или с его распятия обречен на глупость. И поэтому смерть, покой - высший подарок, который Воланд мог сделать Мастеру и Маргарите, тем более, что они сами захотели его получить.

- Так кто же Воланд в спектакле - абсолютное зло, посланник Бога, человек?.. Наверное, был соблазн сыграть настоящего дьявола. Почему вы не пошли этим путем?

- Дьявольский антураж увел бы от главного. Для меня он - человек, только сверхмудрый, много проживший и понявший мир. Отсюда и его способность содрогнуться, Сострадающий Воланд?! Кого-то это очень и очень не устроит. Но лично я счастлив, что мы - режиссер, актер - не побоялись такой трактовки образа.

За свою жизнь в этом театре я наигрался столько Сатанов, что осатанел сам. И когда получил роль Воланда, сказал сам себе: «Боже мой, наконец-то человек встретился!»

Газета «Вечерняя Казань» (Казань), 7 марта 1990 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3005