Самое интересное от Яна Арта

Пётр Пушкарёв: «Думаю, скоро мы увидим доллар ниже 60 рублей»

A A= A+ 30.01.2020
Интерес людей к инвестициям на фондовом рынке проснулся с новой силой. Однако стратегия «купил и держи» теряет актуальность. Как грамотно входить в инвестиции в феврале и весной 2020 года? Об этом главный редактор портала Finversia.ru Ян Арт побеседовал с шеф-аналитиком TeleTrade Петром Пушкарёвым.

– Инструмент №1 для любого русского человека (даже того, который живёт от зарплаты до зарплаты и инвестициями интересуется чисто теоретически) – это, конечно, нефть. После ирано-американского столкновения, которое подстегнуло нефть, мы увидели небольшой откат. Нефть по-прежнему держится на высоком уровне. Я это объясняю общим подъёмом экономики. По твоим ощущениям, что можно ожидать от нефти в феврале и весной 2020 года?

– Быть русским и не зарабатывать на нефти всегда обидно. И многие стараются в этом направлении предпринять меры. Таксист ещё года три назад рассказывал про сланцевый рынок, соотношение цифр даже называл. Было любопытно. А сейчас уровень знаний стал ещё больше. Знаний и фактов стало настолько много, что часто упускается из вида главное – реально нефть ведёт себя очень просто, она ходит между уровнями 55 и 70 долларов за баррель. Но, наверно, после того как ОПЕК в декабре поддержала [цену, сократив добычу нефти – Finversia.ru], ниже шестидесяти ей сложно будет опуститься. Последние два отбоя от всего, что выше семидесяти, – сентябрьский, на атаке дронов, и теперь вот январский, на американской спецоперации в Иране, – показали, что это уже явно было избыточно для рынка, если нет какого-то большего напряжения, реального экшна (а его, к счастью, не последовало). Сейчас у нефти нет причины подниматься выше. Покупатели с рынка все ушли надолго, они боятся – после того, как с семидесяти долларов сходили на 65 и ниже. Продавцы пытаются додавить столько, сколько смогут додавить.

– Ты сейчас про Brent?

– Да, я цены Brent называл, но картинка-то одинаковая. Люди завидуют сами ли себе, другим ли тем, кто смог заработать в сентябре. Хочется видеть такое же сильное продавливание или хотя бы направление в ту сторону, насколько возможно. Пока не додавят, не успокоятся, а дальше пойдёт спокойная размеренная игра. Ожидали, что мировой спрос упадёт сильно. Фактически спрос, очевидно, ещё и вырастет за год. Все ведущие институты, даже те, которые делали не очень хорошие прогнозы на 2019 год относительно темпов роста мировой экономики, пересмотрели их в плюс хотя бы немного. МВФ тоже говорит: замедления глобального не будет, не ждите. Сделку торговую США с Китаем подписали 15 января…

– Можно я добавлю каплю дёгтя? Всемирный банк на днях буквально выступил с докладом о том, что видит долговую угрозу. Предельное напряжение по объёму совокупного долга в мире. Видят потенциальный риск кризиса на долговой почве…

– Возможно, риск и есть. Но это не так сильно связано с корпоративным спросом предприятий. Это, скорее, вещи чисто финансового порядка. Мне кажется, они не должны коснуться рынка нефти.

– Какое резюме? Вверх или вниз пойдёт нефть в феврале и весной?

– Я думаю, нижняя граница – 60 долларов за баррель плюс-минус один доллар, верхняя – 67 долларов. Никуда из этого коридора мы не денемся.

– Ещё один интересный был момент – визит Путина в Сирию. Мне кажется, это может сказаться на удорожании нефти.

– Это, конечно, позиции усиливает. Плюс ещё переговоры вокруг Ливии в Берлине должны быть на днях. Тоже усиливает. Но политика политикой, а спрос всё-таки сам по себе. Мне кажется, это больше психологический фактор.

– Ну мы же с тобой наблюдали историю с танкером в Гибралтаре, потом вот эти дроны как в кино прилетели, потом ситуация в Ормузском проливе. Эти политические форс-мажорчики (или мажоры) постоянно подталкивают всё наверх.

– Форс-мажоры – они, конечно, могут выдавить. Но, мне кажется, рынок чувствует, что эти обстоятельства надуманные. Нефть перед Новым годом хорошо шла вверх. Есть мнение такое, что кто-то сильный и большой знал, что будет. Трамп сказал, что решение обсуждали полгода. Ну неужели за неделю это не могло просочиться куда-то… Почему-то так упорно нефть и золото двигались вверх. Особенно нефть.

– Ты считаешь, что трейдерам, инвесторам стоит уменьшать свой интерес к нефти, потенциал в ней невелик, даже если будет небольшой рост?

– Стоит подождать, чтобы торговать от краёв диапазона. Сидеть и гадать при шестидесяти пяти: «Вверх или вниз?», мне кажется непродуктивным. Лучше заняться акциями, облигациями, чем угодно другим.

– Зафиксировали, через четыре месяца проверим. Следующий инструмент – золото. Видимо, как ты говоришь, большие и сильные, то есть довольно серьёзные и консервативные инвесторы, по-прежнему видят риски кризиса. Поэтому рынок идёт вверх, акции бьют рекорды, NASDAQ и даже европейские индексы бьют рекорды, а золото не так уж сильно падает. Я лично говорил в начале сентября, что диапазон 1500-1550 (долларов за тройскую унцию, – Прим. ред.) с лёгкими отклонениями будет постоянен. Давай на февраль-май попробуем продлить это предположение?

– Повышать уже всяко надо, с учётом январских событий. Появилась распространённая тактика: покупать одновременно акции и золото. Часть игроков, накопив огромные прибыли, где-то, может быть, докупая недооцененные бумаги, просто хеджируются.

– А разве ETF-фонды, которые специализируются на шортах, на хеджах, не лучший инструмент хеджирования, чем золото?

– Кто-то и это делает, но многие по старинке предпочитают напрямую – знать, что в чёрном ящике. И потом, здесь момент конкуренции со слабой доходностью в валютных инструментах. Для многих это не инструмент хеджа – им просто непонятно, в какой валюте держать, и они решают уменьшить позиции во всех валютах и немножко держать золота.

– То есть это может быть ещё связано с тем, что на валютном рынке явно наступает период какой-то тишины и стабильности? Там не интересно?

– Да. Причём, если эту стабильность что-то нарушает – то это такие тонкие вещи, которые многие даже особо не отслеживают. Плюс есть ожидание, что в течение года ослабнет скорее доллар, чем другие валюты.

– Почему? Мне кажется, доллар больше слабеть не будет. Хотя бы потому, что ФРС собирается полгода не менять ставку.

– А я как раз думаю, что именно поэтому. Четыре человека говорят: «Никогда ставку не поменяем», ещё восемь говорят: «Может быть, поменяем впоследствии». Все эти вещи нам показывают, а потом раз – и опускают ставочку. Если через полгода её опустят – это будет уже реально какой-то шаг. Практически нет шансов, что поднимут.

– Другими словами, ожидания снижения ставки через полгода сыграют на понижение доллара?

– Я думаю, да. Как только рынок видит, что рисков как таковых геополитических не стало, фондовых тоже, рисков нулевой рецессии, вроде, нет – нет того фактора, от которого нужно уходить в это качество, которое не обеспечивает количество. Доходность-то никакая, по сути, по казначейкам. По европейцам ещё меньше. Если они начинают обращать внимание на инструменты развивающихся рынков, на то же золото, на те же акции американские и европейские, нет смысла сидеть в кэше, в долларе как таковом.

– И всё-таки, какой твой прогноз по золоту? Представим, что мы в лифте…

– Я бы доехал этажа до третьего (допустим, мы сейчас на восьмом), и с третьего поехал бы обратно вверх. Коридор – 1535-1565 долларов за унцию. Из этого коридора просочиться ниже – до 1480, например, будет уже сложно. Это были цены за неделю до Нового года. За два дня до Нового года уже было 1515-1518 долларов. Мне кажется, часть рынка будет ждать этих цен и надеяться, что они обязательно будут. Если так произойдёт, покупатели начнут появляться активнее. А сейчас многие занимают выжидательную позицию.

– То есть золото мы тоже вычёркиваем из числа потенциально интересных инструментов?

– Почему же, оно очень интересно. Если опустится, купить его – очень хорошая идея.

– А если поднимется, ты бы не дал совет продавать?

– Продавать – скорее, нет. Скорее, при маленьких подъёмах нефти рекомендовал бы продавать нефть. У неё меньше оснований для роста. А золото – универсальный инструмент для сохранения, для накопления. Такой олдскульный. Даже те, кто не спекулирует, покупают его. Центробанки, например. Я не слышал, чтобы они нефтяные бочонки покупали.

Можно спокойно подержать, я думаю, в течение года, полугода. Скорее, золото будет дороже, чем дешевле. Но если в моменте просядет, то призываю не обижаться на судьбу.

– Отставка российского правительства – более чем радикальное событие для тех, кто работает с рублём. И, тем не менее, как ты уже говорил  в комментариях порталу Finversia.ru, 37 копеек  – вот и все колебания курса, которые произошли. Изменения кабинета будут всё-таки как-то влиять на рубль или он по-прежнему зависит только от нефти, платёжного баланса и доходности облигаций?

– Будет минимум внимания к структуре правительства, к экономике. Как инвесторы на это внимания не обращали, так и не будут обращать. Да, здесь всё стагнирует. Но у них есть дивиденды, стоимость акций, понятная доходность по облигациям. Деньги считают.

– То есть из серии: экономика не растёт, а фондовый рынок растёт?

– Да. «Что мне с этой экономики? Вот я на калькуляторе посчитал, сколько мне заплатят», – такой настрой в целом будет сохраняться. До тех пор, пока растёт западный фондовый рынок, пока в резервных валютах низкие процентные ставки, приток средств на развивающиеся рынки будет продолжаться. Часть этого потока в виде маленького дождичка будет проливаться и у нас.

Те 600 млрд рублей, которые Минфин собрался размещать в облигациях в первом квартале либо в первые четыре месяца этого года, – это очень много. Их, конечно, купят. И наши, и иностранцы. А это приток денег. Поэтому доллар ниже 60 рублей, я думаю, мы увидим. Даже постоять он там сможет на уровне 57-58, как это было ещё недавно.

– И люди побегут из доллара…

– Как минимум полгода я валюту для накоплений приобретать не буду. Для спекуляций, для торговли валютными инструментами – это понятно. А так нет.

Что касается рубля, то хуже ему от смены правительства не будет точно. Я не любитель критиковать власть. И не любитель критиковать тех, кто вообще пытается хоть что-то делать (в отличие от тех, кто критикует). Но когда министр экономического развития делает прогнозы, насколько вырастет экономика (при этом прогнозы очень скромные), а не говорит, какими мерами будут стимулировать её рост, да ещё пикируется с главой ЦБ – это нелепо.

Новый премьер похож на рабочую лошадку, которая сама будет работать и других будет заставлять работать. Дотошный, технический в хорошем смысле слова человек. Во всяком случае, они будут стараться. Есть шанс, что у них что-нибудь получится. Мишустин, помимо того, что он бывший глава ФНС, он ещё инвестиционщик, причём венчурный инвестиционщик. Если он упор будет делать на инвестиции в то, что может расти, вообще было бы шикарно. Если, конечно, курс будет: «Давайте соберём в казну побольше налогов, и потом будем думать, что с ними делать», тогда всё будет грустно.

– В 2019 году прогнозы оправдались. Хорошая доходность, почти 40% годовых. Но что делать дальше? У меня ощущение, что недостаточно будет бычьей стратегии 2019-го. Вот как ты думаешь, куда лифт пойдёт? И лифт это или эскалатор?

– Действительно, всё сложнее становится на эти вопросы отвечать. Можно исходить из того, что есть ещё недооценённые бумаги. И это не обязательно какие-то неизвестные акции. Можно посмотреть, например, те, которые ещё не перебили свой максимум прошлого-позапрошлого года. Такие есть.

– Мало. Ты про какой рынок, американский?

– Можно и там, и у нас посмотреть. Из американских я для себя нашёл варианты – Netflix, Starbucks. Надо повнимательнее приглядеться к тем компаниям, которые военные заказы получают, хотя я и не люблю эту тему.

Boeing. Я на днях купил.

– Нет, Boeing вряд ли. Можно посмотреть что-то из ретейлеров. Facebook, не к ночи будь помянут, только тронул пики прошлогодние, и вполне ещё может расти, если, конечно, будут дальше расти индексы.

– Ты знаешь, я прямо после нашего разговора открою позиции по Netflix и Starbucks. Так будет удобнее отследить твой прогноз через четыре месяца. Что-то ещё конкретное ты бы порекомендовал?

– Я думаю, можно ещё посидеть в «Лукойле», потому что там очень хорошие дивиденды. И он не так уж в процентах вырос, как, например, «Норникель». Там уж действительно, куда ещё выше крыши лезть. Можно посмотреть, как ни смешно звучит, на Сбер, который всё ещё в направлении 280-300 рублей за акцию вполне сходить может.

Что мне ещё кажется важным – американские выборы в ноябре. Я почти уверен, что рынок акций США будет выше, чем сейчас, или где-то очень близко к текущим ценам. Поэтому с любых коррекций, если они будут (а они, конечно, будут), цены поднимутся. Как только рынок просядет процентов на 5, это повод рассмотреть покупку индексов.

– Фонды или фьючерсы?

– Что кому удобно. Я предпочитаю CFD.

– По российскому рынку ты назвал только «Лукойл» и Сбербанк. Есть легенда, что российский рынок чуть ли не в два раза недооценён. Я, сразу скажу, в неё не верю. Как ты думаешь, на нашем рынке на что стоит обратить внимание?

– Если появится хотя бы надежда на экономический рост, это может начать толкать акции вверх. Но одной смены правительства для этого недостаточно.

– А тебе не кажется, что как раз февраль может оказаться очень волатильным месяцем с медвежьими неделями, а может и более?

– Возможно. Но на иранской теме люди уже увидели, что возможная коррекция не так велика.

– Рынок сейчас поддерживает не только американо-китайская тема, но и объективная отчётность.

– Сезон отчётности должен пройти хорошо. За четвёртый квартал у большинства компаний всё должно быть шикарно. После этого какие-то коррекции могут быть, но не по всему рынку. Какие-то бумаги скорректируются.

– Или сектора… Я всегда очень скептически относился к BigTech, а теперь жалею, что из Microsoft вышел с маленькой прибылью, мог бы с большей. Из Tesla вышел на полпути…

– Tesla – абсолютно венчурные инвестиции. Не торгую. Мне кажется, это близко к лотерее. Всё, что выше 500 – это немножко перебор. Но кто скажет, где они остановятся, чтобы сходить на 100 долларов вниз? А они, естественно, сходят на 100 долларов вниз.

– Ещё два «олдскульных» инструмента – General Motors и General Electric. Ходили весь прошлый год разговоры о негативных производственных факторах в этих эмитентах, и что эти два гиганта могут потянуть американский промышленный рынок вниз. К этой версии ты как относишься?

– Они точно не потянут. Их отдельно рассматривают сами по себе. Поскольку упало действительно чересчур – когда-нибудь, конечно, должно подняться и отскочить. Надо дождаться хотя бы маленького движения вверх и войти. Не просто сидеть и ждать. Вот как с кофе: пока наверх не пошло, казалось рискованным, а пошло – оказалось, что можно и вверх сходить.

– Сейчас среди инвесторов большой запрос – определиться со стратегиями на весну и на весь 2020 год. У тебя есть ответ на этот вопрос? Какие-то мастер-классы или встречи будете проводить?

– Обязательно будем. Возможно, совместим это с экскурсиями по каким-то интересным местам. В такой обстановке информация лучше воспринимается. Сейчас определяемся с местом, есть разные варианты. Поэтому можно нам писать.

 

портал Finversia.ru, 30 января 2020


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
1647