Самое интересное от Яна Арта

"Боюсь, сделают по понятиям". Что сказал Путин про налоги

A A= A+ 29.03.2020
Президент России предложил взимать налог в 13 процентов с дохода от вкладов и инвестиций в ценные бумаги. Пока —​ если их общий объем превышает один миллион рублей. Но можно ли рассчитывать, что на этом власти остановятся? Финансовый консультант, инвестор, главный редактор Finversia.ru Ян Арт​ прокомментировал инициативу Путина.

— Как вы оцениваете предложение президента?

— Налог на дивиденды — положительно. Я сам биржевой трейдер, и очень хотел бы платить налоги. Но сегодняшняя система расчета этих налогов такова, что это — практически фикция. Меня лишают возможности заплатить налоги.

— Как это —​ фикция?

— Очень просто. Я должен не просто задекларировать, что получил от инвестиций в этом году такой-то доход и заплатить с него 13 процентов, а предоставить бешеное количество отчетности по каждой сделке. Например, у меня в 2019 году было 700 сделок. При таком подходе к налогам с инвестиций малым инвесторам нет смысла торговать. Надо нанимать бухгалтера, который вел бы учет за тобой. Это совершенно идиотская система.

Президенту видимо, мягко говоря, не докладывают: "Владимир Владимирович, даже если предположить, что у нас есть абсолютно законопослушные инвесторы, мы сделали все, чтобы уничтожить им возможность платить налоги".

— Сейчас все трейдеры должны платить налог? Или это тоже зависит от суммы дохода?

— Все трейдеры должны платить. И это, конечно, правильно. В любом государстве с инвестиционных доходов платится налог. Вопрос в том, что, дорогое российское государство, может быть, чуть меньше недоверия? И тогда, как ни странно, будет чуть больше налогов.

— А предложение брать налог с доходов по вкладам как оцениваете? Видимо, не так положительно?

— Эта идея обсуждалась очень давно, и несколько раз к ней за последние годы возвращались, и каждый раз решали, что нет, не стоит подрывать тем самым у людей интерес к тому, чтобы хранить деньги не под подушкой, а в банках. Но сейчас мы видим, что политика, к сожалению, направлена на поиск все новых и новых налоговых доходов взамен выпадающих нефтяных доходов. К сожалению, сейчас соображения, что давайте не отбивать у людей вкус к вкладам, не так значимы, как желание наполнить казну. А с другой стороны, налог посильный, налог касается депозитов свыше миллиона, поэтому особой трагедии я, честно говоря, не вижу.

— Вчера Путин заявил, что таких вкладчиков меньше одного процента от общего числа, а из отчета АСВ следует, что вкладов свыше миллиона — больше пятидесяти процентов. Если в одном случае посчитали людей, в другом — вклады, все равно слишком большая разница...

— Они, видимо, пока не договорились между собой как считать. Проблема тут другая. Обычно в нормальной экономике налогом облагают доход, а доходом считается то, что выше ключевой ставки. По-хорошему — но у нас так, видимо, не сделают, к сожалению — если ключевая ставка, условно, составляет семь процентов, а доход восемь, с этого одного процента человек должен платить налог. Но это по экономике. А у нас, боюсь, сделают по понятиям.

— А почему решили восполнить выпадающие нефтяные доходы за счет населения? У нас в ФНБ [Фонд национального благосостояния] денег много. Сначала говорили, на десять лет хватит, теперь, правда, что на два...

— Я думаю, ответ заключается в вашем вопросе. У кого "у нас"? ФНБ превращается в священную корову государственного аппарата, которую он держит, как любая старушка, не очень понимающая в экономике, на всякий случай. Ну какой ФНБ? О чем вы?

— Кстати, о старушке и "всяком случае". Люди будут забирать сбережения? Как минимум, упадет интерес к вкладам?

— Я не думаю, что принципиально упадет. Потому что неуклюжесть и неаппетитность этого решения микшируется тем, что налог на доходы физических лиц в России, надо признать объективно, очень посильный и маленький. 13 процентов. Поэтому лично я бы ради этого вклад не забирал. Другое дело, не является ли это к первым шагом к тому, чтобы с любого вклада брать налог.

— Такая мысль первая возникает.

— Конечно. Это как с платными парковками.

— Вкладчикам теперь, как трейдерам, придется собирать бумаги для налоговой?

— Там проще будет. Налог с инвестиций двояк. Если работаешь с российским брокером, он сам выступает налоговым агентом и сам рассчитывает налог с доходов. Это в принципе неплохо. По крайней мере, удобно. А если ты у иностранного брокера, то тебе не дают заплатить налог. "О, ты честно заявил, что получил доход? Давай мы проверим, честно ли ты заявил". В результате, пропадает желание заявлять.

— И все же, возвращаясь к разнице: один процент вкладчиков- миллионеров и более пятидесяти процентов миллионных вкладов. Не может же быть, чтобы у одного человека было пятьдесят вкладов. А пропорция, грубо говоря, такая.

— Бывает. В бытность работы вице-президентом банковской ассоциации видел отчетность. Было и такое. Сейчас судить точно не берусь, но рассчитываю, что президенту доложили адекватно.

— А вообще, не слишком ли много внимания новому налогу? Рассказывать о нем в обращении президента... Разве распоряжения правительства, того же Мишустина, было бы недостаточно?

— Распоряжения правительства недостаточно. Более того, и президента недостаточно, потому что налоги устанавливаются Налоговым кодексом. Извините, но ни президент, ни правительству не могут сказать "я вот тут решил ввести". Формально, это предложение. Другое дело, что обычно предложения нашего президента претворяются в жизнь.

 

Finversia.ru, 27 марта 2020


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3017