В июле агентство Bankir.Ru, Ассоциация региональных банков России и журнал «БДМ. Банки и деловой мир» провели совместный опрос «Время, вперед?».
Цель – понять, в чем именно российские банкиры видя потенциальные «Точки роста» и «локомотивы развития» (были такие излюбленные выражения в 90-е годы, когда кризис был нормой жизни).
Впрочем, оценки наших респондентов неожиданностью не стали.
Почти 39% опрошенных считают, что «точки роста» следует искать в классическом банкинге. Еще около по 30% видят их в фондовом рынке и его игроках (ПИФы, управляющие компании), либо в инвестиционном банкинге. Только 15% считают перспективными «точками роста» пенсионные фонды, 13% прочат на эту роль страховые компании.
Что касается наиболее перспективных направлений финансового бизнеса в ближайшее время, то несомненным лидером стало потребительского кредитование (его отметили в этом качестве более 34% опрошенных). На втором месте – автокредитование (28%), на третьем – ипотека (26%). Иными словами, розничное кредитование во всех ипостасях по-прежнему рассматривается как главный драйв отечественного банкингаю
Лишь четверть участников опроса (24,7%) считают перспективным направлением корпоративное кредитование. Еще меньшее число респондентов верят в прямые инвестиции банков (22%) и в портфельные инвестиции (17%).
Такое направление как кредитные карты считают перспективным лишь 15,7% опрошенных. И лишь 13,5% верят в эффективность межбанковского кредитования в роли источника банковского драйва.
Довольно приличные позиции в списке перспективных направлений заняли депозиты (почти 15%), рынок денежных переводов (почти 12%), инвестиционные продукты (почти 12%) и операции в валютой (почти 15%).
В «аутсайдерах» - такие направления финансового бизнеса как услуги трейдинга, РКО, страхование. А более 9% респондентов полагают, что в ближайшее время успех любых финансовых продуктов вообще едва ли возможен.
Отдельная тема опроса – «слабое звено» российского банкинга. Большинство называют в этом качестве организацию кредитования (38,2%), риск-менеджмент (33,7%), инвестиционные продукты (32,6%) и оценку заемщиков (25,2%). Более четверти опрошенных (25,8%) считают слабым местом IT-обеспечение отечественного банкинга. Почти столько же (24,3%) видят проблемы с управлением залогами. По 11-14% опрошенных в качестве «слабых звеньев» рассматривают расчетно-кассовое обслуживание, маркетинг, рекламу и продвижение продуктов, организацию работы офисных и банкоматных сетей и обслуживание банковских карт. Почти никто не видит проблем с операциями на валютном рынке, организацией субординированных кредитов и работой бухгалтерии и казначейства.
Многие участники опроса также отмечают, что катализатором развития банковского рынка в новом деловом сезоне могут стать, прежде всего, повышение профессионализма коллектива и привлечение более эффективных топ-менеджеров (36%), оптимизация управления и расходов (32,5%). Однако внутренние проблемы и резервы банкинга вовсе не рассматривают в качестве главного условия развития отрасли. Почти половина опрошенных (46%) считают, что развитие банкинга зависит от общего экономического подъема в стране, а более 20% полагают, что здесь принципиальна поддержка государства.
17,6% при этом отмечают, что необходима либерализация банковского регулирования. 16,8% считают, что нудна более эффективная политика регулирование и надзора. Лишь немногие в качестве катализатора развития видят западные инвестиции (17,6%), развитие межбанковского кредитования (12,4%) и смену собственников банков (10,9%).
Результаты опроса комментируют:
Людмила Коваленко, главный редактор журнала «БДМ. Банки и деловой мир»:
Строго говоря, этому опросу можно было бы предпослать общий заголовок: на чем будем делать деньги, ребята? Вопрос, надо сказать, не праздный, потому к условиям, которые предложил кризис, надо не просто приспособиться, а найти какую-то свою «фишку». Беда, что и из прошлого опыта взять почти нечего: после дефолта 1998-го инфляция стирала любые ошибки, а вот как жить с инфляцией в 5-7%, мы просто не знаем. Ясно одно: о пятипроцентной марже придется забыть, на валютных спекуляциях много не заработаешь, количество эмитированного «пластика» едва ли не превысило численность российского населения, включая младенцев…
И все-таки в банковском сегменте больше определенности, нежели на других участках финансового рынка — не случайно почти 39% участвовавших в опросе в качестве основной «точки роста» с нынешней осени выделили классический банкинг. Ожидаемой оказалась и тройка лидеров в ответах на вопрос о наиболее перспективных направлениях банковской деятельности. А чего, в самом деле, далеко ходить: потребкредитование, автокредиты и ипотека, которую взялось продвигать государство…
Так-то оно так, только есть у меня глубокое подозрение, что перспективы наши респонденты оценивают по докризисным критериям, когда дома распродавали на уровне котлована, а автосалоны еще не предлагали беспроцентную рассрочку от производителя. Что касается ипотеки, то уже сейчас понятно, что это — «игрушка для больших», причем, скорее всего, государственных банков. Тем, кто поменьше, пока ловить здесь нечего.
Похоже, что и в потребительском кредитовании уже не будет тех приростов, которыми мы так гордились до кризиса, а осторожные 24,72%, пришедшиеся на сегмент корпоративных кредитов, хорошо иллюстрируют отношение банкиров: да, конечно, кредитовать надо — но кого?
И наиболее характерными показались мне ответы на вопрос о «катализаторах». Здесь, впрочем, тоже обошлось без сюрпризов. Почти половина опрошенных уверена, что всё решит «общий экономический подъем в стране» — кто бы спорил… В лидирующей пятерке оказались также «плохие долги» с которыми надо разобраться, оптимизация расходов и продвижение новых продуктов. А вот то, что без малого 36% респондентов считают основной задачей повышение профессионализма и привлечение эффективных управляющих, наводит на мысль о трезвой оценке существующей в банках кадровой ситуации. Если за этим стоит еще и осознание того, что качество банковского сервиса надо повышать принципиально, то в будущее можно смотреть с некоторым оптимизмом.
Яков Лившиц, руководитель холдинга 123Service.ru:
Возможно, то, что большинство респондентов видят точки роста в розничном кредитовании, не блещет оригинальностью. Но это свидетельствует как минимум о двух важных фактах.
Первый – на российском рынке укоренилось здоровое отношение к банкингу, понимание того, что в любом ситуации главная миссия банкинга – все же кредитовать, а не заниматься валютными спекуляциями, биржевой игрой или денежными переводами.
Второй – кризис заставил осознать ошибки, пересмотреть подходы, но не испугал российских банкиров и не убил в них веру в развитие кредитного рынка.
И в этом смысле я рассматриваю итоги опроса как позитивные. «Пациент скорее жив, чем мертв» - это несомненно.
Олег Иванов, вице-президент Ассоциации региональных банков России:
Любопытно, что «точки роста» и «перспективные направления» большинство респондентов связывают прежде всего с активными операциями банков. Внутри активов доминирует кредитование. Однако, как мне показалось, оценки перспективности потребкредитования, автокредитов и ипотеки расположились просто в порядке той процентной маржи, которую банкиры могут получить на этих разновидностях кредитования. Думаю, именно поэтому потребительское кредитование опережает все остальные направления…
Мне кажется, банкиры недооценивают синдром сбережения, который сейчас есть в российском обществе. А с учетом этого синдрома можно было бы увидеть больше перспектив в пассивных операциях банкинга, в частности – в депозитах.
Что касается ипотеки и автокредитов… Думаю, что в 2010 и 2011 годах ипотека как драйвер развития еще интересна, а затем будет заканчиваться ситуация с государственной поддержкой, с теми 250 млрд. рублей, которые работают в трехлетней перспективе. И дальнейшие катализаторы развития рынка ипотеки совершенно не ясны. Автокредиты - это очень хорошо, но туту возникает противоречие. Участники опроса ничего особенного хорошего от государства не ждут, не особо рассчитывают на эффективную политику регулирования и надзора, либерализацию банковского регулирования, поддержку государства. И вот простой пример: если государство так и не введет долгожданную систему учета залога автотранспортных средств, то о каком развитии автокредитов можно вести речь?
Любопытны оценки «слабых мест» банкинга. Мне кажется, они, скорее отвечают на вопрос, что было «слабым местом» вчера. Потому что оценка заемщика, андеррайтинг, риск-менеджмент были «слабыми местами» до кризиса. Кризис существенно повысил качество риск-менеджмента, научил банк правильному андерайтингу. Так что здесь в оценках участников опроса скорее сработала некоторая инерционность мышления.
Неприятный момент - неготовность к какому-то внятному диалогу с властью. Судя по опросу, мы ничего не ждем от государства, хотя имеем все основания предъявить государству некоторый «счет» по банковским делам и добиться решения многих застарелых вопросов. Полагаю, что все же мы должны влиять на банковскую политику государства. И надеяться обрести в ней один из драйверов развития банковской индустрии.
портал Bankir.ru, 30 августа 2010 года
Также статья была опубликована: журнал «National Business», октябрь 2010 года