Наступила та самая «жизнь после кризиса», о которой так много говорили в прошлом году. Что она дает рынку труда – об этом говорили участники заочного «круглого стола», организованного порталом Bankir.Ru и журналом «Промышленник России».
Участники «круглого стола»:
Юрий ВИРОВЕЦ, президент группы компаний HeadHunter
Алена ВЛАДИМИРСКАЯ, руководитель проекта Работа@Mail.Ru.
Алексей ЗАХАРОВ, президент рекрутингового портала SuperJob.ru
Марина ПАВЛИКОВА, руководитель Кадровой службы Bankir.Ru
Михаил СЕРГЕЕВ, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета
Елена СИДОРЕНКО, руководитель инвестиционно-банковского департамента компании Staffwell
- Как можно в целом охарактеризовать российский рынок труда в 2010 году?
Алена Владимирская:
- 2010 – это год осмысления кризиса и поиска различных способов выхода из него. Самый сильный пик кризиса пришелся на 2009 года, а сейчас пришло время извлекать уроки.
Юрий Вировец:
- Новых вакансий и резюме в этом году появляется больше, чем в прошлом – рынок оживает, люди не боятся менять работу в поисках лучших условии. Конечно, общая ситуация за январь-март не так впечатляет, как показатели начала 2008 года, но в целом тенденции положительные. С каждым месяцем рост новых вакансий + 3-5%.
Марина Павликова:
- На основании своих данных мы можем сделать выводы, что рынок труда в 2010 году ожидает существенный рост по сравнению с 2009 годом, но все же кризис внес свои коррективы в работу банков и пока ожидать той же стабильности, что в 2007 – начале 2008 года не приходится.
- На ваш взгляд, каковы сейчас основные «настройки» работодателей и соискателей?
Алена Владимирская:
- Соискатели (особенно жители больших городов) поняли, что их ценность, как работников, серьезно уменьшилась, и прежней уверенности в быстром и простом трудоустройстве сразу после выхода на рынок у них больше не осталось. Доходы основной массы населения уменьшились, это связано как с ухудшением «финансового здоровья» значительного количества компаний, так и с негативным изменением курса доллара, к которому обычно «привязаны» оклады людей. Если еще до середины 2009 года бонусы были уже чуть ли не обязательной и постоянной «13 зарплатой» для мидл- и топ-менеджмента, то с началом кризиса получение бонусов значительно усложнилось и теперь это стало действительно мотивирующим фактором. Произошло серьезное переосмысление ценности профессий – почти исчезла потребность в специалистах по развитию, маркетологах, PR-менеджерах, разнообразных аналитиках, консалтерах (и услугах соответствующих агентств). Одним словом, компании сокращали расходы на все, что не создает основной продукт.
Кризисный настрой у работодателей: «Если мы и будем нанимать, то только самых лучших профессионалов и по самой низкой цене». Кризисный настрой соискателей: мидл-менеджмент уже хватается за любую работу, топ-менеджмент в большинстве своем имеет значительные финансовые накопления и поэтому не теряет надежды на то, что удастся просто переждать смутное время.
Марина Павликова:
- Уже в самом начале 2010 года мы увидели значительный рост заинтересованности банков в новых сотрудниках: увеличилось количество вакансий в сервисе Кадровая Служба Bankir.ru, регистрируются новые работодатели-банки, кадровые агентства, осуществляющие подбор финансовых специалистов, возобновляют работу банковские организации, которые практически не искали персонал на протяжении года. В феврале – марте эта тенденция сохраняется.
Если сравнивать количество вакансий в банках до кризиса и текущее состояние вакансий, то пока разрыв еще велик. Крупные банки уже приблизились к набору персонала в том же объеме, что и до кризиса, но средние и небольшие банки еще очень осторожно набирают новых сотрудников. Конечно, сказываются еще и реформы в банковской сфере. Нередки истории, когда банк только возобновил набор сотрудников, а через неделю мы получаем сообщение, что набор персонала прекращен в связи с прекращением деятельности банка.
Алексей Захаров:
- Положительные тенденции мы наблюдаем с середины второго квартала прошлого года. С этого периода отмечается уверенный рост числа вакансий и увеличение стартовых зарплатных предложений. В начале 2010 года темпы восстановления рынка увеличились, и сейчас по многим направлениям напряженность рынка снижается.
Михаил Сергеев:
- Давайте будем реалистами: по состоянию 2010 года на рынке труда имеется самое большое количество безработных за последние 20 лет.
Настрой работодателей и их цель сегодня – больше получить прибыли от человека благодаря более высокой производительности труда за то же финансовое вознаграждение. И надо отметить, что в условиях высокой безработицы люди выдерживают любые унижения, только бы удержаться на рабочем месте.
Елена Сидоренко:
- Несмотря на заявления в СМИ о том, что ситуация в российской экономике стабилизировалась и наметился определенный рост, ожидать быстрого восстановления рынка труда не приходится. Наблюдается некоторая активность в отдельно взятых городах, таких как Москва, Петербург, Челябинск, Краснодар, Красноярск (данные рейтинга РБК). Но в целом по стране статистика не утешительна. По данным Росстата, количество официально зарегистрированных безработных в январе 2010 года увеличилось на 5,1% по сравнению с декабрем 2009 года. А по данным опроса Левада-центра, в январе 2010 года 58% россиян сообщили, что кризисные явления в экономике страны серьезным образом сказались на повседневной жизни семьи. Растет и количество работников, недовольных текущим уровнем дохода или отношением работодателя. Это заставляет их искать новую работу. По данным сайтов Headhunter.ru и Bankir.Ru, количество размещаемых на сайте резюме растет.
- Каковы основные тенденции на рынке труда в 2010 году? Например, какими, на ваш взгляд, могут быть крайние позитивные и негативные сценарии развития ситуации по таким параметрам как емкость рынка и оплата труда?
Алена Владимирская:
- Крайний позитивный сценарий, который поддерживают разве что государственные чиновники - к концу лета 2010 года страна полностью преодолеет последствия кризиса, но это маловероятно. Крайний негативный сценарий, который высказывали многие напуганные первой волной кризиса, – будет реализован сценарий великой американской депрессии, все пойдут строить дороги, рубить лес и вообще работать за еду. Очевидно, что оба сценария равно фантастичны, и всерьез их рассматривать не стоит.
Юрий Вировец:
- Год ожидается стабильный, без резких скачков в ту или иную сторону. Медленно, но верно новых вакансий будет больше, тенденции конца 2009 года получат развитие и в этом году. Оплата труда существенно не измениться – сокращать, как в 2009 году ее мало кто будет, ровно, как и значительно повышать. Общая оценка – плавная положительная динамика.
Алексей Захаров:
- Та картина, которую мы наблюдаем сейчас, достаточно оптимистична. Осенью 2009 года выход на докризисный уровень по объему предложений (числу вакансий) мы прогнозировали не раньше 2011 года, а по уровню стартовых зарплатных предложений (естественно речь идет о номинальном соответствии) – втором или третьем квартале 2010 года. Однако нынешние темпы прироста числа вакансий в базе портала SuperJob.ru позволяют надеяться на восстановление спроса даже в 2010 года. В текущем году наблюдается уверенный рост вакансий на нашем ресурсе. Так, в январе база вакансий SuperJob.ru увеличилась по сравнению с октябрем 2009 года на 18%. В феврале – на 7% по сравнению с январем. В марте прирост вакансий будет на уровне 7-8% к февралю. Сейчас число вакансий в нашей базе примерно на 20% ниже, чем до кризиса.
Марина Павликова:
- Основная тенденция на рынке труда банковской сферы – увеличение нагрузки на персонал, многофункциональность сотрудников и одновременно с этим небольшой рост оплаты труда.
Сравнивая количество резюме и вакансий по каждому сектору банковского направления, мы видим, что потребность банков-работодателей в рабочей силе намного меньше, чем предложение по каждой из специальности. На наш взгляд, это основной тренд рынка труда 2010 года в секторе банковской и финансовой деятельности. Конечно, есть разброс по активности работодателей по различным направлениям. Так, в числе направлений, по которым увеличивается объем вакансий финансовых специалистов, - работа с корпоративными клиентами (кредитование юрлиц, привлечение клиентов), высший менеджмент, региональные вакансии.
Не хотелось бы строить негативные прогнозы, но ситуация в банковской сфере на данный момент такова, что количество банков, а значит - и потенциальных рабочих мест, постепенно, но неуклонно сокращается. Число предложений по рынку труда банковских специалистов постепенно увеличивается, а спрос на таких сотрудников по-прежнему очень ограничен.
Одно из позитивных направлений развития ситуации по рынку труда – увеличение количества всевозможных компаний по управлению финансами, которые могут частично трудоустроить освободившиеся финансовые кадры.
Елена Сидоренко:
- На кадровом рынке по-прежнему сохраняются тенденции прошлого года:
В основной массе вакантные позиции появляются в результате увольнения работника или его перемещения внутри компании.
Внешним консультантам отдаются сложные вакансии после попытки компаниями самостоятельно найти потенциальных кандидатов.
К услугам внешних консультантов прибегают в случае поиска узкопрофильных, редких специалистов.
Внешних консультантов привлекают на проекты «хантинга», переманивания ключевых специалистов от конкурентов.
Количество соискателей на вакантные должности будет расти, хотя может быть сезонный спад в летний период.
- Традиционно считается, что в наибольшей степени кризис затронул персонал финансовой индустрии. Каковы, на ваш взгляд, основные кардинальные изменения в работе с кадрами финансовой сфере?
Алексей Захаров:
- Скорее, этот вопрос больше находится в компетенции hr-специалистов, работающих с финансовым кадровым рынком. Однако наши наблюдения говорят о некотором ужесточении требований к опыту работы, которые прописываются в вакансиях. Особенно это касается стартовых позиций. Если до кризиса на такие позиции требовался опыт в финансовой сфере от полугода, то сейчас – не менее года. Кроме того, отметим и увеличение доли вакансий, содержащих в поле «уровень дохода» фразу – «по договоренности». Сейчас в 35% вакансий в сегменте финансов указан уровень дохода «по договоренности». До кризиса таких вакансий было не более 25%.
Юрий Вировец:
- Наиболее востребованы аудиторы, бухгалтеры (главные и простые), экономисты, финансовые менеджеры. Эта пятерка не менялась при кризисе. До него на первом месте по востребованности были бухгалтеры, а после кризиса ее возглавили аудиторы. Объясняется это тем, что компании сократили раздутые штаты бухгалтерии, соответственно спрос на бухгалтеров несколько упал. Одновременно, в аудиторских компаниях по-прежнему не хватает квалифицированных сотрудников – это одна из самых тяжелых финансовых специальностей. Полагаю, что по мере выхода из кризиса, востребованность бухгалтеров снова вернется на докризисный уровень, и они вновь станут самыми дефицитными финансовыми сотрудниками.
Михаил Сергеев:
- Для сохранения и усиления подготовки нужных специалистов финансовых служб необходимо: преподавателями финансовых специальностей должны работать специалисты, соответствующих специальностей имеющих базовое образование и опыт практической работы, а не случайные преподаватели, принятые по блату; подоходный налог работников финансовой сферы необходимо установить по прогрессивной шкале.
Марина Павликова:
- На мой взгляд, в финансовой сфере произошли те же изменения, что и по всему рынку труда – это, в первую очередь, увеличение многофункциональности одного сотрудника (совмещение нескольких направлений в одной должности) и как следствие, увеличение нагрузки.
Алена Владимирская:
- На первых местах в рейтинге отраслей, сильнее всего пострадавших от кризиса, – маркетинг, PR, консалтинг, страхование, и только потом – банки и финансы. Серьезно упала востребованность и стоимость финансовых аналитиков и вообще всех, кто не зарабатывает деньги или же не оказывает непосредственного влияния на денежные потоки. Зато настал «золотой век» всех кризис-менеджеров, людей, которые понимают, как надо управлять денежными потоками в сложные периоды, как выводить предприятия из кризисных ситуаций и т.д. – стоимость таких людей в 2009 году выросла на 50%.
- Как вы полагаете, кризис стал катализатором изменений в высшей школе с точки зрения подходов к подготовке кадров, ассортимента специальностей и т.п. И какие изменения, по вашей оценке, наиболее актуальны в этой области?
Алена Владимирская:
- К сожалению, сейчас уже ясно, что кризис ничему не научил наших HR-менеджеров. Во многом тяжелую обстановку на кадровом рынке они же сами и создали – переманиванием людей только на более высокую зарплату, «хантингом» ценных кадров любой ценой и т.д., все это привело к формированию большого зарплатного «пузыря».
Казалось, кризис должен был стимулировать специалистов по кадрам (наконец-то!) к разработке и внедрению серьезных мотивационных схем, мер по удержанию персонала, диагностике возможных проблем, формированию кадрового резерва. Однако по первым отраслям, выходящим из кризиса (в частности, фармакологии), видно, что все осталось по-прежнему.
Нормальная кадровая политика в стране должна исходить от государства, которое должно понимать и разумно планировать, какие специалисты нужны и в каких количествах, налаживать адекватную и бесперебойную работу цепочки «ВУЗ-предприятие-государство». Только тогда, наконец, закончится это безумие с выпуском на рынок армий никому не нужных юристов, экономистов, маркетологов, начнет формироваться престиж рабочих профессий и т.д.
Юрий Вировец:
- Государственные вузы очень инертны и реагируют на изменения рынка и его потребности с огромным отставанием. Коммерческие более мобильны, но фундаментальная база у них слабая. Можно красиво назвать предмет или специальность, но вся соль ведь в содержании, а оно зачастую сильно страдает. Высшей школе нужны молодые преподаватели, с новыми идеями и свежим взглядом. Однако они должны обладать и солидным опытом – это главная проблема.
Михаил Сергеев:
- На мой взгляд, в плане изменений в высшей школе с точки зрения подходов к подготовке кадров, ассортимента специальностей кризис повлиял только отрицательно. В условиях кризиса обострились недостатки подготовки специалистов: Чрезмерно большое количество наштампованных кандидатов и докторов педагогических и других наук (технари, философы, социологи и другие), не нужных или не желающих работать по специальности, заполонили рынок труда. Они вынуждены приспосабливаться, искать работу. Чаще всего они устраиваются в вузы, особенно в коммерческие, начинают выживать любым путем достойных профессионалов. А чему они могут научить? Вот и получается, что иногда высшая школа только готовит для рынка плохих профессионалов.
Алексей Захаров:
- Безусловно, на государственном уровне ведется активная работа в изменении подходов к подготовке кадров. Однако образовательный рынок весьма инерционен. Возможно, результаты мероприятий, проводимых в образовательном пространстве, на рынке труда мы заметим лет через 7-10.
На наш взгляд, подготовка молодых специалистов должна быть соотноситься с потребностями рынка. Пока у нас существует «пропасть» в диалоге работодателей и образовательных ресурсов.
- Как бы вы по классической балльной системе оценили настрой российского рынка труда сегодня?
Алена Владимирская:
- Общая оценка – «неудовлетворительно». Кстати, очень многие менеджеры среднего и высшего звена в кризис серьезно задумались над созданием своего бизнеса.
Алексей Захаров:
- В настоящий момент состояния рынка труда я оценил бы как «удовлетворительное».
Михаил Сергеев:
- По классической бальной системе российский рынок труда можно максимум оценить на «удовлетворительно». Он не отвечает современным требованиям.
Елена Сидоренко:
- Моя оценка - «удовлетворительно».
Марина Павликова:
- Я могу оценить настрой российского рынка труда в срезе банковской и финансовой деятельности как "удовлетворительный".
Юрий Вировец:
- Настрой рынка можно оценить на 4, состояние - на «троечку».
Итак, рынок труда в России: оценки специалистов
Алена Владимирская |
2 |
Алексей Захаров |
3 |
Михаил Сергеев |
3 |
Елена Сидоренко |
3 |
Марина Павликова |
3 |
Юрий Вировец |
4 |
ВМЕСТО ПОСТСКРИПТУМА:
Россияне хотят перемен
По данным опроса компании HeadHunter, в котором приняли участие 9043 человека, 46% российских офисных работников планирует сменить место работы в 2010 году. Еще 30% скорее склоняются к подобному варианту, нежели приняли твердое решение. Остаться на нынешнем рабочем месте планируют только 6% респондентов, в то время как 11% еще не определились в своем выборе.
Наиболее популярными причинами, вызывающими желание сменить работу, являются такие факторы как «отсутствие карьерных перспектив», о котором упомянули 44% участников опроса, и «желание сменить вид деятельности» (40% соответственно). «Неадекватным руководством» оказались недовольны 25% респондентов. Интересно, что всего 20% опрошенных связали свои мысли об уходе с низкой заработной платой. 15% сотрудников, принявших участие в опросе, заявили, что планируют искать другого работодателя в связи со слухами о грядущих сокращениях. И, наконец, недовольными чрезмерной загруженностью работой и нервной обстановкой в офисе оказались 14% респондентов.
Исследование показало, что кризис и его реалии не способны заставить российских специалистов и управленцев снизить свои зарплатные ожидания ради скорого трудоустройства. О такой принципиальной позиции заявили 58% опрошенных. Еще 27% респондентов добавили, что также не готовы понизить свою цену перед потенциальным работодателем в связи с тем, что кризис, по их мнению, уже завершился. И только 15% готовы пойти на уступки и согласиться на более низкую зарплату, так как кризис и связанный с ним алгоритм поведения для них все еще актуален.
Как продемонстрировал опрос, наиболее склонными к смене работы оказались специалисты из таких сфер как транспорт и логистика – 56%, юриспруденция – 52%, маркетинг, реклама и брендинг – 51%. В своих планах по смене работодателя к ним также близки финансисты и сотрудники сферы оптовых продаж (49% которых планируют сменить место работы в 2010 году).
Наступает время фрилансеров
В 2010 году количество фрилансеров в мире превысит миллиард человек. Согласно отчету компании IDC, это около трети всего работающего населения планеты. Ожидается, что к 2013 году количество работающих дома или в коворкинг-офисе приблизится к 1,2 млрд человек.
При этом больше всего фрилансеров проживает в США – 72,2% от общего числа работающих в 2008 году. По прогнозам экспертов IDC, к 2013 в Штатах будут удаленно работать 119,7 млн. человек.
В Европе предпочитает трудиться вне стен офиса половина работающего населения. Но самыми перспективными регионами для развития фриланса является Азиатско-Тихоокеанский регион. В IDC ожидают, что в 2013 году 734,5 млн. жителей данного региона смогут трудиться дистанционно.
Рост популярности удаленной работы эксперты объясняют развитием технологий, сокращением компаниями издержек и растущими требованиями к гибкости в работе.
Зарплаты финансистов подтягиваются
Согласно опросам, проведенным Исследовательским центром портала SuperJob.ru, наиболее привлекательными для бухгалтеров и экономистов составляющими компенсационного пакета являются ДМС, обучение, оплата питания и фитнеса.
А зарплаты tоп-5 самых востребованных финансовых специальностей в Москве выглядят следующим образом:
|
Специалисты |
|||
позиция |
средняя рыночная зарплата, руб., Москва |
|||
Сентябрь 2008 |
Май 2009 |
Март 2010 |
||
1 |
Бухгалтер |
35000 |
30000 |
35000 |
2 |
Менеджер по работе с клиентами (банк) |
35000 |
30000 |
30000 |
3 |
Экономист |
33000 |
30000 |
30000 |
4 |
Финансовый менеджер |
45000 |
40000 |
40000 |
5 |
Аудитор |
65000 |
60000 |
65000 |
портал Bankir.ru, 23 марта 2010 года