Напомним, что 8 сентября думский комитет по финансовым рынкам решил вместо Аксакова делегировать в НБС Виктора Плескачевского. Президент России Дмитрий Медведев в своей недавно опубликованной статье решил «довести до всех граждан России» свое «представление о стратегических задачах, которые нам предстоит решать». И пригласил «всех, кому есть что сказать, к участию в дискуссии по этим темам».
Дискуссия - это хорошо. Приглашение получено. Но принимать его - небезопасно. Между президентом и желающими высказаться могут оказаться люди, заинтересованные отнюдь не в дискуссии.
Недавняя история с депутатом Анатолием Аксаковым и его отзывом из Национального банковского совета - хорошее напоминание о том, КАК именно надо «участвовать в дискуссиях».
Напомним, что в августе в своем личном блоге думец Аксаков решил высказаться на ту тему, что управляемое снижение курса рубля на 30-40% может положительно сказаться на экономике страны. Потому как стимулирует импортозамещение, подтолкнет экспорт, увеличит «внутренний вес» золотовалютных резервов страны т.д.
В принципе идея отнюдь не оригинальна и не нова. Девальвация - расхожий инструмент экономического регулирования, позволяющая повысить привлекательность экспортируемого из страны товара и стимулировать внутренний спрос на продукцию отечественных производителей. Сейчас, например, в Америке идет яростный спор «девальваторов» и «антидевальваторов» по поводу доллара. Как известно любому первокурснику экономического вуза, Банк Японии время от времени проводит валютные интервенции с целью опустить курс иены. А двукратная недооцененность курса юаня вызывает зубовный скрежет по обе стороны океана.
У нас, похоже, эта тема оказалась под запретом.
После публикации возмущенные забили во все колокола, поставили вопрос, что такому «пессимисту» и «провокатору» не место в Национальном банковском совете. И, наконец, на заседании думского комитета по финансовым рынкам решили отозвать Аксакова из НБС и делегировать вместо него Виктора Плескачевского. Тем самым поставив точку в «дискуссии». Ну а заодно приведя состав НБС в более политически опрятный вид: теперь здесь - только «единороссы». Готовые, надо полагать, к плодотворной и серьезной дискуссии внутри себя, но чтобы никто об этом не знал.
Любопытно, что сим история не закончилась и пиар-игры продолжаются.
Например, депутат Госдумы, председатель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский (к слову, первый замглавы думской фракции «Единой России») на днях заявил, что «девальвация рубля поглотит повышение пенсий». «Поиграть на нервах у почти 40 миллионов пенсионеров захотелось одному из активистов партии «Справедливая Россия» депутату Анатолию Аксакову, который предложил в целях финансового оздоровления экономики девальвировать рубль на 40%, - заявил г-н Рязанский. - Он при этом «забыл», что неизбежная инфляция поглотит не только повышение пенсий 2009 года, но и намеченное повышение в 2010 году. Это приведет к снижению уровня жизни пожилых людей и инвалидов, и обесценит их скромные рублевые сбережения».
Звучит благородно. Правда, как мы видим, инфляция и без девальвации успешно поглощает повышение пенсий. А средства для повышения, намеченного на 2010 год, в дефицитном бюджете еще нужно хорошо поискать.
Когда стоят заводы и люди не получают зарплату, то не идут и платежи в Пенсионный фонд. Значит надо тратить резервы и включать печатный денежный станок.
Кроме того, обычно вред, причем всем, наносят не разговоры о девальвации, а сама девальвация. И неуправляемая - в большей степени, чем управляемая. Даже если ее потом, задним числом, называют «плавной»...
В погоню за бонусными очками на «могиле» Аксакова устремились и другие. Главный редактор «Национального банковского журнала» в недавней публикации в РИА задалась вопросами «что могло подвигнуть Аксакова к сенсационным заявлениям о пользе резкого обесценения национальной валюты, чем руководствовался банковский лоббист?». Ответов она, правда, не приводит, зато выводы уже делает: «теперь под ним, похоже, шатается уже не только кресло члена НБС, но и кресло главы Ассоциации региональных банков «Россия». Пикантность ситуации заключается в том, что о судьбе кресла шефа одной банковской ассоциации рассуждает работник издания, выходящего под эгидой другой.
А еще более пикантно выглядит, то, что имя «банковского лоббиста» стоит на сайте «Национального банковского журнала», где написано буквально следующее: «Владислав Резник, Евгений Бушмин, Дмитрий Ананьев, Анатолий Аксаков, Валерий Зубов - всем им тоже хочется выразить искреннюю благодарность за участие в делах Национального банковского журнала». Упаси бог от такой благодарности...
Так что девальвация, как видим, - это не только способ регулирования. Это еще и отличный способ политической и профессиональной конкуренции. В которой выигрывает тот, кто отстаивает правильную точку зрения.
Например, пророчит падение не рублю, а доллару. Вот это - в почете и в фаворе. Как говорил герой «Кавказской пленницы»: «где-то высоко в горах, не в нашем районе» такое и возможно, но не у нас. При этом забывается, что подавляющее большинство российских резервов (резервный фонд, стабфонд, фонд национального благосостояния) собраны именно в этих самых «проклятых» долларах. И его девальвация ударит по российским гражданам куда сильнее, чем ослабление рубля. Причем вызовет такой всплеск инфляции, что российским пенсионерам уж точно придется забыть о своих сбережениях...
Впрочем, речь не об этом. Речь об экономической дискуссии. Случай с г-н Аксаковым - прецедент. Оказывается, не все можно обсуждать. Не все разрешается предполагать. И не всем членам многочисленных советов (будь-то Национальный банковский или какой иной) можно советовать. Это - не наш метод. А какой - наш?
P.S. Информационное сообщение последних дней: ЦБ готовит россиян к ослаблению рубля
ЦБ России предупредил о рисках изменения курса рубля. Всего за несколько дней до этого, Центробанк сообщил о переходе рубля к свободному плаванию. Это означает, что ЦБ препятствовать ослаблению рубля не намерен.
ЦБ России предупредил, что курс рубля может меняться. «На фоне появления первых признаков восстановления мировой экономики физический спрос на энергоносители остается умеренно низким, что формирует риски повышения волатильности цен на нефть, и, как следствие, волатильности курса рубля», - отмечается в сообщении банка о снижении ставки рефинансирования на 0,25 процентного пункта до 10,5% годовых.
Этому сообщению предшествовало еще одно заявление. ЦБ практически перешел к свободному плаванию курса рубля и может отказаться от использования коридора 26-41 рубль в будущем, заявил первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев в пятницу, 11 сентября, в интервью Рейтер. Даже в случае падения цен на нефть мы не будем защищать абсолютный рубеж, никакой цели по курсу у нас нет, заявил Улюкаев.
Девальвацию можно проводить, но нельзя говорить о ней?
портал Bankir.ru, 16 сентября 2009 года