Самое интересное от Яна Арта

Унесенные сетью

A A= A+ 01.11.2007
Сегодня россиянам (во всяком случае – жителям крупных городов) кредиты предлагают едва ли не каждом углу – с постеров рекламных конструкций, листовок, вываливающихся из наших почтовых ящиков.

Едешь в такси – по радио напоминают об ипотеке. Поднимаешься на эскалаторе в метро – сладкий голос напоминает тебе, что можно бросить все к чертям собачьим и отправиться на Канары, одолжив необходимую сумму у Сбербанка.

Банки в паутине

На деле все немного сложнее. Ибо процесс выбора подходящего вам кредитного продукта и банка, требованиям которого ваша персона отвечает, может затянуться. В отличие от рекламных щитов банковских офисов в стране гораздо меньше. Впрочем, даже если и больше – это не решает проблемы. На улице Тверская в Москве – 34 офиса. Чтобы обойти их и познакомиться с предложениями – не хватит трех дней. А всего в стране действует более 1100 банков. И большая часть из них предоставляет кредиты. И что делать?

Вариант номер один – взять отпуск за свой счет и методично обходить банковские офисы. Не нравится? Понимаю. Вариант номер два – нырнуть во Всемирную Паутину.

Последний вариант становится все более популярным. По данным компании ИМА-консалтинг, 25% заемщиков именно так и поступают. А если учесть, что доступ к Интернету постепенно перестает быть редкостью (по итогам прошлого года Интернетом пользуется уже 28 млн. из более чем 140 млн. россиян), можно предположить, что скоро первый контакт россиян с банками будет начинаться именно в Сети.

Российские банкиры также делают ставку именно на Интернет. Как показывает исследование компании BSMC, в том, что Сеть становится самым эффективным инструментом продвижения розничных банковских продуктов, уверены 89% банковских менеджеров. И судя по оценкам экспертов, присутствие банков в Сети в ближайшем будущем будет существенно расширяться.

Впрочем, Интернет сам по себе – не панацея для клиента. Потому что банковских сайтов в итоге столько же, сколько и самих банков – более тысячи. И «обойти» их даже виртуально – задачка не менее сложная, чем прогулка по офисам.

«Далеко не всегда сайты банков оказываются комфортными для использования клиентами, - говорит Эльвира Сагидуллина, начальник отдела маркетинга банка «Стройкредит». По ее мнению, многие увлекаются «навороченным» дизайном, в итоге теряя простоту и удобство. К тому же само количество сайтов таково, что пользователю бывает очень трудно найти информацию о нужном ему кредите или депозите. И тем более - сравнить его с условиями банков--конкурентов.

Глаза разбегаются

Выход большинство наблюдателей видят в развитии независимых банковских порталов. В последние два года в Рунете возникло несколько десятков подобных Интернет-ресурсов, которые предоставляются своим посетителям информацию сразу по многим банкам и возможность сравнить условия различных кредитов и депозитов.

Небольшой экскурс по ним показывает, что действительно сегодня россиянин может подобрать себе «подходящий вариант», проведя пару часов в кресле за монитором.

Старейший из российских банковских порталов – www.banki.ru. Здесь представлена гигантская база данных практически по всем российским банкам. Сильные места этого ресурса – четкая и удобная навигация, возможность сравнить условия вкладов в различные банки (самая большая в России база данных по вкладам). Кроме того, портал ежедневно публикует важнейшие банковские новости и основные материалы о финансовых рынках, появившиеся за день в российской прессе. «Изюминка» - краткие справки о каждом банке, из которых можно узнать, кто им владеет, какие проблемы он испытал и т.п.

Номер два – портал www.bankir.ru. Этот ресурс – «не для всех»: тем, кто ищет информацию об условиях кредитов или депозитов, он не интересен. Его сильное место – банковская аналитика, информация о процессах, которые происходят на российском финансовом рынке, и возможность трудоустройства для тех, кто мечтает работать в банке.

Крупнейший российский ресурс на тему кредитования – www.pro-credit.ru. Его сильное место – самая масштабная база по всем кредитам для частных лиц и малого бизнеса. Которые предлагают российские банки. Здесь же специалисты могут проконсультировать посетителей портала по всем тонкостям, связанным с оформлением или погашением ссуд.

Портал www.kredit.ru. Много полезных советов, но информация явно несвежая. Основа контента этого сайта – реклама нескольких банков. Возможности объективного выбора и сравнения условий различных кредитных учреждений тут намного меньше.

Сайт www.formulakredita.ru. База данных поменьше, чем у лидеров, но есть плюс – здесь можно получить индивидуальную поддержку экспертов, которые помогут составить заявку на ссуду.

Одна из потенциальных опасностей ловли банков сетью – возможность наткнуться на портал черных брокеров (такие обычно отличаются плохим дизайном и слабой базой данных) или на «запущенный» сайт с устаревшей информацией.

            «Некоторые сайты не обновляют свои базы данных, - напоминает Эльвира Сагидуллина из «Стройкредита». – «И это очень портит общую картину российского банкинга в Интернете». На серьезных ресурсах информационную базу актуализируют и проверяют ежедневно. Например у www.pro-credit.ru и www.banki.ru созданы целые редакции, в которые пользователь может отправить письмо или позвонить и уточнить какую-либо информацию.

Понять, насколько серьезен тот или иной сайт можно с помощью сервиса компании «Ашманов и партнеры» (www.ashmanov.com). Здесь, введя искомое слово (например, «кредит») , можно увидеть самые актуальные сайты Рунета. Например, по теме ипотеки основными лидерами являются сайты Райффазенбанка (www.raiffeisen.ru), банка «ДельтаКредит» (www.deltacredit.ru), портала Про-Кредит (www.pro-credit.ru), банка «Абсолют» (www.absolutbank.ru) и кредитного брокера «Фосборн Хоум» (www.fhome.ru).

Впрочем, Интернет сегодня предоставляет возможность не только получить информацию, но и заняться самим процессом получения кредита непосредственно в Сети. Лидеры российского банковского рынка ввели в обиход возможность подать заявку на кредит через Интернет. Правда, в большинстве случаев вам все равно придется идти в банковский офис с необходимыми документами. Пока только два банка довели работу через Сеть до логического завершения: в Банке Москвы вы через Интернет получаете не только ответ на вашу заявку, но и (если ответ положительный) подтверждение того, что вам выдан кредит и в офис идете уже непосредственно за деньгами. В Ситибанке условия еще комфортнее: клерк банка приедет за ваши документами сам к вам в офис или домой (в удобное вам время), а курьер доставит и саму кредитную карту.

Кстати, независимые финансовые порталы также озаботились возможностью отправлять заявки на кредит, не вставая из любимого кресла. Такой сервис, например, действует на портале www.pro-credit.ru, где посетитель может открыть виртуальный «Личный кабинет» (что-то вроде «корзины товаров» в Интернет-магазинах) и отправлять заявки сразу в несколько банков. Не тратя каждый раз время на заполнение анкет. Подобный сервис намерена создавать и крупная брокерская компания «Кредитный и Финансовый Консультант».

Дайте жалобную книгу

В последнее время Интернет становится не только средством коммуникации с банками, но и «своего рода» жалобной книгой их клиентов. Раздражает россиян в банках многое. От очередей и неквалифицированности персонала до бюрократических проволочек в оформлении кредитов и невнятности разъяснений по поводу платежей по ним. Если прибавить к этому ошибки банков в оформлении ссуд, то получается изрядный ком нервов, претензий и обвинений.

В этом случае Интернет становится местом, где вы можете как минимум поделиться своим недовольством и как максимум – быть услышанным. Например, на сайте www.banki.ru создан раздел «Народный рейтинг», в котором посетители описываются «плюсы» и «минусы» того или иного банка практически по всем городам и весям страны.

Соответственно, на сайте учитывается и своего рода «антирейтинг» - банки, работа которых вызывает наибольшее количество нареканий россиян. Его лидеры на сегодня – Ситибанк. «Русский стандарт» и Кредит Европа Банк. Причем «Сити», работа которого вызывает как множество похвал, так и вал недовольств, вызвал у некоторых своих клиентов настолько сильное раздражение, что они создали даже специальный адрес для сбора жалоб - [email protected].

Еще один вариант «жалобной книги» на днях создал портал www.pro-credit.ru, который подписал на сей счет специальное соглашение с Союзом потребителей России. Две организации открывают на сайте совместный раздел для сбора конкретных претензии россиян к банкам. Претензии будут проходить юридическую экспертизу и, если юристы признают их обоснованными, направляться в Роспотребнадзор, который с этого года все внимательнее следить за соблюдением банками прав потребителей. Так что Сеть теперь предоставляет возможность не только «брака» с тем или иным «банком», но и «развода» с ним.

Есть еще два способа быть услышанным. Первый – отписать на сайт Ассоциации российских банков (www.arb.ru). Ее президент Гарегин Тосунян с этого года организовал приемные дни для населения. Второй – обратиться за помощью к главному «смотрителю» банковского shyrf – в Центральный банк России, Правда, здесь Интернет вам поможет только одним – на сайте ЦБ (www.cbr.ru) вы можете найти координаты специальной «горячей линии» для населения.

журнал «Office Magazine», ноябрь 2007 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
2611