Самое интересное от Яна Арта

Экономические перспективы Татарстана попали в красный переплет

A A= A+ 02.04.1996
В минувшую субботу состоялось заседание Кабинета министров Татарстана, на котором обсуждался проект программы экономического и социального прогресса Республики Татарстан.

Большинство высших чиновников и пресса впервые увидели саму программу - стопку томов в красных переплетах на столе президиума. До сих пор программа презентовалась в виде итогового доклада комиссии первого вице-премьера Равиля Муратова, аккумулировавшего концепцию этого 250-страничного документа. Его суть и содержание изложены в номерах "ВиД" от 12 и 28 марта сего года, в последнем из них - отчет с презентации доклада, состоявшейся неделю назад в центре "Казань".

Субботнее заседание Кабинета фактически повторило сценарий презентации - в официальном режиме. Равиль Муратов в сжатом варианте изложил итоговый доклад, после чего последовало обсуждение, прошедшее в довольно позитивном для столь радикального документа виде. Критика в основном свелась к отраслевому лоббированию: представители Академии наук Татарстана пожелали увидеть в программе раздел, посвященный состоянию и развитию науки, чиновники Министерства образования - констатацию кризисного состояния школ, министр сельского хозяйства Фатих Сибагатуллин - менее "капиталистическую" идеологию реформирования сельского хозяйства. Впрочем, несмотря на это, выступавшие выразили свое одобрение проделанной муратовской комиссией работе.

- В этом огромном аналитическом материале докторская диссертация не одного Муратова, - заметил председатель парламентской планово-бюджетной комиссии Гелий Кобелев.

- ...Но и всех членов комиссии, - добавил Премьер-министр Фарид Мухаметшин. Напомню, что последний в прошлый четверг защитил кандидатскую диссертацию по социологии.

Выступление г-на Кобелева отличалось от "отраслевых" спичей акцентом на главном инструменте предполагаемых реформ - деньгах. По его мнению, существующая система внебюджетных фондов, аккумулирующих средства одного порядка с официальным бюджетом республики, должна прекратить свое существование. История с больничными кассами, ничего не изменившими на уровне медицинского обслуживания, по словам парламентария, иллюстрирует искусственность многих внебюджетных построений.

Гелий Кобелев полагает, что настал момент формирования консолидированного республиканского бюджета и четкого разделения финансовых функций между Казанью и районами - по модели соглашений Татарстана и России.

Авторы программы завершили обсуждение. Одна из участниц аналитической группы комиссии Муратова - директор Центра социальных проблем Алевтина Кудрявцева заметила в ответ на "отраслевые" упреки, что отсутствие профильных блоков в докладе-концепции не означает их отсутствия в самой программе, имеющей соответствующие разделы. Равиль Муратов в заключительном слове заявил, что разделяет позицию, изложенную Гелием Кобелевым, и еще раз напомнил о необходимости реструктуризации еще одного из главнейших инструментов реализации программы властных структур.

Закрывая заседание, премьер Фарид Мухаметшин заявил: "Я удовлетворен ходом обсуждения... Количество сомневающихся становится все меньше за два года работы над программой". Премьер сказал об огромной ответственности, которую приняли на себя авторы программы и которая "с сегодняшнего дня снимается с плеч правительственной комиссии и перекладывается на плечи правительства". В соответствии с принятым постановлением программа одобрена правительством. Через три недели премьер должен внести ее на рассмотрение парламента. Две недели дано Равилю Муратову на корректировку программы с учетом высказанных в субботу замечаний и предложений.

В интервью "ВиД" по окончании заседания Кабинета Равиль Муратов прокомментировал ситуацию.

- На презентации программы в центре "Казань" прозвучала фраза о том, что "существующие интересы будут против вас". Считаете ли вы возможным ситуацию, когда после формального принятия программы ее начнут ревизировать по частям? Например, введут понятие "переходного периода", во время которого будет наложено вето на реализацию каких-либо ее положений. В нашем отечестве нет ничего более постоянного, чем то, что называется "временным", "переходным"...

- Такая тревога у меня остается. Выступление Фатиха Сибагатуллина - из числа поводов для нее. Министр сельского хозяйства защищал систему дотирования сельского хозяйства, ссылаясь на мировую практику: весь мир дотирует аграрное производство. Но, если оценить ситуацию, ясно, что по сути дела никаких реальных реформ на селе нет. Земля не работает, деньги из тех же дотаций не работают, так как нет собственника земли. Нет даже собственника средств труда.

Высказывание министра связи, не принявшего идею ликвидации отраслевых министерств, из того же ряда. Он тоже не видит себя без системы непосредственного управления власти хозяйствующими субъектами.

Сам образ мышления различается. Если мы хотим, чтобы программа действовала реально, то структура власти, люди власти должны соответствовать программе. Это непременное условие.

- Считается, что Равиль Муратов - автор идеи ликвидации 69 районов Татарстана и создания пяти-шести кантонов. На заседании это не прозвучало.

- В перспективе тезис о кантонизации я считаю целесообразным, но сегодня нет смысла говорить об этом. Сейчас это утопия. Сложившаяся система связей и традиции, патриархальный менталитет - все это не даст возможности в ближайшем будущем реформировать систему административного деления. И потом - это спорный момент. Силы реформ нужно рассчитывать правильно. Первично - использовать более эффективные меры, такие как сокращение затратного механизма, переход от отраслевого к функциональному принципу управления.

- Тема отраслей приводит нас к теме внебюджетных фондов, формируемых по отраслевому принципу. В связи с этим как вы прокомментируете выступление г-на Кобелева?

- Он очень хорошо выступил, и я согласен с его доводами против сложившейся системы управления финансами.

- Если исходить из постулата "существующих интересов", то вы - человек, контролирующий большинство внебюджетных фондов Татарстана - должны быть против его предложения слить их с бюджетом...

- Тем не менее я - за. Контроль над фондами отнимает у меня массу времени, необходимого на другие цели, связанные с экономическими реформами. Я не испытываю удовлетворение от этой своей функции. И абсолютно поддерживаю идею консолидированного бюджета. Но - чтобы работала система. "Прозрачная" система финансирования, гласная и контролируемая парламентом.

- Возможности и силы главного инструмента реформ - денег - зависят не от Казани, а от Москвы. Инфляция, цена рубля - в прямой зависимости от курса российского правительства и Центробанка. Что будет с программой, если рубль резко изменится? Например, после выборов.

- Не думаю, что влияние федеральных властных структур на рубль кардинально. К счастью, страна уже прошла этап, когда правительство могло волевым решением вмешаться в пространство товарно-денежных отношений. Рынок уже саморегулируется.

Большее значение имеет другое: отношение Запада, внешних инвесторов - существующих и потенциальных - к России. Оно зависит от того, кто придет к власти. И поэтому мы - ярые сторонники Бориса Ельцина. Ярые, поскольку именно с ним связаны экономический суверенитет Татарстана, договор о разграничении полномочий.

Еще один момент, делающий программу защищенной от колебаний финансовой системы России. Программа не привязана жестко к цифрам. Она в основном опирается на конъюнктуру рынка, механизмы его саморегуляции. И делает акцент не на самом понятии стоимости чего-либо, а на добавленной стоимости. Добавленная стоимость - это труд. Вот национальный продукт, который обеспечивает жизненный уровень. Интеллектуальный потенциал, высокие технологии, развитие точного машиностроения, наукоемких производств - основа предлагаемой экономической политики.

- Вы можете прогнозировать, как парламент воспримет вашу программу?

- Думаю, что она будет воспринята далеко неоднозначно. Уже сегодня предлагают "причесать" ее. Скорее всего, мы будем производить "притирку" программы до вынесения на сессию Государственного Совета - на слушаниях в парламентских комитетах. Кроме того, до парламента предстоит рассмотрение программы Президентом Татарстана. Материалы он уже взял. Президент в каком-то смысле оппонент принципов программы, уверен, что он серьезно готовится к рассмотрению программы, анализируя все плюсы и минусы. Встреча с ним будет конструктивной, но непростой, нам предстоит аргументировано отстаивать свои постулаты.

- Тема ваших сложных взаимоотношений с Фаридом Мухаметшиным, возможного назначения вас премьером давно обсуждается в прессе и в кулуарах. Ваш комментарий на этот счет...

- Тема беспочвенная. Для меня однозначно понятно, что моя роль заключается в проведении экономических реформ и соответствующей социальной политики. Меня эта работа весьма устраивает, я хотел бы получать от нее моральное удовлетворение.

- В продолжение этой темы: есть информация, что вас зовут в Москву, в качестве вице-президента "ЛУКойла" или другой российской нефтяной компании.

- Мне такие предложения не поступали. И пока я буду востребован в Татарстане, никакие предложения не буду принимать. Но если обстоятельства сложатся так, что я востребован не буду, - думаю, что смогу уютно себя чувствовать в любой финансово-промышленной группе, в любых отраслях предпринимательства.

Газета «Время и Деньги» (Казань), 2 апреля 1996 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3368