Самое интересное от Яна Арта

Программа, которую никто не видел, оказалась картой в кабинетных играх вокруг татарстанского правительства

A A= A+ 12.03.1996
Оказалась картой в кабинетных играх вокруг татарстанского правительства

Антикризисная экономическая программа, над которой более года назад начала работать правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Татарстана Равиля Муратова, вчерне готова.

Но, судя по всему, она остается разменной монетой не столь в экономике и управлении ею, сколь в политике. Прежде всего - в кадровой.

Предыстория

Глобальный экономический кризис, потрясший экс-СССР, точно так же наличествует в Татарстане, как в Москве или Нижнем Новгороде. Всевозможные бодрые отчеты и столь полюбившиеся в последнее время статистические сравнения Татарстана с соседними регионами, доказывающие, что он, по недавнему шутливому замечанию Минтимера Шаймиева, - "лучший среди худших", сути не меняют. Хотя и затуманивают.

Посему потребность в антикризисной программе осознана давно. Хотя в конечном счете ее - со все тем же казанским пристрастием к словесной косметике - назвали не антикризисной, а - программой социально-экономического прогресса.

За отсутствие концепции выхода из кризиса, сиречь - программы, упрекали еще премьера Сабирова. Тогда комиссии первого вице-премьера Равиля Муратова была поручена работа над программой. Премьерское кресло занял Фарид Мухаметшин, но ускорения не произошло: через некоторое время большинство наблюдателей могли констатировать, что ее постигла участь многих масштабных начинаний по-советски - долгострой. К ней более всего подходило определение Михаила Жванецкого: "Вы вошли в ремонт - это не значит, что вы из него выйдете. Ремонт - это не действие, это - состояние".

Между тем, как стало известно из информированных источников, сегодня работа над программой практически завершена. К 200-страничному документу и более чем 3 тысячам страниц отраслевых "подпрограмм" прилагается итоговый доклад аналитической группы правительственной комиссии, который определяет суть программы. Доклад в настоящее время лежит на столах высших республиканских чиновников.

Статус-кво без розовой статистики

Редакции стало известно содержание доклада. Оно представляется довольно радикальным и любопытным для широкой публики.

Документ ясно и без косметики характеризует состояние экономики Татарстана. В качестве основных причин спада производства назван кризис доминирующей в регионе "оборонки" и "практическое выпадение КамАЗа из экономики республики" - после пожара на заводе двигателей он потерял свои позиции на рынке и до сих пор реально не адаптировался. Что же касается некоторых радужных показателей - опять статистика, - согласно которым в прошлом году обозначился рост производства, то они обеспечены за счет увеличения объемов добычи "Татнефти". Широко разрекламированное возвращение в работу нерентабельных скважин дало дополнительные 2 миллиона тонн нефти в год.

Промышленному кризису сопутствует ущербность финансового рынка: в докладе говорится, что "в последние годы республика потеряла два крупных банка" и ни один банк Татарстана не смог стать сколь либо значительным участником финансового рынка России.

Аналитическая группа муратовской комиссии, судя по ее документам, полагает, что необходимо рассматривать экономику не как "чистое производство" и делать программу не банальной отраслевой разнарядкой, а вести речь о совокупности всех социально-экономических факторов. Посему констатация финансово-промышленного кризиса дополнена "портретами" других сфер. В частности, говорится о глубоком кризисе системы высшего образования, наметившейся "утечке мозгов", ставшей реальностью уже не только для Москвы и Петербурга, но и для Казани - после проникновения на берега Волги фонда Сороса и его несколько двусмысленной деятельности здесь (то ли поддержка, то ли вербовка). Доклад констатирует: при сохранении существующих тенденций через пять лет Татарстан потеряет способность к воспроизводству научного потенциала.

Расширение бюрократии, ощутимое даже внешне (помимо прежних административных зданий нынешние структуры управления заняли все строения почивших в бозе КПСС и ВЛКСМ, идет активное строительство новых), расценивается в докладе как экономически необоснованный процесс. Сухой текст разбавляет эмоциональная фраза - "Это настолько не вяжется с видимым уходом государства из управления экономикой, что не поддается рациональным объяснениям".

Еще один аспект - криминал. Аналитическая группа утверждает, что в Татарстане вся сфера мелкой розничной торговли, производство и торговля алкоголем, часть мелких банков и часть торговли нефтепродуктами находится под криминальным контролем. Прогноз на будущее: ужесточение фискальной системы, отмена льгот, исчезновение инфляционной накачки псевдобанков приведет в скором времени к сокращению традиционных доходов преступных групп и соответственно - к новому переделу.

Инфляционная накачка банков кончилась с введением "валютного коридора" - по казанским банкирам с переменным успехом стреляли и стреляют сегодня. Удар по традиционным доходам мафиози - например, в виде февральского решения вернуть торговлю алкоголем под государственный контроль: в Казани один за другим убиты две крупнейшие фигуры алкогольного бизнеса.

"Черная" часть статус-кво закончилась. "Белая", в отличие от нее, широко разрекламирована. Кратко суммирую: Татарстан сформировал довольно привлекательный с точки зрения потенциальных инвесторов имидж и рекламный успех можно претворить в успех материальный. Первые шаги на этом направлении - сотрудничество с французами (реконструкция казанского аэропорта и сахарных заводов в Буинске и Заинске, телефонный проект) и американцами (ЕлАЗ - "General Motors"). В целом восприятие Татарстана и в России и за ее пределами поменялось кардинально, свидетельство тому - появление образа "острова прагматизма" (обозначенного публикуемой "ВиД" статьей из "Financial times") вместо "острова коммунизма". Минтимеру Шаймиеву удалось доказать, что многажды критикуемое пресловутое "мягкое вхождение в рынок" оправдало себя и Татарстан вышел на позиции, с которых можно начинать радикальную реформу экономики, с минимизированными социальными и экономическими потерями.

Председатель административного совета татарстанской Торгово-промышленной палаты Александр Таркаев в недавнем интервью "ВиД" (5 марта с.г.) сформулировал эти ожидания-желания-подталкивания "людей рынка". Как заявил мне Брюс Аллин - сотрудник гарвардской группы "Монитор", входящий, кстати, в состав аналитической группы комиссии Муратова, эти оценки и ожидания "людей рынка" в Татарстане начинают понимать и разделять "люди рынка" на Западе. Помимо той же "Financial times", г-н Аллин сослался на своих гарвардских коллег и бывшего экономического советника российского руководства Джефри Сакса, некогда резко критиковавшего те российские регионы, которые спрятались от "шоковой терапии". Сакс давно уже не у дел в российской реформе, а Шаймиев - на своем месте и бывшие внутренние и внешние оппоненты признали его победу. А признав - надеются, что в конечном счете он держит курс туда же, куда они и призывали.

Классический вопрос - что делать?

В этом смысле итоговый доклад аналитической группы - что-то вроде лоции, предлагаемой Татарстану. "Берега порта назначения" очерчены следующим образом: цель программы, цель реформы, цель правительства - не рост цифири (увеличение количества носков, связанных на душу населения), а повышение качества жизни.

Поэтому прежде всего в итоговом докладе ставится задача создать систему прогнозирования и индикативного планирования экономики - объективных показателей качества жизни. Систему гласную, постоянный мониторинг которой шел бы в масс-медиа. В качестве планки на ближайшие пять лет - достижение уровня 1988-1989 годов (так что заявленный в титуле программы социально-экономический прогресс пока что - лишь возвращение к исходным позициям).

Основные постулаты доклада таковы:

Во-первых, предлагается полностью ликвидировать все казенные непроизводительные расходы и уже на будущий год формировать бюджет не по принципу "нам нужно на расходы столько-то - значит собрать надо столько-то", а по принципу распределения реальных и прогнозируемых доходов.

Во-вторых, полностью прекратить государственные капитальные вложения во все сферы, за исключением вложений в инфраструктуру - транспорт и связь, социально-гуманитарные системы, управление. Постулат: задача правительства - не руководить обществом и экономикой, а социально обслуживать общество.

В-третьих, передать контроль над предприятиями в управление частным компаниям и фондам. Оставив в прямом государственном управлении только административные учреждения и казенные заводы, в собственности - контрольные пакеты акций лишь стратегически значимых предприятий.

В-четвертых, реформировать, упростить и ввести общественный контроль над лицензиями, тарифами, акцизами. Перестроить и упростить налоговую систему. Правительству выйти с законодательной инициативой о запрете предоставления индивидуальных налоговых льгот без парламентского решения.

Теория перемежается практикой. По основным отраслевым блокам проблем авторы доклада пришли к следующим выводам. Нефть и нефтехимия - создание предприятий среднего размера, делающих отрасль более устойчивой к инновационным процессам, формирование открытого рынка ценных бумаг предприятий отрасли, до сих пор остающихся вне рыночной игры - в казенных сейфах. Логистика - использование выигрышного положения в Волжско-Уральском регионе, приоритетное развитие транспортной структуры - аэропорты, дороги, придорожный бизнес - и связи. (Сюда вписываются все французские проекты Татарстана). Автомобилестроение - развитие союза ЕлАЗ - "General Motors", который, в отличие от "грузового" КамАЗа позволяет выйти на потребительский рынок - более ликвидный, чем рынок средств производства. Елабужский проект - спасательный круг для экономики, сложившейся вокруг КамАЗа. Как в социальном плане - отток потенциальных и скрытых челнинских безработных. Так и в экономическом - создание системы малого и среднего обслуживающего бизнеса вокруг "большого папы" - ЕлАЗа. И в том и другом смысле упреждается то, о чем почти не говорят, но давно подразумевают в экономических кругах Татарстана, - возможность сильнейшего кризиса на КамАЗе, который погребет под лавиной Челны и ближайшие территории.

Авиация - "оборонка". Судя по всему, аналитическая группа муратовской комиссии зафиксирует все же давнюю идею о необходимости разделить предприятия военно-промышленного комплекса на две части - тех, кто может выжить и стать конкурентоспособными и продаваемыми, и тех, кто не может. Первых - максимально поддерживать. О судьбе вторых в докладе не упоминается, но вывод напрашивается однозначный.

Из предложений социального плана наиболее любопытен следующий момент - усиление борьбы с преступностью с одновременным гарантированием конституционных прав и отказом от чрезвычайного положения.

Революция против интересов

Содержание доклада революционно с двух точек зрения. Во-первых, по отношению к российской ситуации. Практически речь идет о ликвидации системы государственного капитализма - той самой системы, которая выстроилась в результате несбалансированных российских реформ и нежелания экономически активных людей, которых в течении 70 лет рекрутировал управленческий аппарат, пускаться в свободное предпринимательство. Будучи неуверенными в завтрашнем дне, они предпочитают сочетать бизнес и административную власть. Они успешно делают это и инерционная волна заставляет весь бизнес подстраиваться под модель государственного капитализма.

Общественное осознание этого факта начинает проявляться только в течении последнего года, но набирает силу - достаточно вспомнить "известинский" обзор российских финансовых олигархий (см. "ВиД" от 23 января с.г.).

Татарстан в этом смысле не исключение, более того - регион, в котором не возникло ни одного действительно масштабного дела без участия государства. Госкапитализм стал идеологией Татарстана и здесь предпринимательство, сколь либо расширяющееся за пределы возможностей частного лица, всегда подстраивается под государство и берет казну в партнеры. Пример одного из наиболее крупных бизнесменов Казани - Рашита Ахунова, минувший летом занявшего кресло министра внешнеэкономических связей, - наиболее классическое подтверждение тому.

Изложенная выше программа фактически предлагает полностью перевернуть ситуацию и - вопреки российским тенденциям - начать построение "приватного" общества.

Второй революционный момент вытекает из первого. Перелом ситуации - это не просто абстрактная идея, она затрагивает конкретные интересы конкретных структур и конкретных людей.

Кабинет министров, добровольно предлагающий парламенту ограничить его в праве предоставлять налоговые льготы, президент, отказывающийся от полномочий, данных чрезвычайным положением, Госкомимущество, лишающееся контрольных пакетов, в то время как оно даже ваучеры и ИПЧ предпочитало не выпускать из рук и создало систему собственных околоказенных приватизационных фондов, "Татнефть", отказывающаяся от налоговых льгот, КамАЗ, признающий, что вложения в елабужский проект приоритетны в сравнении с Челнами, административные структуры, сокращающиеся до необходимых для функции социального обслуживания общества размеров: большинству татарстанских управленцев подобное, скорее всего, померещится только в страшном сне.

Не знаю, насколько романтично настроены авторы итогового доклада, но едва ли они не понимают всего этого. И коль скоро понимают - следующий вывод - кто будет воплощать предлагаемое? Возникает, не упомянутый, призрак еще одной революции - кадровой.

Снявши голову, по волосам не плачут

Отвлечемся от документа, послужившего причиной появления этой статьи. Вспомним, что официально его пока просто не существует. Зато существует другой документ - около месяца назад премьер-министр Фарид Мухаметшин распорядился начать работу по созданию экономической программы команде под руководством вице-премьера Аллы Габутдиновой.

Что это означает? Вариант номер один - в конкуренции рождается лучшее. Но г-жа Габутдинова входит в комиссию Муратова, наряду с вице-премьерами Фаритом Газизуллиным, Фатихом Сибагатуллиным, Ильгизом Хайруллиным, Николаем Денисовым и рядом министров и промышленных "генералов". Так что команды едва ли могут принципиально отличаться - обойма та же.

Вариант второй - Равиль Муратов не справился с задачей. Но, во-первых, это с какой стороны посмотреть, а во-вторых, давать оценку этой работе вправе те, кто ее поручал, то есть президент и парламент, а они пока программу не обсуждали. По крайней мере, официально.

Вариант третий - правительство осознанно тянет время и пытается саботировать принятие программы, пока система госкапитализма приносит так много хороших плодов. Многообещающий вывод.

Наиболее вероятный ответ, на мой взгляд, - в той самой "борьбе под красным одеялом" в татарстанском кабинете, которая уже около четырех лет прямо или косвенно определяет происходящее в экономической жизни и в принятии решений.

Республиканские масс-медиа стали зеркалом этой борьбы. Из этого ряда - многочисленные упреждающие утечки информации в "Вечерней Казани" о возможном назначении Равиля Муратова на премьерский пост и трогательный детский рисунок многооконного особняка вице-премьера на первой полосе газеты. Опубликованные в "Крисе" размышления бывшего дэпэеровца и нынешнего аналитика Рашида Ахметова о возможном пришествии "челнинского бая" Алтынбаева и потенциальных амбициях мэра Казани Камиля Исхакова. Апрельские 95-го года заявления обозревателя "Молодежи Татарстана" Талгата Бареева о противоречиях между премьером и вице-премьером и между группами экономистов, обслуживающими татарстанский кабинет, после чего Равиль Муратов и гарвардский "Монитор" выступили с опровержениями.

Последнее из этой серии - история с волосами г-на Муратова, описанная новорожденным "Казанским временем", и прочие попытки снять обильный урожай с головы вице-премьера, а заодно - спикера Госсовета. Серия анонимных статей - от "Человека в малиновом пиджаке" до "Человека-вакансии", от "бархатного взгляда" премьера до "стальных глаз" Муратова - наиболее популярная тема последних дней.

В отличие от доклада, оставшегося незамеченным.

Возможно, он так и останется - незамеченной попыткой экономического романтизма. К которой можно добавить романтический вопрос: почему игры, в которые играют "большие дяди", являются необходимыми и объективными спутниками экономических решений в Татарстане? Почему политик-премьер и хозяйственник-вице-премьер не могут составить нормальную работающую связку? Почему принцип баланса сил, традиционно считающий оптимальным в политике, становится доминирующим в экономики и попытки создать команду единомышленников, двигающейся в одном направлении, так и не последовало.

Газета «Время и Деньги» (Казань), 12 марта 1996 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
2098