Самое интересное от Яна Арта

Призрак 37-го года, замеченный российской прессой, модернизирован

A A= A+ 15.11.1995
Послесловие к интервью заместителя главного редактора "ИТ" Артема Карапетяна с премьер-министром России Виктором Черномырдиным.

Интервью российского премьера, данное "ИТ", было опубликовано в нашей газете за 10 ноября. За кадром подобных встреч обычно остаются довольно любопытные контакты и еще более интересная информация, которую традиционно принято обозначать эвфемизмом - "из коридоров власти". Судя по некоторым признакам, то, что происходит сегодня в этих коридорах, непосредственно связано с появлением шокирующего заголовка в одном из последних номеров "Московского комсомольца". Он гласит: "С новым 1937-м годом!"

Виктор Черномырдин опоздал на интервью на час. На вопрос о том, не будет ли беседа вновь перенесена (первый раз ее передвинули на несколько дней из-за поездки премьера на похороны Ицхака Рабина), один из сотрудников правительственной информационной службы ответил: "Все в порядке, Виктор Степанович сейчас подойдет". А затем добавил менее официальным тоном: "Только что узнали, что указом Президента Парамонову сняли с должности и.о. председателя Центробанка".

Сам факт, что премьер и его команда узнают постфактум о важнейших кадровых перестановках, произведенных из больничной палаты, не стоит, может быть, утрировать - в России коридоры власти всегда напоминают лабиринт. Однако факт этот позволяет констатировать, что в этом лабиринте обозначаются два разнонаправленных движения.

Одно из них довольно ясно и даже персонифицировано - правительство России (то его большинство, которое окружает премьера) желает удержаться у власти, скорректировать свой курс, избавиться от кадровых компромиссов и для этого создает мощное политическое движение, цель которого - занять как можно больше кресел в парламенте и, впоследствии, сформировать либо правительство большинства, либо коалиционное, но с явным преобладанием "домовых".

Второе движение уловить гораздо сложнее. Его формально не существует, а есть как бы некая тенденция. Проявляется она не только в приближении-отдалении премьера относительно "трона", но и в том, что некоторые средства массовой информации, общественные организации и партии в октябре начали раскручивать тему желательного - возможного - и едва ли не неизбежного в силу того-то и того-то (аргументов масса, в том числе и серьезных) переноса выборов.

По мере приближения к 17 декабря громкость звучания этого вопроса усиливается и становится ясна его четкая режиссура. За темой несовершенства избирательного законодательства (до недавнего времени это вообще никого не занимало) поднялась тема криминала в политике. Конец октября прошел под знаком списка из 87 фамилий замешанных в криминале кандидатов, переданного МВД в Центризбирком. Как известно, если списки появляются - значит, это кому-нибудь нужно. Несложно предположить, что проверка нескольких томов партийных списков была не плодом досуга пары эстетствующих участковых, а санкционированной работой.

Вслед за криминалом, практически без зазора разразился скандал вокруг регистрации "ЯБЛока". Ситуация, которая при несколько ином раскладе (до которого оставался один шаг) могла вообще выбить из рядов претендентов на думские мандаты весь демократический фланг ("ЯБЛоко" не может участвовать в выборах, прочие демократы отказываются в знак солидарности). Если в такой ситуации противоположный фланг (коммунисты, жириновцы и патриоты) решается на какие-либо беспорядки, выборы легко отменяются под предлогом спасения страны от красно-коричневой угрозы. Народ безмолвствует, Запад соглашается.

Однако "яблочный" период благополучно разрешился в пользу выборов. Перерыв на несколько праздничных дней - и следует новый виток антивыборной кампании.

9 ноября Верховный суд направляет в Конституционный суд запрос о конституционности закона о выборах депутатов Государственной Думы. Председатель Центризбиркома Николай Рябов заявил по этому поводу, что "удовлетворен решением суда (Верховного - А.К.), поскольку этот вопрос будет снят еще до проведения выборов".

Он пояснил, что если после проведения выборов начнется "расшатывание результатов голосования на той основе, что якобы были нарушены избирательные права граждан", то ситуация будет "неблагоприятна для России, ее стабильности и нормального функционирования законодательного органа страны".

Диссонансом этим высказываниям прозвучало заявление члена Центризбиркома Раифа Биктагирова, сделанное в субботу в Москве на заседании "круглого стола" по вопросам избирательного законодательства. Закон о выборах в Госдуму может быть изменен только после проведения выборов, назначенных на 17 декабря, сказал Биктагиров (кстати, в недавнем прошлом - обозреватель "Известий Татарстана" по вопросам права). По его мнению, сегодня, когда "предвыборная гонка выходит на финишную прямую", ни у кого нет "ни моральных, ни правовых оснований менять правила игры".

"Особое удивление" члена Центризбиркома вызывает тот факт, что инициаторами ревизии закона "оказались те, кто его принимал и разрабатывал".

В интервью "Интерфаксу" в перерыве заседания "круглого стола" Биктагиров высказал мнение, что если Конституционный суд признает неконституционным положение о 5-процентном барьере для прохождения депутатов в Госдуму, то "можно будет считать неконституционным и нынешний парламент". Остается только присоединиться к точке зрения коллеги...

Тем временем атака на закон о выборах депутатов Государственной Думы получила подкрепление - 13 ноября в Конституционный суд поступил запрос от группы думцев, аналогичный тому, какой сделал Верховный суд. Инициаторы этого запроса - депутаты Вячеслав Никонов и Ирина Хакамада заявили, что "единственный шанс спасти выборы и обеспечить действительно представительный характер новой Думы - внести поправки в существующий закон о выборах". Иными словами - расколоть недозревшее яйцо во имя спасения цыпленка.

Конституционный суд пока не определил, будут ли эти запросы приняты к рассмотрению. По информации из кулуаров, не исключено, что судьи сочтут невозможным их рассматривать. Например, по причине каких-либо формальных несоответствий закону в их оформлении. Дума в свою очередь решила не принимать никакие поправки к закону о выборах до вердикта Конституционного суда.

Что последует далее?

На мой взгляд, сегодня можно констатировать: определенные и довольно влиятельные силы пытаются ухватиться за любой или несколько поводов, чтобы сорвать выборы вообще. Можно прогнозировать, что теперь, после того, как ударила "тяжелая артиллерия" двух запросов, под сомнение будут поставлены уже не отдельные положения закона о выборах (многие российские политики "маятникового" толка, тот же Иван Рыбкин, - заняли здесь позицию, позволяющую им примкнуть к лагерю победителей: с одной стороны, заявили, что закон несовершенен, с другой - что, может быть, поднатужившись, его можно на скорую руку исправить и выборы провести). Под сомнение будет поставлен сам закон. Затем появится информация о нарушениях в процедурах избирательной кампании, допущенных Центризбиркомом, рассуждения о неготовности общественных институтов к выборам и бессмысленности проводить выборы одной палаты парламента (Думы), пока не решен механизм формирования другой (Совета Федерации). Можно ожидать пару скандалов вокруг конкретных имен и так далее. Кто из журналистов и конкретных масс-медиа возьмется озвучить это - неизвестно. Как неизвестны и авторы заказа. О них можно только догадываться. Догадываться, воспользовавшись известным принципом римского правосудия: задайтесь вопросом - кому это выгодно?

Вторая половина 1995 года продемонстрировала одну явную доминирующую тенденцию в политической жизни России - Виктор Черномырдин перерос имидж "крепкого хозяйственника". Премьер стал восприниматься как самостоятельный политик. Пока - как политик "номер два". Как положено политику, он обзавелся собственным движением, которое в считанные месяцы стало одним из влиятельнейших в России. После Буденновска стал все чаще и чаще брать на себя острые вопросы. Стал "первым голосом" в озвучивании решимости Москвы продолжать рыночные реформы (предложение о референдуме по вопросу землепользования). И - несколько раз заявил о том, что не намерен баллотироваться в президенты. Ни Рыбкин, ни Шумейко, ни прохожий на улице это не сделали: человек обычно отмежевывается от того, что он в силах сделать, или от того, чего от него ждут.

До октября эта точка потенциального напряжения никак не муссировалась. Час Х совпал с попаданием Бориса Ельцина в больницу.

Физиология российского президента еще с перестроечных времен демонстрирует устойчивую связь болезней с какими-либо критическими ситуациями в стране. Но в этот раз прослеживается обратная связь.

Сообщение, оставшееся почти незамеченным: 4 ноября пресс-секретарь Ельцина заявил, что "президент своих полномочий на время болезни никому не передавал". Вопрос о том, кто в случае недееспособности президента принимает на себя руководство страной, вновь оказался актуальным. Конкретного ответа на него не последовало. Еще один вопрос - о подчинении "силовых" министров - тоже остался без конкретного ответа. На одной из недавних пресс-конференций Черномырдин заметил, что "каждый из министров должен делать свое дело", а задача премьера заключается в координации их деятельности. "Кое в чем президента надо разгрузить, чтобы дать ему возможность скорейшего выздоровления", - заявил премьер. На вопрос одного из журналистов, просил ли Ельцин сам разгрузить его на время болезни, премьер ответил: "Я и так по глазам знаю, что мне надо больше работать".

Возможно, по глазам самого Черномырдина кто-то в президентском окружении понял, что ему в случае чего больше работать не придется. Кто? Явно не Сергей Филатов: по слухам, циркулирующим в Москве, у руководителя президентского аппарата сняли охрану и забрали персональную машину. Помощники Ельцина - Сатаров, Лившиц - собственного веса на уровне возможности скомбинировать собственную политическую игру не имеют. Остаются все те же - люди, чьи фамилии как-то вдруг и сразу стали известны всей России, - Барсуков и Коржаков, а точнее - те "царедворцы", влияние которых эти персоны олицетворяют.

Разумеется, это только предположение. Но сам факт активного присутствия "кого-то в сером" бесспорен. Возможно, "Московский комсомолец" с перебором эпатирует, заявляя о "новом 37-м годе". Сегодня от тех времен осталось лишь мышление. А технология - самая современная, вполне западная, отечественная политика, талантливая по части компиляций, этому быстро научилась. То мышление, помноженное на эту технологию, рождает уже не чудовищ - маленьких карликов-уродцев.

P.S. Когда готовился к печати этот материал, появились сообщения, кардинально меняющие картину. В понедельник спикер Совета Федерации Владимир Шумейко, встретившийся с Борисом Ельциным в больнице, сообщил, что президент выступает за проведение президентских выборов в стране в конституционные сроки. В тот же день Георгий Сатаров и Сергей Филатов сообщили, что Ельцин подтвердил твердую решимость провести думские выборы 17 декабря. Президент при этом подчеркнул "необходимость снять все вопросы, которые могли бы поставить под сомнение закон о выборах". По словам Сатарова, Ельцин "надеется, что это снимет хотя бы часть напряжения, связанного со слухами о возможной отмене президентских выборов", и считает "трагедией, если бы встал вопрос об отмене результатов выборов в Думу".

По-видимому, чтобы окончательно "снять все вопросы", вчера Ельцин дал эксклюзивное интервью того же содержания ОРТ.

Тут же резко сменилась и тональность выступлений Рыбкина. Он заявил, что "перенос выборов чреват опустошением карманов налогоплательщиков, ведь Центризбирком уже раздает громадные деньги". В скобках замечу, что до недавнего времени стоимость выборов была в числе аргументов против их проведения.

Премьер России Виктор Черномырдин заявил, что не считает закон о выборах несовершенным и не разделяет мнение о необходимости переноса сроков выборов: "нельзя менять правила игры во время игры".

Игра, тем не менее, продолжается, и посмотрим, что принесет ее следующий тайм.

Газета «Известия Татарстана» (Казань), 15 ноября 1995 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
1534