Самое интересное от Яна Арта

Дуэль на мясорубках

A A= A+ 06.05.1992
За кем право первого оборота?

Вопреки пессимистическим прогнозам постреферендумный период жизни в Татарстане отличается стабильностью и спокойствием. Ясно, что сторонники суверенитета победили, но ясно также, что национал-экстремисты не смогли схватить за руль государственной машины и ее, подобно "Антилопе-Гну", не собираются перекрашивать в зеленый цвет. В такой ситуации для меня так называемая "национальная тема" ушла куда-то на задворки второго плана. На президентское кресло я пока не претендую, а изучением физиологических особенностей по национальному признаку не интересуюсь. Кроме того, вообще считаю "национальную тему" сомнительной и дурно пахнущей фикцией.

Иные темы ее перебили. Весна, освободившийся из-под снега асфальт, пасхальный звон колоколов и минареты мечетей города, в котором я живу. И только из истеричного газетного материала я узнал, что в этом городе идет война. Война, в которой я исполняю роль шпиона осаждающей стороны.

"Заговор против Татарстана" - озаглавлена полоса пресловутого 6-го номера газеты "Суверенитет". Выясняются детективные подробности: в дни референдума "Казань была наводнена работниками КГБ и МВД России. На границе прогревали двигатели танковые части... Из складов Казани было вывезено все складированное оружие... Одновременно на Татарстан обрушилась информационная агрессия". После подобной картины становится странно, что все жители города живы и здоровы. Кроме Ивана Грачева, который, как сообщается в той же заметке, "белены объелся".

Это - прелюдия. Далее идет заметка "Прокуроры в роли провокаторов" - пофамильный пресс-мордобой сотрудников прокуратур России и Татарстана, потребовавших во исполнение решения Конституционного суда Российской Федерации закрыть избирательные участки. Не ограничившись осуждением "прокуроров в роли провокаторов", авторы полосы решили стать провокаторами в роли прокуроров и, очевидно, рассчитывая на своих читателей в роли судей, завершили полосу "явочными адресами" оппонентов.

Несколько недель назад в интервью "Казанскому телеграфу" я заметил, что когда долго не вижу в газете "Суверенитет" своей фамилии, мне становится скучно. С недавнего времени скучать не приходится: несколько человек, позвонив по указанному телефону, в довольно настойчивой форме предложили мне свои услуги при переезде. Перенести разговор под девизом "А ну-ка собирай свой чемоданчик!" в сферу личного контакта звонившие отказались.

Завершается 6-й номер "Суверенитета" соответствующим случаю анекдотом: "Летит Змей Горыныч и выкрикивает: "Единая и неделимая Россия!" Горынычиха вздыхает: "Опять демократами объелся".

Трудно сказать что-либо о состоянии желудка этого естественного союзника апологетов "Суверенитета", но меня чтение номера повергло в состояние раздумья.

Из трех традиционных вопросов российского политического раздумья  - кто виноват? с чего начать? что делать? - два первых отвергаю. Первым задаваться глупо, потому что каждая из сторон тычет в противную, а вторым поздно, ибо "национальная тема" давно началась.

Итак, что делать? Что делать с 6-м номером газеты "Суверенитет"? Судя по всему, у всех, кто имеет к нему прямое или косвенное отношение, свой ответ. Сотрудники "Суверенитета", вероятно, рассматривают его как адресную книгу для Змей-Горынычей. Министр информации и печати посчитал, что он больше подходит для макулатуры, за что получил отповедь от "Вечерней Казани", назвавшей его распоряжение об изъятии тиража "абсолютно непонятным и сомнительным шагом".

У меня есть два варианта ответа. Первый - скупить весь тираж и, вырезав "явочные адреса провокаторов", раздавать знакомым вместо визиток - по времени уже упущен. Второй, еще в прошлом веке считавшийся основой журналистского кодекса чести - дуэль с автором заметки - в веке нынешнем подпадает под действие уголовного кодекса. Кроме того, стреляться можно лишь с равным. А в данном случае о равенстве говорить не приходится. Дело - в национальности. Опять - "национальная тема".

Сегодня национальность превращается в нож некоей гигантской мясорубки, в которой пытаются расчленить на отдельные части человеческий монолит. А под нож этой мясорубки по замыслу ревнителей национальной чистоты попадают подобные мне полукровки, мутанты, манкурты, космополиты - люди, само существование которых ставит под вопрос любую национальную идею.

Что ж, допустим возможность дуэли на мясорубках. Один из моих телефонных оппонентов договорился до создания меж границами национальных государств концентрационных лагерей для полукровок. Отвлечемся на минуту от реальности и представим себе фантастический прогноз на этот счет. Национальная идея побеждает повсеместно и полукровок загоняют в концлагеря. Ввиду их огромной численности и нежелания признать себя мутантами полукровки, осененные портретами Пушкина, Лермонтова и, предположим, Александра II, начитают вооруженную борьбу. Дуэль на мясорубках превращается во вселенскую бойню.

Разумеется, это утопия. Однако тихая мясорубка перманентно работает, начиная от первого в истории человечества еврейского погрома и заканчивая подметными письмами наци. Недавно я получил одно из таких посланий (нецензурные выражения заменены многоточиями):

"...Ты много усердствуешь, борясь за права коренного народа. Тебе ли судить, как должен жить народ. Армянская рожа, уматывай к себе в горы баран пасти, а то мы тебе здесь сделаем... Урод, за свой народ надо бороться дома, а не лезть в чужие дела здесь. Ты умрешь одним из первых. Мы тебе даем шанс выжить до 30.06.92. Если к этому времени не уедешь, армянская церковь будет отпевать тебя заочно как пропавшего без вести".

Это письмо - своеобразный шедевр национализма, максимально возможное саморазоблачение, ибо никто не способен определить, кто его написал: татарские националисты, русское патриотическое собрание, общество чистокровных туарегов или какая-нибудь иная идейная банда. Национализм всех кровей и мастей един, национал-идиоты - плоть от плоти друг друга и одинаково ненавидят все, что не похоже на них.

То, что они уже по фамилии берут на себя право определять национальность человека, - проблемы их личного психоаналитика. То, что они превращают эту национальность в нож мясорубки, в которой намерены кромсать чужие жизни, семьи, взгляды, - проблемы ближайшего участкового милиционера. Но в этой дуэли на мясорубках они оставляют за собой право первого оборота, заявляя: ты - чужой, убирайся вон. Вот это уже становится слишком навязчивым.

Я не знаю, как будет дальше развиваться "национальная тема" в Татарстане (возвращаясь к началу статьи, можно добавить: ясно, что какой бы ответ ни дал референдум, снимать ее не собирались и не собираются). Я устал от интеллектуальных рассуждений на эту тему. Но уезжать не собираюсь. Это мой город, мой асфальт, мои колокола церквей и минареты мечетей. И уступать национал-идиотам право первого оборота в дуэли за этот город невозможно.

Газета «Казанские ведомости» (Казань), 6 мая 1992 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
2605