Самое интересное от Яна Арта

Согласно инструкции жениться надо было раньше

A A= A+ 25.01.1989
- Городской исполнительный комитет Совета народных депутатов поздравляет вас со вступлением в брак!

Звучит торжественная музыка, и новобрачные покидают зал. Вечером будет свадьба, букеты цветов, праздничный стол, пожелания долгой и счастливой совместной жизни.

Но медовый месяц пройдет совсем не так, как представляется сейчас молодоженам, их родителям, друзьям и родственникам. Его главным содержанием станут справки, выписки, заявления, печати, характеристики, бесконечные ожидания в приемных, изучение инструктивных писем Комитета по народному образованию СССР. Почему? Да потому, что он (назовем его Артемом) живет в Москве и учится в одном из московских вузов, она (назовем ее Юля) - студентка радиотехнического факультета Казанского авиационного института. Чтобы быть вместе, молодой жене надо переезжать в Москву. Наступает реальная возможность проверить свои чувства хождением по инстанциям.

Руководство факультета радиоэлектроники летательных аппаратов МАИ, где есть ее специальность, в переводе вежливо, но твердо отказало.

- Хорошие оценки? Ну и что же? Между программами вашего и нашего факультетов есть различия: вы вряд ли досдадите эту разницу.

- Но попробовать-то можно?

- Нет. Разница в программах при переводе приравнивается к академической задолженности, и сдать ее, согласно инструктивному письму Комитета по народному образованию вы должны до начала учебных занятий, то есть до первого сентября.

- Но мы первого сентября только поженились...

- Неудачно. Нужно было раньше.

Они не верили своим ушам. Но... согласно инструкции жениться надо было раньше, полюбить друг друга тоже раньше, скажем, не во втором, а в первом квартале текущего года. А летом заниматься переводом. Правда, и тогда молодожены не успели бы: чтобы перевестись, надо закончить очередной курс, а чтобы закончить курс - в июне сдать экзамены, а в июле пройти летнюю производственную практику. Но в августе так хотелось поработать в стройотрядах, дабе не начинать свою совместную жизнь на плечах родителей, откуда, раз усевшись, обычно не слезают до пенсии.

- Я понимаю ваше желание учиться в Москве, - улыбнулся не без лукавства на прощание заместитель декана. - Но брак - ваше личное дело. Мало ли, какие у вас причины... Вот если бы ваши родители были военнослужащими и их приказом перевели сюда, тогда мы обязаны вас взять. А так, извините...

«Осторожно, МАИ закрывается! Следующая станция - энергетический институт». Здесь история повторяется с небольшими отличиями: в принципе, принять согласны, но трудности с пропиской и опять же запрещающие параграфы легендарного письма - перевод только до начала занятий. Усталые, отчаявшиеся, возвращаются молодожены домой. А ведь у них медовый месяц. Время любви, надежд, зарождения семьи. К сожалению, медовый месяц - не юридическое понятие, он законом не охраняется, и никак не может повлиять на строгий деловой тон официального документа. Но как влияет этот месяц на будущее молодой семьи - всем известно. С другой стороны, хорошо, когда жизнь начинается с трудностей.

Не любовь, а... инструктивное письмо - главный герой этой невеселой истории.

Юридический отдел Государственного комитета СССР по народному образованию представил мне этого грозного незнакомца сразу в трех лицах. Три инструктивных письма, регламентируют вопросы перевода и восстановления студентов.

Первое - № 26 от 1 июля 1983 года - гласит:

«Пункт 1. Перевод студентов из одного высшего учебного заведения в другое, а также с одной формы обучения или специальности на другую в одном вузе производится только после окончания ими соответствующего курса и в период летних каникул...

Пункт 6. Основанием для перевода из одного вуза в другой могут служить уважительные причины, связанные с объективной невозможностью продолжить обучение в данном вузе (переезд на новое место жительства, необходимость смены специальности в связи с заболеванием и т.д.)».

Второе - № 6 от 27 января 1986 года за подписью министра Г. Ягодина (судя по номеру, январь был продуктивным месяцем в работе Минвуза) «О дополнении инструктивного письма Минвуза СССР № 26 от 1 июля 1983 года»:

«При обращении граждан по вопросам перевода высших учебных заведений... имеют право, в порядке исключения, принимать решения при наличии уважительных причин, подтвержденных соответствующими документами, о переводе и восстановлении студентов в течение учебного года».

Третье - № 10 от 3 мая 1988 года за подписью первого заместителя председателя Гособразования Ф. Перегудова «О дополнении и частичном изменении инструктивного письма Минвуза СССР от 1 июля 1983 года № 26»: «Пункт 1. Восстановлению и переводу студентов должна предшествовать ликвидация академической задолженности или расхождений в учебных программах. Ректор может установить порядок и сроки ликвидации, но не позже фактического дня начала учебных занятий на соответствующем курсе».

Администрация вузов тасует эти три документа в зависимости от своего желания: переводить, не переводить. Тем более, что не указано точно: брак - это «уважительная причина, подтвержденная соответствующими документами» или всего лишь «ваше личное дело».

А под «переездом на новое место жительства» имеется в виду любой переезд или только семей военнослужащих? И как доказать, что причины брака героев статьи не только в желании учиться в Москве, но и в том, чтобы создать семью, любить друг друга, иметь детей?

В общем, этот медовый месяц был проведен втроем - Он, Она и Правило. Настольной книгой молодоженов стало «Избранное» Ильфа и Петрова. Ведь именно им принадлежит эта фраза: «Если создается правило, от которого жизнь советских людей делается неудобной, правило бессмысленное, которое выглядит нужным и важным только на канцелярском столе, рядом с чернильницей, а не с живыми людьми, можно не сомневаться в том, что его создала костяная нога, человек, представляющий себе жизнь в одном измерении, не знающий глубины ее, объема». Эта фраза из фельетона «Костяная нога», опубликованного в «Правде» пятьдесят четыре года назад. Но актуальность произведение не утратило до сих пор.

Но погодите. Представим ситуацию № 2 - молодые люди учатся в одном городе в разных вузах и живут в разных общежитиях. И вот - загс, свадьба, поздравления и пожелания долгой и счастливой... но! Ни одно из двух общежитий отнюдь не торопится предоставить им семейную комнату. У героев нашей первой истории было хотя бы где жить, им нельзя было только учиться. А здесь учиться можно, а жить негде. Пожалуй, имея возможность выбирать, я выбрал бы все-таки первое.

Интересно, как чиновники из администрации вузовских общежитий проводили свой медовый месяц, в который полагается любить и быть любимым? Если так же, как Юля и Артем, то мне их искренне жаль.

Примеров и первой, и второй ситуации в отношении молодой семьи в самых разных вариантах - легион. Подобные абсурдные положения стали уже привычны, а борьба с Правилом - делом долгим и сложным.

И поэтому, вместо того, чтобы жениться и обзаводиться семьей, в общем, усложнять себе жизнь, может, лучше воспользоваться советом авторов «Двенадцати стульев» и прежде чем прошептать милой: «Я вас люблю», - решительно и сухо сказать: «Предъявите ваши документы, гражданка». И только потом подумать о любви.

Еженедельник «Семья» (Москва), 25 янваpя 1989 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
7152