Самое интересное от Яна Арта

Песни и пляски банкиров мира

A A= A+ 20.02.2012

Что характерно: весеннее обострение наступает в России намного раньше самой весны. А на банковском поприще – оно вообще вне конкуренции. С обысками, заявлениями и эпистолярным сопровождением.

Возможно, сказываются предстоящие выборы. Возможно, в отсутствие перспектив «жирного рынка», выстроенного на нефтедолларах, людей тянет как-то разнообразить жизнь, но, так или иначе, пляски в сфере банкинга явно перешли из разряда классического танца в разряд зажигательного брейк-данса.

Целый вальс цветов разворачивается вокруг Мособлбанка, которому все никак не дают разрешения завершить слияние всех активов, временно и вынужденно обозначенных как «Банковский холдинг Республиканской финансовой корпорации». Сначала регуляторов напрягла практика раздачи вкладчикам акций банка.

В конце прошлого года Мособлбанк таким образом хитроумно обошел требования Центробанка об ограничении абсолютного объема привлекаемых вкладов. В предписаниях ЦБ на сей счет оговаривается, что данное ограничение не распространяется на депозиты от акционеров. Таким образом, банк сумел обойти шлагбаум, не нарушив закон. Что вызвало целый сонм негодования со стороны чиновников. Не слишком понятный: если закон не нарушен, о чем говорить?

Как выяснилось чуть позже, есть о чем.

На прошлой неделе представитель Центробанка напомнил, что регулятора очень напрягает, когда некоторые особо ретивые банки сбивают величавый бальный танец крупнейших десяти банков страны (читай – госбанкинга) и смеют предлагать рынку процентные ставки по депозитам, чрезмерно отличающиеся от ставок «монстров». Были конкретно названы возмутители спокойствия – тот же Мособлбанк, Связной банк, Собинбанк, СКБ-банк, «Хоум кредит», «Русский стандарт», Смоленский банк.

Далее в сообщении Газеты.Ру по этому поводу содержится несколько строк со ссылкой на первого заместителя председателя Центробанка России Алексея Симановского. Вот они буквально: «С теми банками, у которых уровень процентной ставки зашкаливает, ведется работа по изучению ситуации, изучению качества активов», — отметил представитель ЦБ. По результатам проверки к такому банку могут быть применены нормы надзорного реагирования, напомнил он: «Не ограничение процентной ставки, а, например, ограничение прав банка на привлечение вкладов или прямой запрет. Такая работа ведется безотносительно того, есть у ЦБ право ограничения процентных депозитных ставок или нет» (конец цитаты).

Иными словами, если банк обошел некое ограничение в рамках закона – это плохо? А вот чиновники будут добиваться своего независимо от того, дает им такое право закон или нет? Я правильно понял смысл вышесказанного?

Если правильно, тогда становится понятно, почему заместитель председателя думского комитета по финансовому рынку Юрий Исаев в интервью Bankir.Ru был столь категоричен, говоря о претензиях парламентариев к Центробанку: «Гораздо правильнее все регулирующие нормы фиксировать в законах. Это и прозрачнее, и не позволит ввести «ближнего в искушение» (конец цитаты).

Пока же фоном – обыски, которые в феврале прошли в Мособлбанке. Вели, как водится, следственные изыскания по счетам одного из клиентов банка. Но, тоже как водится, попутно создали ситуацию из старого анекдота: ложечки нашлись, а осадок остался.

На сайте ВестиFM даже появилось, повисело, а потом исчезло фото, иллюстрирующее обыски в Мособлбанке. На фото некий мужик в рубашке с короткими рукавами поднял руки. Возможно, фото должно было сигнализировать, что команда г-на Мальчевского уже собирается улизнуть со всем капиталом за границу, в теплые оффшорные края, а возможно, просто хотелось как лучше, но сезоны попутали. В любом случае, как-то не верится, что в начале февраля, в разгар морозов в офисе Мособлбанка гуляли в рубашках с короткими рукавами…

Ну, и дополняет этот веселый танец-краковяк информация под заголовком «Банковский Холдинг Республиканской Финансовой Корпорации поддержал выпуск новой книги о Путине». В книге есть примечательные строки: «Путин в России надолго...». Для пущей иронии судьбы новость о книжке и новость об обысках вышли в один день. Возможно, искали следы финансирования книжки? Или – разыграли сценку по мотивам еще одного старого анекдота: «А вы кого имели в виду, товарищ Берия?»

Тема обысков из краковяка плавно перешла в танец маленьких лебедей. Конец прошлой недели ознаменовался обысками в офисе Национального резервного банка. В пятницу, правда, участники этого «танца» не сошлись во мнениях, кто же проводит обыски – полиция или ФСБ. Если верить «источникам» РИА Новости, то вроде как полиция, а если верить сотрудникам Александра Лебедева и припомнить историю взаимоотношений НРБ со спецслужбами, то вроде бы и ФСБ. Сегодня, вероятно, станет ясно, кто же «ведет» НРБ в этом танце.

А завтра арбитражный суд должен рассмотреть иск НРБ к Центробанку по поводу санации банка «Российский капитал», Но обыски – это, несомненно, просто совпадение.

В порядке алаверды: недавно владелец НРБ Александр Лебедев в своем блоге опубликовал открытое письмо Владимиру Путину. Бизнесмен просит оказать содействие «в прекращении бессмысленной и бесперспективной «охоты» на бизнес… Заверяю Вас, никакой оппозиции я не финансирую» (конец цитаты).

Поистине, всякое обращение российских банкиров к премьеру то ли создает им проблемы, то ли становится отражением этих проблем. Если и в третьем банке, упомянувшем имя премьера всуе, случатся обыски, лично я перестану упоминать его и в статьях. А то, не дай бог, обыщут и Bankir.Ru, найдут у какого-нибудь журналиста нелицензированный Тетрис и накажут за нанесение тяжкого материального и морального ущерба Биллу Гейтсу со товарищи.

Впрочем, продолжим о плясках. В эти же, несомненно холодные, но «горячие» дни по ряду адресов обеих банковских ассоциаций – АРБ и АРБР пришло письмо за подписью одного из видных работников Центробанка с предложением «найти управу на людей, очерняющих имя ЦБ пока в электронных СМИ» (конец цитаты). Очевидная подделка, если судить и по обратному адресу (далеко не ЦБшному) и по синтаксису. Но подделка знаковая. Действительно, если Центробанк не расположен к открытому диалогу со СМИ, то, в отличие от банков, ему трудно с ними приходится. У этих самых СМИ нет ни нормативов достаточности, ни обязательных резервов, ни даже генеральной лицензии. Ни отозвать ничего, ни проверить – ну как с такими работать?

Впрочем, выход найден. Разумеется, не регуляторами финансового рынка, а в общем и целом.

Регистраторам доменных имен дано право попросту закрывать любые сайты, содержание которых покажется «нехорошим». В официальном сообщении говорится, что регистратор имеет право «прекратить делегирование домена в целях пресечения незаконной деятельности» по собственному усмотрению, без суда. Иными словами: незаконно бороться с… незаконной деятельностью. И тут наш танцевальный круг весело замыкается. Ну как не вспомнить фразу о том, что «…такая работа ведется безотносительно того, есть у ЦБ право ограничения процентных депозитных ставок или нет» (см. выше).

Так что это не один лишь банкинг танцует грязные танцы под дудочку крысоловов. Это у нас – общее. Безумный хоровод для всех и каждого.

В порядке послесловия. На днях одно СМИ попросило меня в интервью высказаться о деятельности Мавроди по возрождению «МММ». Корреспондент очень удивился моему нежеланию осудить преступность сего действа. Но я до сих пор искренне не могу понять, в чем виноват г-н Мавроди? В том, что у него не было возможности провести то, что сейчас называют умным словом «buy-back»? Или есть еще какие-то отличия?

Кстати, интересно, последний абзац можно квалифицировать как «очернение» и что-то там еще? Тогда этим полон весь Интернет. Пока еще – открытый.

А у Интернета есть еще одна общая черта с банкингом. Когда в танце партнер слишком сильно наступает финансистам на ноги – из страны бегут капиталы. Но сайты тоже могут убежать. Утечка капиталов, утечка сайтов, утечка мозгов… Может, в консерватории что-то не так?


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3717