Самое интересное от Яна Арта

Сказка для взрослых

A A= A+ 28.03.2011

На интернет возлагается так много надежд, что нет никаких шансов, что он их оправдает.

Паровая машина освободит человечество и откроет дверь в новую жизнь, в которой все процветают и счастливы, утверждали мыслители XVIII-XIX веков. Не случилось. Наоборот, вслед за паровой машиной человечество радостно обрело дизель и двигатель внутреннего сгорания и кинулось в две самые страшные войны за всю свою историю.

Тем не менее привычка возлагать на очередной «гаджет» нечто большее, чем он может дать, остается прежней.

Сегодня основные «мироменяющие» надежды возлагают на Интернет. Одни говорят, что он гарант демократии. С чем трудно не согласиться, если считать демократию виртуальным понятием. Другие уверены, что это магистральный путь развития чуть ли не всех бизнесов. Третьи полагают, что Интернет выведет в ноль некоторые другие форматы коммуникаций – например, прессу.

Скорее всего, и те, и другие, и третьи правы. Вот только какова степень этой правоты?

Мой старинный друг с пеной у рта доказывал, что электронные книги прикончат книгопечатанье и мне пора прощаться с 15 тысячами томов домашней библиотеки. Любопытно, что пока посоветоваться, что почитать, он звонит мне. Что и следовало ожидать с учетом опыта братьев Люмьер. После их изобретения прочили смерть театру. После появления видео – смерть кинотеатрам. Однако и театр и кинотеатры не только живы, но и процветают.

Скорее всего, примерно также выйдет и с интернетизацией. Продвижение повсюду с поправкой на привычные устои мироздания. Будь то бизнес, информация или что-то другое.

В последнее время все больше говорят об интернетизации банкинга. Это радует. Буквально два-три года назад банкиры на предложение автора этих строк, что Интернет-продвижение станет одним из главных векторов развития банковской индустрии, снисходительно улыбались. Мол, Интернет, конечно, дело нужное, но весьма третьестепенное. Сейчас все изменилось. 42% респондентов недавнего опроса Bankir.Ru назвали Интернет-продвижение среди главных тенденций банковского рынка на ближайшую перспективу.

Тут возникает один существенный риск. Как правило, те, кто более всего отрицает что-то новое, позже становятся самыми ярыми его поклонниками. И начинает столь же яростно отрицать все старое. Что в нашем случае будет означать крики на тему «Будущее банкинга решается в Интернете», «конкуренция банков сегодня – это конкуренция компьютерных технологий», «бросай реал, вставай на виртуальные лыжи».

Что может привести к полному отрыву от реальности и очередной упертости в новый фетиш. Что же можно предположить?

Первое – чрезмерную увлеченность технической стороной дела. При этом из виду будет упущен самый важный момент для любого бизнеса в Интернете – возможность перейти в «ручной режим». Помнится, в разгар кредитного бума словно саранча плодились всевозможные виртуальные центры он-лайн-заявок на предоставление кредитов. Дело казалось нехитрым: автоматом заявку принял, автоматом в банк переправил, получил небольшую комиссию. Bankir.Ru в союзе с холдингом 123Service.ru тоже создали такой центр. Но дело реально пошло лишь тогда, когда вдогонку к этому виртуальному центру был создан вполне реальный колл-центр. Потому как выяснилось, что по каждой поданной заявке надо прозвониться. Чтобы убедиться, что на таком конце провода – реальный заемщик, что он не пошутил, не на «авось»  и не «просто так» подал заявку. А заодно, чтобы этот самый реальный заемщик тоже узнал, что его виртуальная заявка куда-то реально дошла. Так что получилось как с электронными книгами – гаджет гаджетом, а библиотека библиотекой. К каждой интернет-операции рано или поздно придется приставить «живую» бизнес-операцию. Сила Озона – не в том, что на сайте можно ткнуть мышкой в понравившуюся книжку, а в том, что эту книжку тебе реально доставит живой курьер. Казалось бы, прописная истина, однако ж при интернет-поветрии эту сторону поначалу, как правило, успешно забывают.

Второе – каждый сам за себя. Весь Интернет – это куча самостоятельных площадок и огромное желание их владельцев обойтись своими собственными силами. Поначалу это выглядит логично: мол, что нам стоит сайт построить? Потом выясняется, что много-много отдельных избушек почему-то не превращаются в полноценный город. То с отоплением нелады, то с водой перебои, то свет гаснет. Однако ж тяга к автаркии в Интернете остается едва ли не самой сильной. Сами себе слепили сайт, сами на нем дадим рекламу своих продуктов и сами выстроим массовые коммуникации. В итоге появляются банковские сайты с баннерами, ведущими на самое себя, и пресловутыми (сколько на них возлагалось надежд) «блогами» предправов, в которых тихо журчит розовая водичка. Мол, жить хорошо и жизнь хороша, и власть хороша (на всякий случай), и клиент герой, и банк горой. Регулятор – так просто пусик.

Ну, а что он мог еще сказать в своем блоге? Тихо сам с собой я веду беседу…

Еще одна сторона этой автаркии – техническая. Попытками создать собственные карточные системы российские банки переболели еще в 90-е. А вот игры в самопальный Интернет традиционны и по сей день. Правда, уже раздаются первые звоночки другого подхода. И то, что в последнее время все больше замечают систему Хэнди-банк – из этой серии. Правда, этот вовсе не означает отказа от попыток создать свою собственную, автономную виртуальность. Как с содержательной, так и с технической точек зрения.

Наконец, третье. Самое абстрактное (пока) и самое важное. То, что интернетизация признана ведущим вектором развития банкинга автоматически означает… необходимость искать новый вектор. Звучит на первый взгляд нарочито парадоксально, однако же дело обстоит именно так. Лет пять назад, когда Интернет не был признанным драйвом – было достаточно сделать ставку на него. Сегодня уже стоит задуматься над вопросом: а что будет после? Куда направить усилия, когда станет очевидно, что интернет ничего собой не заменил целиком? Что станет важным после того, как банкинг с головой нырнет в Интернет?

И тут намечается интересный вариант. Как уже говорилось, театр не умер с появлением кинематографа. Но… не только не умер, но и поднялся на ступень, на которой ранее не бывал. Как с точки зрения количественной, так и качественной. Чехов и система Станиславского в театре случились уже после появления нового вектора развития драматического искусства в виде кинематографа. Как и яхтинг стал массовым после появления пароходов.

Это означает, что уже сейчас можно задуматься над тем, что какая-то сторона банкинга из числа традиционных (не телефонный банкинг и не Интернет-банкинг) относительно скоро (в диапазоне пятилетия) получит новый драйв. Вот только какая?


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3195