У нас две проблемы – министерство обороны и пуговица. Будем искать пуговицу.
Тема «кризиса» продолжает развиваться. Причем «на передовой» этой темы – то бишь на финансовом рынке – продолжает играть громкий оркестр. Лица те же, инструменты – весьма непритязательные – те же, а вот «музыка» резко меняется. Совсем недавно с самодовольными улыбочками обсуждали «кризис у них» (мол, Греция – камень на шее евроэкономики, еврозоне конец), сегодня с умными и печальными лицами рассуждают о кризисе у нас. Перепад – сразу от fortissimo до morendo – без середин. Никаких тебе, понимаешь, crescendo или decrescendo, без перехода – то свадьба, то похороны.
Ну да бог с ними. Тема эта становится максимально «животрепещуща» (как говаривал герой «Дня радио»), когда начинает затрагивать непосредственно за подбрюшье, за, так сказать, главное. За кошелек. А затрагивать она начинает за это самое место при непосредственном колебании рубля. Вот тут уж все становятся либо оракулами кризисного сценария, либо внимают.
Средства массовой информации и просто любители просят комментарии и советы у всех, хоть как-то причастных к финансовому рынку. На днях попытался свести в единый ряд самые часто задаваемые вопросы. И вот что получилось.
Оптимисты: «Как отметил президент России на международном экономическом форуме в Петербурге, на фоне европейского кризиса ситуация в России выглядит неплохо. Значит?..»
Да ничего не значит! Напомните кто-нибудь: хоть раз российские власти говорили, что ситуация в России «выглядит плохо»?.. Кто сказал – в 1914 году говорили?.. А при ныне живущих?.. Нет, дедушку из Абхазии учитывать не будем…
Проблема, впрочем, не в словах, а в реалиях. А реалии таковы, что экономике совершенно без разницы, что, где и как сказал президент России. Она, экономика, совсем не умеет выполнять приказы, дура. Так что даже спрашивать не надо на тему «раз президент сказал – авось рассосется». К тому же, хочу отметить, президент не врет. Вы просто слушать не умеете. Как он сказал? Так тут ключевое слово – «выглядит», а не «неплохо». Выглядит она (ситуация), кстати, действительно неплохо. По количеству бентлей на улицах Лондон и Париж отстают от Москвы как рогатка от гаубицы. И вообще…
Счетоводы: «Резервный фонд опять пополняется. Он нас спасет?..»
Если представить, что экономика – это лиса, а мы – это такая ворона, которая «на ель взгромоздясь», то да – спасет. При наличии двух условий. Первое – сыр держать крепко. Второе – ни в коем случае не петь. А нам как не петь? У нас олимпиада, универсиада, МФЦиада, Сколковиада и прочая Шахерезада. Душа песни просит! Так что – не спасет. Половину – уроним, другую – раздавим.
Если же серьезно, то старая песня о резервных фондах означает лишь одно – у России по-прежнему нет никаких экономических стратегий, кроме одной – хоть какую-то часть доходов с распродажи сырьевых богатств спасти от «распила» и отложить в «заначку». Это тупик. На системный кризис никаких фондов не хватит. В России до конца так и не понимают одну простую истину. Капитал - это не некая сумма денег (любой запас по определению конечен). Капитал – это система, которая позволяет генерить деньги. В этом смысле промышленный капитал в сто раз ценнее финансового. А российский промышленный капитал – в катастрофическом состоянии.
Думаю, осенью мы ощутим, что латать дыры с помощью нефтяных «заначек» уже нереально.
Пессимисты: «Говорят, евро отменят и еврозона рухнет…»
Вы что, вы всерьез думаете, что евро потерпит крах? Это сказки для детей и дешевых политиканов. Лично я сейчас открываю депозиты в евро и советую сделать это всем. А зимой – посмотрим.
«Страшилки» про крах еврозоны напоминают одну давнюю историю. Когда-то давным-давно мой знакомый так пояснил мне, почему не отнесет свои сбережения на депозит в Сбербанк: «А вдруг Сбербанк рухнет? Я хочу сохранить свои накопления...». «Дорогой, – ответил я ему. – Если будет ТАКАЯ ситуация, что рухнет Сбербанк, то, поверь, твои накопления станут пылью». Вот также и с евро. Даже если предположить, что еврозона в крахе – тогда все российские финансовые расчеты будут погребены под обломками. Мы с Европой – на одном корабле. Конечно, это сказал какой-то там Петр Первый, а не очередной великий «единоросс»-аналитик. Но мужик ездил туда в командировки, так что, вроде, знает.
Экономисты-надомники: «Надо бороться за твердый рубль, за повышение его курса…»
Ну, это вообще за гранью. В Израиле работодатели предупреждают правительство: если курс шекеля еще вырастет – нам придется закрывать производство. У нас же вцепились в «твердый» рубль как будто не рубль, а… Словом, не все хорошее, что твердое. Так что повторю лишь то, что высказал в ходе недавно посвященной валютному рынку онлайн-конференции Bankir.Ru: «Защита валюты вовсе не заключается в укреплении ее курса. Японцы и китайцы защищают национальную валюту, время от времени понижая ее курс. Логика ясна любому нормальному человеку: производящей продукцию, нормально работающей стране выгоднее слабая валюта, чтобы ее товары были конкурентоспособны на мировом рынке. Валюта – это лишь инструмент экономики, а не сама экономика. Но эта логика нарушена в России. У нас на полном серьезе взрослые люди, на вид – не полные идиоты, полагают, что хороший рубль – это дорогой рубль. Паразитирующему на нефти обществу выгоднее дорогой рубль. Это логика скопидома, логика рантье, логика лентяя. Именно поэтому искусственное укрепление рубля в России воспринимается как забота о национальной валюте. Полный бред».
Впрочем, почему бред? Россия ничего не производит, так что ей нечего стимулировать ослаблением своей валюты. Ну не продажи же «камазов» (недавно завод ушел на четырехдневку, склады забиты) и «вазов» мы будем стимулировать?
…Вчера проходил мимо бакалейного лотка. Клубника красивая продается. Оказалось – греческая. Вот пусть они и пекутся о стимулировании! Повадились, понимаешь, производить что-то там. А у нас голове болеть незачем. Повысится цена на нефть – будем снисходительно поругивать греков. Не повысится – собственные власти. Конечно, есть и длинный путь – начать наконец создавать условия для НОРМАЛЬНОЙ экономики. Но вот как раз с экономикой мы ничего поделать не можем (саммиты, форумы и панельные, извиняюсь, секции, не в счет). Так что – будем искать пуговицу.