Самое интересное от Яна Арта

Турецкий гамбит

A A= A+ 15.03.2010

Учитель танцев намерен прибить логотип Сбербанка на врата Царьграда.

Сберегательный банк отметился новым  заявлением. Банк намерен выйти на рынок Турции. Как сообщили масс-медиа, Сбербанк России может принять участие в конкурсе на покупку у концерна General Electric 20,85% акций турецкого Garanti Bank.

«Турция стояла в стратегическом плане банка», – заявил РИА источник в банке, «отметив, что речь идет о документе, предназначенном для узкого круга лиц». Какой именно документ предназначается для «узкого кругла лиц», в сообщении РИА не уточняется. То ли этот самый стратегический план, который Герман Греф обещал обнародовать еще в ноябре-декабре 2008 года, то ли протокол переговоров с General Electric.

Так или иначе, но заявление сильное. Турция стояла в стратегических планах Александра Македонского, Людовика XIV, Дизраэли и князя Горчакова. Теперь добавился Сбербанк. С претензией на покупку пятой части одного из турецких банков. Что, несомненно, отодвигает Македонского с Горчаковым в глубокую тень.

Опыт «стратегического выхода» у Сбербанка уже есть. Он уже выходил на мировой рынок автомобилестроения с покупкой Opel. Тогда, правда, «узкий круг» не очень сложился, но это не повод для сомнений в глобализме Сбера. Зато у него есть шанс обрести «Ижавто». И недорого – всего-то за 20 тыс. рублей…

В конце 2007 года, придя в Сбербанк, Герман Греф пообещал, что научит «слона танцевать». И, судя по всему, подопытный вошел во вкус. Такие пируэты выделывает – любо-дорого посмотреть. То штурмует Царьград. То грозит нашествием боевых кредитных роботов. То обещает с давосской трибуны «задать трепку глобальным конкурентам»…

Оно, конечно, правильно. Трепка – дело хорошее. Бодрящее. Только бы лучше г-н Греф задал трепку отделению Сбербанка в московском переулке Сивцев Вражек. А то вы, г-н Греф, вроде бы пообещали обеденные перерывы в своем банке отменить. А там бумажки с часами обеда клеят. Хотя их тоже понять можно. Турция, Opel, глобальные конкуренты… «Какой такой павлин-мавлин – не видишь, я кушаю!»

Впрочем, возможно, столь мелкий упрек запоздал.

«Сбербанк готов побороться за звание самого близкого к клиенту банка», сообщалось недавно в новостях. Речь на этот раз идет о близости по телефону. Сбер объявил конкурс среди компаний, которые будут предлагать услуги и сервисы банка по телефону. В связи с чем его менеджеры сообщают, что «новая стратегия банка предусматривает клиентоориентированный подход.

Но тут возникает множество вопросов к будущему сыну турецко-поданного.

«Клиентоориентированный подход» - звучит красиво, но в чем, собственно, он должен выражаться? Чего не хватает Сбербанку, чтобы стать «ближе к клиенту»? Может быть, офисной сети? Полноте, в стране 19 тыс. офисов Сбера, практически на каждом углу. Плохо узнаваемый бренд? По данным опросов, Сбербанк известен почти 100% россиянам, а уж те, кто был его вкладчиками еще в 1991 году, вовек не забудут. Маленькая клиентская база? 50% депозитов и 30% кредитов физических лиц – родом из Сбербанка. Не хватает персонала? Судя по заявлениям самого Грефа, каждый четвертый сотрудник Сбера – лишний, и за пять лет банк намерен избавиться от 25% своих работников. А в офисах клиентов скоро будут встречать механические зеленые человечки (корпоративный стиль, куда деваться).

Да, вот с телефонными звонками пока как-то слабовато. Конечно, будет куда как приятнее, если по утрам вас разбудит бодрый голос и сообщит, что есть, мол, на свете такой Сбербанк и хочет он стать вам еще ближе. Хотя, скорее, всего, с учетом сокращения персонала в этом вопросе Сбербанк использует как раз таки пресловутых роботов. Тогда голос в телефонной трубке можно автоматизировать: «Бандерлоги, ближе, ближе…»

Разумеется, сами менеджеры Сбербанка говорят о более «умных» вещах. Например, старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров заявил, что сейчас на каждого клиента банка приходится 1,7 продукта, а к 2014 году будет по 3 продукта на клиента. А сам Герман Греф отмечает, что в Сбере «слабо идут кросс-продажи». Попытаемся смоделировать, как могут выглядеть кросс-продажи в сегодняшнем Сбере. Пришла бабушка заплатить коммуналку, а к ней робот подкатывает: «Привет, бабанька! Сейф не хошь арендовать?» Бабуля тут же и подпишется под дополнительный «продукт»: будет где вставные зубы держать. Или же отстояли вы часовую очередь, чтобы оплатить штраф ГАИ, а вам тут же предложение: «Не хотите ли еще и в наш ОФБУ вложиться? В следующий раз будете уже стоять в очереди не штрафников, а инвесторов!»…

Не знаю, насколько серьезен г-н Греф со своими идеями «трепки» и «близости». Но знаю точно: близость к танцующему слону опасна для вашего здоровья.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3668