Самое интересное от Яна Арта

С лица неясным выраженьем

A A= A+ 04.02.2008
Недавно подвел итоги очередного традиционного рейтинга влиятельности российских финансистов (журнал «Профиль» при поддержке порталов Bankir.Ru и Pro-Credit.ru). И не оставляет ощущение, что лицо (в буквальном смысле слова) российского банкинга постепенно начинает меняться.

Причем рейтинг самых влиятельных чиновников-финансистов меняется исключительно по должности. Ушел в отставку – выпал из рейтинга, получил назначение – попал в рейтинг. Вес кресла явно превалирует на весом личности. На первом месте – Алексей Кудрин, на втором – Сергей Игнатьев. Далее по ранжиру выстроились зампреды Центробанка. В последний раз, впрочем, тишина и благодать чиновничьего рейтинга несколько нарушена попаданием в оный г-на Онищенко. И теперь главный санитарный врач страны числится в TOP-10 российских финансовых чиновников. Смеяться тут или плакать – дело вкуса.

А вот в списке самых влиятельных финансистов – игроков бизнеса налицо новые тенденции. Во-первых, явное отступление от марксистского «бытие определяет сознание». Еще год назад «вес» личности в рейтинге влиятельности практически на 100 процентов зависел от мощи возглавляемого им банка. Влияние мерялось деньгами – как, впрочем, и положено в эпоху накопления капитала и т.д. и т.п.

Но времена меняется. И, кажется. кадры вновь начинают кое-то решать. Первая тенденция – банкинг становится поприщем все более публичным и, соответственно, более зависимым от информационного фона. В последнее время все более укрепляются рейтинговые позиции двух трибунов банковского рынка – президента АРБ Гарегина Тосуняна и президента АРБР Анатолия Аксакова. Сами по себе на финансовые потоки они не влияют, зато существенно влияют на «правила игры». А когда рефери начинают пользоваться авторитетом наравне с игроками – это неплохой признак. Цивилизация forewer.

Второе – все чаще фигурами влияния становятся не олигархи – владельцы банковского бизнеса, а авторитетные топ-менеджеры. Например, Олег Вьюгин, пересевший из казенного кресла шефа ФСФР утвердился в рейтинге влиятельности в новом качестве – как председатель совета директоров МДМ-банка. Аналогичная ситуация – с Татьяной Парамоновой, волею судьбы и Игнатьева «выпавшей» из рейтинга чиновников, но в качестве финансового советника председателя совета директоров Транскредитбанка вошедшей в рейтинг влиятельных игроков финансового бизнеса. Еще одна фигура из этого же ряда – Евгений Бернштам, завоевавший авторитет как «топ» сначала Альфа-банка, а ныне ХоумКредита.

Тенденция третья, закономерная, - увеличение иностранного капитала в российских банках, судя по всему, влечет за собой увеличение влияние иностранцев на отечественный банковский рынок. Прежде многочисленную армию «финансовых гастарбайтеров» в TOP-02 влиятельных российских финансистов представлял лишь предправления МДМ-банка Мишель Перинен. По итогам последнего экспертного опроса, «на подступах к вершине» - Стивен Дженнингс (группа «Ренессанс Капитал») и Джеймс Кук (фонд Aurora Russia Limited с «дочками» в лице «Кредитмарта» и крупных долей в ICICI и «Юнистриме»).

Трудно сказать, станет ли в конечном счете на российском банковском рынке фигура менеджера важнее фигуры собственника. Но «процесс пошел». И можно заранее предположить, что в этом году персонификация банкинга станет более заметной и более важной для бизнеса, чем прежде.

В ближайшее время портал Bankir.ru и журналы «Карьера» и «Белая полоса» предполагают сформировать рейтинги банковских или околобанковских управленцев и аналитиков. Посетители портала Bankir.ru могут назвать в комментарии первые кандидатуры.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3588