«Священные коровы» экономики России

A A= A+ 24.04.2025
Ключевая ставка ЦБ и инфляция. Торговцы против ограничения цен. Силуанов против бордюров. Экономика на дорогах и почтальонах. Россияне погружаются в долговую яму. Возвращение мировых компаний в Россию.

Ключевая ставка ЦБ и инфляция. Торговцы против ограничения цен. Силуанов против бордюров. Экономика на дорогах и почтальонах. Россияне погружаются в долговую яму. Возвращение мировых компаний в Россию.

1.

Завтра, 25 апреля, для экономики России настает час Х, момент истины, девятый вал и прочие критические дни в одном флаконе – Центробанк проводит очередное заседание по ключевой ставке.

То, что ставка не дает никакой жизни, – стало общим рефреном последнего года. При этом, правда, согласно правительственным отчетам по итогам 2024 года, экономика России выросла на 4% с лишним. Но жизни нет. Бизнесам приходится повышать цены, кивая на ставку. Банку России приходится держать высокую ставку, кивая на рост цен. Политикам приходится выдвигать лозунги, кивая на ЦБ.

И вот – апрельское решение по ставке. Большинство экспертов накануне высказали мнение, что регулятор в очередной раз сохранит ключевую ставку на нынешнем уровне – 21%, а период снижения начнется разве что во второй половине года. Недавно и финансовые «тяжеловесы» сказали свое слово: президент ВТБ Андрей Костин сказал, что ставку сохранят прежней.

Однако прессинг на ЦБ в последние полгода возрос, а инфляция показала признаки замедления вкупе с серьезным укреплением рубля. И это, по идее, дает возможность ЦБ снизить ставку хотя бы символически, до 19-20%.

Сам Центробанк накануне заседания совета директоров, по сложившейся традиции, суров в своих суждениях. В недавно опубликованном официальном комментарии регулятора сказано, что если темпы замедления инфляции не будут обеспечивать достижения конечной цели по инфляции в 4%, то ставка может быть даже повышена. А для достижения означенного таргета неплохо бы подержать высокую ставку (цитирую) «продолжительный период».

Сказано все четко. Но неясно. Два вопроса. Первый: как можно по темпам замедления инфляции судить о том, позволяет этот темп снизиться до 4% или нет? Особенно, если невооруженным глазом видно, что замедление это вызвано, прежде всего, укреплением рубля, а оно противоречит расчетам бюджета. И второй вопрос: «продолжительный период» – это сколько по (извините за тавтологию) продолжительности? Полгода можно считать продолжительным периодом? Или только год? Или два?

Помимо этого довольно сурового предупреждения, Центробанк заявил, что, несмотря на замедление роста цен, инфляционные ожидания россиян в апреле немного подросли – до 13,1%. А эти ожидания ЦБ тоже учитывает, принимая решение по ставке. Хотя при этом инфляционные ожидания остались ниже, чем были в январе и феврале.

Так что, дорогие россияне, если ставку не понизят, то вы сами в этом виноваты – ожидаете черти что. Вообще, все эти инфляционные ожидания и оценки экономического самочувствия россиян изрядно напоминают анекдот про пьяницу, за которым дочка зашла в рюмочную и сказала, что мама велела его найти и привести домой. «Почему ты каждый раз ищешь меня в рюмочной?!» – возмущается папаша. – Почему, например, не в театре или в библиотеке?»…

Вот так и россияне: пора бы уже начать искать выпивох в библиотеках и ощущать что-нибудь подобающее – низкую инфляцию, рост экономического благосостояния… и вообще вести себя как позитивные люди.

2.

На днях выяснилось, почему же инфляционные ожидания россиян выросли в апреле 2025 года. Экономист Дмитрий Полевой заявил, что это связано с объявленной Дональдом Трампом в начале апреля тарифной войной, после чего фондовые рынки «присели», нефть подешевела и стало на порядок больше публичных предсказаний о неминучем кризисе. «Нервишки шалят», – написал Полевой в своем телеграмм-канале.

Так что картинка прояснилась. Центробанк виноват в том, что своей высокой ставкой сдерживает развитие экономики, которая при этом почему-то растет, а российские миллиардеры богатеют и размножаются. А Дональд Трамп виноват в том, что нервишки шалят, от чего как грибы растут инфляционные ожидания…

Впору отправить требование прекратить безобразия исключительно в два адреса – Центробанку и Трампу.

Тем временем, 13 отраслевых ассоциаций направили письмо премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой не вводить госрегулирование цен на продукты. По целому ряду оснований. Во-первых, есть «объективные причины» роста цен (а когда их нет? Хоть бы один мерзавец признал, что поднял цены из-за обострения жадности, неуверенности в завтрашнем дне и желания «ловить момент»). Во-вторых, налицо рост качества продуктов, да и едят их эти проглоты-россияне почему-то все больше и больше. В-третьих, пишут авторы обращения, «у государства уже есть достаточный набор механизмов регулирования рынка и инструментов развития отдельных отраслей». Это, кстати, факт! Набор механизмов у государства есть – вот снижения цен нету… В-четвертых, госрегулирование (например, ограничение торговых наценок) «приведет к стагнации сельского хозяйства и пищепрома».

Тут, кстати, торговое лобби немного лукавит. Когда о прошлом годе случились заморозки с засухами, в министерстве сельского хозяйства предложили исправить дело вознесением молитв. Так почему бы не взять на вооружение этот опыт? Например, ограничить все-таки торговые наценки, а чтобы сельское хозяйство не стагнировало – дружно отправиться молиться и ставить свечки. Полагаю, россияне ради ограничения цен согласятся даже на крестный ход. Да и идей по части того, куда и кому вставить свечку из-за роста цен, у них предостаточно…

Торговее лобби предлагает правительству свой вариант: вместо того, чтобы ограничивать торговые наценки, оно напоминает, что (цитирую) «меры адресной поддержки социально незащищенных слоев населения куда более эффективны, чем установление единых наценок и всеобщих цен на тысячи товаров российских предприятий» (конец цитаты).

Теперь перевожу с красивого на русский: правительство, ты лучше дай денег бедным, а мы их заберем через продолжающийся рост цен и неограниченные торговые наценки. Зато сельское хозяйство заколосится!

3.

Помимо «священной коровы» свободного рынка в торговле едой в эти дни была совершена попытка покушения на еще одну «священную корову» российского экономического уклада. Министр финансов России Антон Силуанов дошел до того, что ради оптимизации бюджетных расходов раскритиковал, что в некоторых регионах меняют бордюры, асфальт и даже поребрики каждый год. Да еще и делают это лопатами, после чего ссылаются, что без трудовых мигрантов стране никак не обойтись.

Очевидно, министр Силуанов в силу возраста или занятости не был делегатом всероссийского молодежного форума «Территория смыслов». А на этом форуме мэр Москвы Сергей Собянин объяснил, что менять асфальт, плитку и бордюры каждый год – это правильно и выгодно, потому что именно это привлекает туристов. Силуанов, верно, думает, что туристы в Москву едут ради памятников, музеев и театров, но это – устаревшая концепция. Едут посмотреть на новые дороги, поэтому бордюры меняют в некоторых городах не то, что каждый год, а даже летние на зимние – как резину на автомобилях.

Что любопытно: если на перекладывании асфальта, плитки и бордюров предлагает начать экономить пока только Силуанов, то вот на ремонте российских федеральных трасс УЖЕ решено сэкономить официально. До 2030 года на ремонт и содержание автодорог выделено 2,48 трлн. рублей. Это практически на 40% меньше, чем требуется по ранее утвержденным нормам. Как сообщил «Коммерсант», половину секвестированных расходов теоретически могут вернуть, но не раньше 2028 года. «Бюджет сегодня непростой, нужно соглашаться с принятым решением», – заявил по этому поводу председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.

По данным «Роставтодора», до 2019 года доля федеральных трасс, соответствующих нормативам (то есть в хорошем состоянии) росла и на пике достигла 85%. Казалось, что скоро у России останется только одна беда. Но с тех пор доля дорог «в порядке» снизилась до 72,9%. Еще два года назад на этот тревожный симптом обращал внимание советник президента России Игорь Левитин. И вот теперь с резким урезанием финансирования проблема дорог снова может вернуться.

Правда, новый министр транспорта Роман Старовойт надеется избежать этого, сделав акцент на ремонт уже имеющихся, а не на строительство новых дорог. Хотя, если в каком-нибудь условном мегаполисе взять и принять решение пару лет не менять дорожные покрытия, – возможно, это позволило бы направить средства на состояние дорог за пределами МКАД. Если, конечно, оно всерьез кого-нибудь интересует.

Тем временем, кроме дорог, у правительства есть еще одна большая головная боль по части коммуникаций – состояние «Почты России». Вообще-то эта головная боль перманентная. «Почта России» то создает банк имени себя, то продает его, то пытается организовать онлайн-торговлю алкоголем, то еще что-нибудь интересное затевает, но все кончается убытками. Руководители почтового ведомства меняются со скоростью, способной конкурировать даже с бордюрами в Первопрестольной: за 15 лет, с 2007-го по 2022-й сменилось 11 штук. И с ними вечно что-то происходит: один покидает страну и переезжает в Израиль, другой попадает впросак с новогодней премией самому себе в размере 95 млн. рублей, третий покупает квартиру стоимость 1 млрд. рублей и поясняет потом, что это он ипотеку взял…

А на почте тем временем – многомиллиардные долги и почтальонов не хватает. Они, ироды, не могут подождать, пока и до них докатиться волна хороших премий и ипотек, и увольняются. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко одно время даже призывала правоохранительные органы заняться «Почтой России» и ее странными проектами, включая доставку бутылок. Но тогда все само как-то устаканилось, а г-жу Матвиенко, видимо, убедили снизить тон.

4.

Минул год и по итогам 2024-го «Почта России» опять имеет убыток в более чем 20 млрд. рублей. Счетная палата повторила на днях идею Валентины Матвиенко и обратилась в Генеральную прокуратуру.

И вот найден новый рецепт, как вытащить «Почту России» из финансовой дыры. Министерство цифрового развития предлагает финансировать «Почту России» за счет поступлений от штрафов российских автомобилистов за нарушения правил дорожного движения. Предполагается, что в этом году сумма таких штрафов составит около 5 млрд. рублей, поскольку их размер повышен, а скидка на оплату в льготный период снижена.

Логика, кстати интересная. Штрафы с автомобилистов направить не на ремонт дорог, где наблюдается нехватка средств, а на латание дыр «Почты России». А плату за посылки и бандероли можно направить на поддержку «Газпрома» и будет совсем ладно…

Но у российских автомобилистов (если бы у них был голос) могло бы родиться встречное предложение: а что, если напрячься и поискать еще несколько миллиардных квартир? Всего пять условных квартир талантливых государственных топ-менеджеров равны сумме всех штрафов, которые взимаются за год с нескольких десятков миллионов российских водителей. Кстати, россияне (не только автомобилисты, но и самые заштатные пешеходы) интересуются: так что там с миллиардной ипотекой-то? Выплатил он ее али нет? А то тянуть кредиты по нынешним временам тяжело…

Например, по свежим данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), объем просрочек россиян по кредитным платежам превысил 2,3 трлн. рублей. 7 миллионов россиян (практически каждый десятый от числа работающих) имеет просроченный долг по кредитам. «Известия» пишут, что за последний год почти в полтора раза выросла практика, когда жители России закладывают свои квартиры, чтобы получить кредит, который направляется на рефинансирование ранее взятых кредитов.

Число фактических банкротов в стране НБКИ оценивает в 1 млн. человек. На таком фоне за прошлый год вдвое вырос спрос на найм коллекторов. Рекрутинговый портал SuperJob сообщает, что за первые три месяца этого года количество вакансий для коллекторов увеличилось еще примерно на 25%. Средняя зарплата сотрудников коллекторских агентств составляет сейчас 120 тыс. рублей.

В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) объясняют, что в этой сфере, как и во многих, дефицит кадров. Здесь напомнили, что профессия сложная, (цитирую) «необходимо на регулярной основе общаться с людьми, реакция которых не всегда адекватна». Это, кстати, правда, потому что по роду деятельности коллекторы вынуждены общаться с банкирами.

Эксперты, опрошенные «Известиями», добавили, что многие коллекторы тоже продолжают вести себя «не всегда адекватно»: нарушают нормы взыскания долгов, запугивают должников, шантажируют их в соцсетях, обзванивают их родственников. В общем, все идет по кругу…

5.

Продолжаются неясности вокруг российского рынка и присутствия-отсутствия на нем иностранных производителей и продавцов. Недавно новостные ленты пестрели заголовками на тему ухода ряда китайских автомобильных брендов из России и вдруг выясняется, что в марте китайцы практически втрое увеличили поставки машин в Россию. Корейские автоконцерны кокетливо сообщают, что ясности с возвращением на российский рынок пока нет, но KIA и Hyundai регистрируют товарные знаки в России, а по радио уже пошла реклама возвращения автомобилей концерна KGM. IKEA тоже зарегистрировала новые торговые знаки в Роспатенте.

Так или иначе, но возвращение ряда мировых компаний в Россию становится реальностью. Правда, как не слишком понятно, они точно возвращаются или пока стесняются, так и не очень понятно: в России их ждут или считают, что незваный гость хуже «Макдональдса»?

Есть ли какие-нибудь уточнения на сей счет? Есть, но – разные. Министр экономического развития Максим Решетников заявил еще в феврале, что требования к возвращающимся компаниям изменяться. Он напомнил, что освободившиеся ниши заняли российские компании и надо сделать так, чтобы их инвестиции в эти ниши окупились. С другой стороны, он считает, что отечественному рынку нужно разнообразие и поэтому возвращение иностранных компаний – позитив. Вице-премьер Денис Мантуров сказал, что каждый случай будет рассматриваться отдельно и Россия будет сотрудничать с теми компаниями, с которыми ей выгодно. Министр иностранных дел Сергей Лавров, наоборот, высказывается в том духе, что санкции России только на пользу и что результатом ухода ряда компаний и брендов стало развитие импортозамещения и оно может пострадать при таком развороте. Но при этом Кремль официально выдвинул одним из требований мирного урегулирования полную отмену санкций, от которой это импортозамещение может пострадать…

И, наконец, в марте на съезде РСПП президент России Владимир Путин дал поручение обеспечить комплекс юридических мер, регламентирующих обратный выкуп оставленных в России активов возвращающимися компаниями.

Пестрая картинка, одним словом. Как по этому поводу в комментарии BusinessFM выразился профессор Финансового университета при Правительстве РФ Константин Симонов, (цитирую) «тут важно создать такое впечатление, что все уже близится к завершению, и иностранный бизнес уже собирает чемоданы и думает, как в Россию вернуться, хотя в реальности понятно, что все-таки пока этого процесса не наблюдается» (конец цитаты).

Подведем итог. Иностранные бренды регистрируют товарные знаки в России и заявляют, что пока не очень возвращаются. Но при этом некоторые уже рекламируются. Российские власти готовят процедуры возвращения, но говорят, что уход западных компаний с российского рынка и санкции были только на пользу экономике, однако санкции надо отменять. От такой чересполосицы у наблюдающего за всем этим россиянина голова идет кругом.

6.

Хотя картинка с экономическим сотрудничеством до конца и не ясна, по некоторым направлениям Россия не только не сокращает, но и успешно наращивает операции. Правда, ассортимент вырисовывается несколько «олдскульный». Например, в марте, пока Китай почти втрое нарастил поставки автомобилей в Россию, сама Россия нарастила продажи в Китай свинины и говядины.

Также по итогам марта Китай закупил у России рекордное количество гречки; ее поставки в Поднебесную выросли почти также как поставки китайских авто в Россию – почти в три раза. И, наконец, выяснилось, что по итогам прошлого года Россия поставила на мировой рынок рекордное количество меда – 5 тыс. тонн; большую часть из этого объема – в Словакию, Сербию и Китай – страны, где никто не скажет, что «это неправильные пчелы и они делают неправильный мед».

Эти пусть не самые большие, но ощутимые прорывы в развитии российского экспорта вселяют оптимизм в экспертов. Преподаватель университета «Синергия», экономист Кирилл Щербаков вообще считает, что из-за тарифных войн Дональда Трампа Россия может занять ниши, например, Канады и Мексики и расширить вывоз металла, удобрений и леса. Вдогонку, так сказать, к меду и гречке.

P.S.

На этом сегодня все, ждем ваши лайки и дизлайки, комментарии и темы. Подписывайтесь на канал Finversia на платформах YouTube, Telegram, Rutube, ВКонтакте и Дзен.

На YouTube

На Rutube

Новая книга Яна Арта «Клякса в небе и фифти-фифти»: https://finarty.ru/shop/s/185

  • Ян Арт
  • Finversia

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
63