Банковские клерки неустанно декларируют свою нелюбовь к неаккуратным заемщикам. Но это вовсе не означает, что они любят аккуратных. Просто с ними они обращаются на другой манер.
На днях к автору обратились жители города Казани с любопытной ситуацией. Вероника С. некогда брала небольшой кредит у ДжиИМаниБанка. Купила на него то ли мебель, то ли бытовую технику, вовремя и без просрочек погасила и… И все? Как бы не так. Банк принял судьбоносное решение. Видимо, для того, чтобы его клиентам жизнь медом не показалась.
Спустя какое-то время ДжиИМаниБанк, как это ныне водится у многих лидерах отечественного ритейла, выпустил на имя Вероники С. новую кредитную карту. И, коль скоро заемщик уже проверенный и надежный, отправил ее по почте. Вместе с пин-кодом. Остается только получить пакет и, если есть интерес в новой ссуде, вскрыть конверт с пин-кодом и активировать карту.
Далее разворачивается следующий сценарий. Пакет от ДжиИМаниБанка приходит на адрес родителей Вероники С., где она, собственно, и прописана. Де-факто девушка там не присутствует, поскольку вместе с молодым мужем снимает квартиру. Зато присутствует ее сестра, заехавшая погостить из другого города. И на почту за пакет из банка отправляется именно она. Почтовые работники – люди отзывчивые. Смотрят паспорт: прописка та же, фамилия и отчество те же. Действительно, сестра. Получите и распишитесь.
Сестра с Вероникой уже пару лет как в ссоре. Девушка вскрывает конверт с пин-кодом, активирует карту и благополучно снимает с нее в ближайшем банкомате все деньги.
Через месяц с небольшим… Первое: Вероника С. узнает, что должна банку приличную сумму денег. Второе: Вероника С., на которой до сих пор числилось три кредита, аккуратно и вовремя погашенных, собиралась взять ипотеку. Третье: Вероники С. ипотека может не достаться, так как ее кредитная история отныне испорчена.
Неплохой подарок от банка аккуратному заемщику.
Возникают классические «русские вопросы»: кто виноват? И что делать?
Мысль о том, что виновата Вероника С., слыхом не слышавшая о новом кредите, его не получавшая и ничего не подписывавшая, как-то явно «не проходит». Трудно предположить, что заемщик, единожды бравший кредит в каком-либо банке, обязуется всю оставшуюся жизнь:
А) проживать по тому адресу, который был указан в его первом кредитном договоре,
Б) денно и нощно дежурить подле своего почтового ящика на случай поступления новой кредитной карты,
В) никогда не ссориться с родственниками.
Так кто же крайний? Работники почты? Безусловно. Вот только есть у нашей почты свои национальные особенности. То, что на каком-нибудь гнилом Западе абсолютно нереально (внимание, нарушение прайвеси!), у нас вполне допустимо. Так что работники почты, скорее всего, искренне полагают, что не тайну переписки нарушили и не в приватные финансовые дела влезли, а всего лишь проявили отзывчивость. И это даже где-то и как-то логично. Все-таки сестре отдали, добрые люди, а ведь по идее ничто не мешало самим вскрыть конверт, активировать карту и забрать себе деньги. И даже уволиться после этого можно, поскольку сумма более чем перекрывала годовую зарплату почтовика. Однако трудно предположить, что почтальоны могли бы все это проделать, если бы не сам банк с его «навязчивым сервисом».
Любопытно, что в банке (как в этом, так и во многих других) подобную практику не считают глупостью или полным абсурдом. «Этот стон у нас песней зовется». В данном случае звучит примерно так: не, любезнейший, это не наш идиотизм, это наш маркетинг…
В Думе давно собираются запретить почтовую рассылку кредитных карт. В частности, против подобной практики выступал думец Анатолий Аксаков, президент АРБР. Однако пока решение не принято. Спам-кредитование набирает обороты. Со всеми вытекающими.
Пока же правила игры в этой части не установлены, заемщикам следует тщательно предохраняться. Например, при погашении кредитов хотя бы иногда допускать просрочки, чтобы у излишне ретивого банка не возникало искушения прокредитовать вас еще разок. Потому как сделают они это с медвежьей грацией. И самое время будет вспомнить старую итальянскую поговорку: «Спаси меня, Господи, от друзей, а от врагов я как-нибудь сам избавлюсь»…