Дональд Трамп и переговоры. Иностранцы немного возвращаются в Россию. Борьба за пошлины. Пиво хотят вернуть на стадионы. Укрепление рубля и цены. Зарплаты – тема деликатная. Неравенство в России растет.
Тема мирного урегулирования взаимоотношений с Россией отошла в потоке новостей на второй план – на фоне бури, устроенной Дональдом Трампом по поводу тарифов и большой торговой войны. Впрочем, торговля с политикой сплелись воедино, и вот уже доселе респектабельный журнал Newsweek на своих страницах рисует фантастические карты, где мир поделен между США, Россией и Китаем, хотя там обозначены и доселе «бесхозные» земли. Оруэлл с его войной трех мегадержав – Океании, Евразии и Остазии – выглядит уже не утопистом, а пророком.
Рядом с подобными «гранд-темами» тема мирного урегулирования конфликта вокруг Украины отошла в тень. Экономика поняла, что процесс этот не скорый, нелинейный и не то, что до Пасхи, но и до морковкиного заговенья можно не управиться. Однако процесс идет, как любил говорить последний генсек КПСС, хотя в основном этот процесс состоит из анонсов будущих переговоров. Тема российско-украинских переговоров по судоходству в Черном море как-то быстро съехала на задворки новостных лент. Так что де-факто в переговорах, похоже, то ли цугцванг, то ли тупик. Зато есть многообещающие ссылки на завтрашний день.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров анонсировал, что началась подготовка к большому российско-китайскому саммиту в мае и к встрече Владимира Путина и Си Цзиньпина. Такие встречи, по словам министра, придают «мощный импульс» отношениям, находящимся на «беспрецедентном уровне».
А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков о встрече Путина и Дональда Трампа, о которой говорят с начала года, сказал, что «Путин и Трамп встретятся лично рано или поздно».
То есть, с одной стороны – все оптимистично, с другой – подождем до завтра. Так что экономике, которая уж точно вышла на беспрецедентный уровень зависимости от политики, остается уповать на это самое «рано или поздно».
Впрочем, бизнес не только ждет, но уже и делает первые шаги по сближению после изоляции. Не так давно министерство финансов России сообщило, что на российском рынке появились деньги от иностранных хедж-фондов, несмотря на сохраняющиеся санкции. Как заметил заместитель министра финансов России Иван Чебесков, это так называемые «ковбойские деньги» – что-то вроде финансового «разведотряда».
В свою очередь, в Европе обсуждают возможность восстановления хотя бы вполовину прежних объемов поставок российского газа. По мнению исполнительного вице-президента французской компании Engie (в прошлом – одного из крупнейших европейских контрагентов «Газпрома») Дидье Олло, «если в Украине установится приемлемый мир, можно будет вернуться к поставкам в 60-70 млрд. кубометров в год».
Иностранные компании тоже потихоньку начинают возвращаться в Россию – хотя бы товарами, если не офисами и заводами. Корейский концерн Kia включил российский рынок в план своих продаж в 2025 году, а концерн KGM уже возобновил поставки автомобилей в Россию. Правда, в ряде компаний говорят, что эта информация не совсем соответствует действительности и некоторые концерны включают в план продаж рынок стран СНГ – без уточнения, подразумевается ли в нем Россия. А «уточнить» можно будет в зависимости от того, как пойдет политический сюжет.
Для россиян возобновление поставок корейских авто может оказаться как нельзя кстати: эксперты отмечают снижение спроса на новые машины с самого начала 2025 года. Среди причин – высокие цены на авто, слишком большие проценты по автокредитам и ожидания, что некоторые мировые автопроизводители вернуться на российский рынок. А пока, как отметил портал «Дром», россияне покупают либо отечественные авто, либо вообще подержанные машины. Эта информация вышла под весьма деликатным заголовком: «Россияне предпочитают покупать «возрастные» автомобили». Очень красивый эвфемизм для вынужденных покупок пожилого автолома – продолжая образный ряд, есть смысл запустить в обиход поговорку «Сорок пять – «лада» ягодка опять».
В сухом остатке: авторынок тоже в полной зависимости от политики и ожидает мирного урегулирования.
Как всегда найдется и свое «но»: кроме санкций с «той стороны» на автомобили наложены своего рода «санкции» и с «этой стороны» – повышенный утильсбор, который с 1 апреля стал еще выше.
И подобная ситуация наблюдается во многих отраслях экономики. В свое время Ассоциация питомниководов и саженцеводов просила власти ввести пошлины на поставку саженцев из «враждебной» Италии. Ассоциация виноградарей несколько раз лоббировала введение 200-процентных пошлин на «недружественное» вино. А теперь вот Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) обратилась в министерство промышленности и торговли с предложение ввести заградительные пошлины на ввоз мебели из «недружественных» стран.
Получается довольно странная картина. С одной стороны, Россия резко осудила введение санкций, ограничивших доступ многих товаров на российский рынок. С другой – бизнес, постоянно используя понятие «недружественные», предлагает ограничить доступ этих же товаров за счет заградительных пошлин. По такой логике России надо просто присоединиться ко всем санкциям, введенным против России, и требовать от какого-нибудь Евросоюза их усиливать. Вот тогда вольготно будет местным производителям – особенно тем, чей товар как-то особенно начинает пользоваться спросом ввиду отсутствия альтернатив. Патриотизм, правильно «осмеченный», – это хороший бизнес. Только платить за все эти «шлагбаумы» в конечном счете будет российский потребитель.
Что же до производителей мебели, то хочется пожелать им научиться выпускать мебель не хуже «икеевской» (что, кстати, многие российские мебельщики уже научились) и напомнить одну известную фразу из классики: «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?».
История с вином, кстати, может быть показательной для мебельщиков. На винном рынке долго боролись за прерогативы для отечественных производителей, оттеснили зарубежных поставщиков, но вот докука: продажи вина заметно сокращаются, Чуть раньше появилась информация о сокращении производства крепкого алкоголя в России. Продажи тихих вин в этом году снизились уже на 2%, продажи игристых – почти на 5%.
Президент гильдии экспертов «Алкопро» Андрей Московский связывает это с ростом цен и с тем, что дорогому вину россияне стали предпочитать дешевые коктейли вроде виски с колой, джина с тоником и т.п. Мораль сей басни такова: неважно из-за чего растет стоимость продукции – повышения пошлин или акцизов, минимальных цен или утильсборов. Важно, что в любой сфере находятся те, кто из патриотических ли побуждений, из-за желания поддержать собственного производителя или просто из-за эгоистичного собственного интереса призывают повысить пошлины, то есть решать вопрос за счет повышения цен. В стране проигравшего социализма так сильно поверили в собственные мифы о зверином оскале капитализма, что принимают за двигатель бизнеса исключительно жестокую конкуренцию и всякие боливары, которые якобы не выдержат двоих.
Но потом вдруг выясняется, что в итоге продажи автомобилей снижаются, продажи вина падают. И оказывается, что, убирая конкурента, вы иногда вовсе не расширяете спрос на свой продукт, а подрываете его.
Государства это тоже касается. По результатам исследования Центра экономической экспертизы Высшей школы экономики, из-за роста цен и налогов на рынке сладостей резко вырос выпуск контрафактной продукции. Сейчас примерно 10% реализуемых в России конфет и шоколада – это результат «подпольного» бизнеса.
Как заявил один из экспертов, этим занимаются небольшие и средние компании и вынудило их к этому повышение налогов и серьезное подорожание сырья, прежде всего – какао-бобов, на которые приходится от 25% до 60% себестоимости шоколадок.
В результате, по данным исследователей ВШЭ, расцвет контрафакта приведет к тому, что казна недополучит более 12 млрд. рублей налогов и таможенных пошлин.
А теперь еще раз восстановим все цепочку. Итак, разные бизнесы бегут с челобитной к государеву крыльцу с просьбой поднять до небес пошлины и убрать с рынка мешающих им конкурентов-супостатов. Государство благосклонно поднимает. Но – аппетит приходит во время еды – заодно поднимает налоги, акцизы, минимальные цены и утильсборы. В этот момент собственные производители махом резко снижают градус патриотических чувств и переходят на выпуск подпольного контрафакта. И государство теряет на налогах...
Получается, что экономическая политика на потребительском рынке чем-то напоминает старую песню: «В зной и пургу бьем по врагу, но иногда по своим».
Зато есть предложение «ослабить вожжи» в части потребления пива. Министр спорта России Михаил Дегтярев призвал отменить запрет на продажу пива на российских стадионах. Он считает, что (цитирую) «это часть зрелища, это культура боления». К тому же продажи пива поднимают доходы спортивной индустрии.
В Госдуме уже рассматривают законопроект об отмене запрета на продажи пива на стадионах. С учетом, сколько запретов было введено те или иными законами в последние годы, можно отметить, что перед парламентариями открывается широкое поприще – вносить и рассматривать законы об отмене запретов, введенных ранее принятыми законами.
Министр спорта пивом не ограничился. На днях, как сообщили некоторые информационные ресурсы, он заявил, что ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области являются «частью Украины по международному праву». За это спортивного чиновника стали критиковать многие блогеры и военкоры, а на телевидении это назвали «предательской позицией». Министр пояснил, что он сказал это опять-таки ради интересов российского спорта – есть надежда на возвращение России в Международный олимпийский комитет. А ради спорта можно и пиво, и международное право. Затем в пресс-службе Олимпийского комитета России заявили, что эта цитата – фейк. Так как тема – весьма деликатная, в ближайшее время, очевидно, мы узнаем точнее, что и как было сказано.
Судя по всему о необходимости продавать пиво впору говорить уже и министру культуры – у такой части индустрии зрелищ как кинопрокат дела идут все хуже. Эта отрасль так и не смогла восстановиться после коронавирусного падения.
Как сообщает портал РБК, посещаемость кинотеатров в России упала до трехлетнего минимума. Причина – отсутствие привлекающих внимание премьер и отсутствие в прокате голливудских картин. Провалы в кассовых сборах кинотеатры начали покрывать повышением цен на билеты, невольно внося свою лепту в инфляцию.
В последние дни начали расти отпускные цены на свинину. Об этом сообщил Национальный союз мясопереработчиков. Ссылаются при этом на традиционные причины – подорожание транспорта и логистики, рост зарплат и высокую ключевую ставку Центробанка.
Вообще денежно-кредитная политика Центробанка стала в последний год краеугольным камнем любых экономических разговоров. Поэтому страна ждет 25 апреля, когда назначено очередное заседание совета директоров Центробанка по ключевой ставке. Все эксперты полагают, что ЦБ в очередной раз сохранит ставку на нынешнему уровне – 21% и к ее снижению приступит не раньше второй половины года. Однако, думаю, вполне вероятно, что ЦБ уже в апреле хотя бы символически снизит ставку, тем паче, что рубль существенно укрепился, индекс доллара радикально снизился, усиливая это укрепление, а инфляция, начиная с марта, дает сигналы замедления.
Более того, в СМИ прозвучали сообщения, что из-за укрепления рубля ритейлеры уже начали снижать некоторые цены. Хотя далеко не все россияне готовы подтвердить, что видели такое снижение собственными глазами.
Но если мы увидим, что ЦБ действительно начнет снижение ставки, рост цен замедлится или даже остановится, то будет очевидно: все, что для этого нужно было, – это не высокая ключевая ставка, не торможение кредитования, не пресловутые соглашения с производителями о стабилизации цен, не законопроекты, а простое укрепление рубля.
Но есть проблема: при таком укреплении прибыль сырьевиков падает в пол, а бюджет может оказаться перед угрозой дефицита. Тогда рублю придется опять «помогать» девальвироваться. Но в этом случае рост цен вернется к прежним темпам.
И возникает вопрос: что же за экономику мы построили, в которой, если человеку становится хорошо, то государству и крупнейшему бизнесу – плохо? Вопрос, разумеется, риторический, ведь жизнь полна парадоксов. Иногда даже кажется, что больше она ничем и не полна…
Впрочем, что касается финансового благополучия условного человека, то здесь картина не совсем ясная. С одной стороны, по последним данным Росстата, доходы в стране в прошлом году выросли больше чем на 17%, обогнав официальную инфляцию также легко как спешащий поутру к водопою осел обгоняет черепаху.
С другой – даже президенту России не удалось выяснить, сколько же зарабатывает «простой россиянин». Как пишет «Российская газета», Владимир Путин во время выездного совещания правительства на мебельной фабрике поинтересовался у одной из сотрудниц, каков ее заработок. Но ответа не получил. СМИ сообщают, что женщина ответила уклончиво: «Хватает». И добавила, что «не хотела бы разглашать размер заработка».
С учетом, как все непросто в нашей стране, возникает целый пучок вариантов. Не хотела бы разглашать, потому что получает очень мало и неизвестно, как это отразится на фабрике. Или не хотела бы разглашать, потому что получает так много? Или не хотела бы разглашать, потому что дала подписку о неразглашении?
СМИ вышли из этой неловкой ситуации, деликатно сформулировав это так: «Путин смутил работницу мебельной фабрики». Хорошая версия, безобидная и добрая.
Несколько портит впечатление сухая цифирь Росстата: по данным статистиков, в России растет неравенство в доходах населения и продолжает расти коэффициент Джини, показывающий соотношение доходов 10% самых бедных и 10% самых богатых жителей той или иной страны. Год назад в майском указе Путина была зафиксирована цель снизить коэффициент Джини до уровня 0,3%, однако за год он вырос до 0,408.
По данным Росстата, в прошлом году на долю 10% самых бедных россиян пришлось 2% общего объема денежных доходов, на долю 10% самых богатых – 30% общего объема доходов. Иными словами, дециль самых богатых получает в 15 раз больше дециля самых бедных, а критическим порогом считается 10 раз.
Однако эксперты объясняют это тем, что не бедные стали еще беднее, а тем, что богатые стали богаче: доходы собственников бизнесов увеличились. Но так как в России благополучие определяется не собственными потребностями, а в основном сравнением с тем, что там, у соседа, такое объяснение не снижает социальной напряженности и недовольства.
Зато по части нефинансового благополучия страна движется к все более и более совершенному обществу. После запрета всего плохого ради расцвета всего хорошего (исключением стали только квадроберы), найдена еще одна тема, которую надо запретить. В марте министр здравоохранения России Михаил Мурашко раскритиковал пропаганду бодипозитива и напомнил, что 40% населения страдает ожирением. И вот на днях г-н Мурашко вернулся к этой идее. Он считает идеологию «бодипозитива» токсичной.
Так что не исключено, что вскоре Госдуме предстоит рассматривать запрет на пропаганду бодипозитива. А там, неровен час, примут и профинансируют какую-нибудь полезную программу бодинегатива.
Впрочем, с финансированием разного рода программ аккурат в эти дни – конфуз. Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков потребовал от Лиги безопасного интернета, которую возглавляет Екатерина Мизулина, отчет о том, куда ушли 200 млн. рублей бюджетных ассигнований. Предназначены они были на финансирование программы по поиску пропавших детей. Судя по сайту Лиги безопасного интернета, заявил Даванков, (далее цитирую) «важная деятельность организации – мероприятия по безопасности интернета. Например, в Самарской области активисты приходят в школы и учат, как отличить честные новости от фейков. Какое отношение это имеет к поиску пропавших детей, сколько конкретно вы провели поисков в регионах с выездом на место и сколько детей найдено именно вашей организацией?» (конец цитаты).
Кроме того Даванков дал понять, что организация Мизулиной за деньги договаривается с блогерами и популярными личностями, которых требует проверить на тот или иной предмет. В ответ Екатерина Мизулина сравнила претензии вице-спикера Даванкова со сталинскими репрессиями и заявила, что парламентарий занимается клеветой и доносами: «Прикрываясь высокими словами о демократии, отдельные депутаты используют свои служебные полномочия для осуществления репрессий, как в 1937 году. Только источником информации служат уже не доносы соседки, а ложная инфо из Интернета».
Коллизия сложилась необычная. Услышать от некоторых персонажей жалобы на сталинские репрессии – также неожиданно, как услышать от завсегдатаев BDSM-клуба жалобу на то, что им сделали больно. К тому же с отсылами к сталинским традициям в эти дни тоже как-то неловко: не так давно создателя «Сталин-центра» в Барнауле, депутата Алтайского законодательного собрания Сергея Матасова задержали по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах…
Кстати, все это не отменяет верного сравнения Мизулиной с репрессиями «как при Сталине»: потому что именно тогда сначала дружно репрессировали одних, потом стали репрессировать тех, кто репрессировал, а потом начали расстреливать тех, кто репрессировал тех, кто начал репрессировать первых.
Не считаю этот поворот неожиданным: еще 16 лет назад выпустил статью «Мы вернемся либо к 1990-м годам, либо к 1937 году». Как сказал когда-то Камилл Демулен, «революция как Сатурн – пожирает собственных детей. Берегитесь люди, боги жаждут». Впрочем, история, как известно, повторяется дважды: один раз в виде трагедии, второй – в виде фарса. Так что сегодня пафосная фраза Демулена звучала бы по-другому. Как у Нюши из Смешариков»: «Весело тут у вас»…
На этом сегодня все, ждем ваши лайки и дизлайки, комментарии и темы. Подписывайтесь на канал Finversia на платформах YouTube, Telegram, Rutube, ВКонтакте и Дзен.
Новая книга Яна Арта «Клякса в небе и фифти-фифти»: https://finarty.ru/shop/s/185