Курс рубля снижается под угрозой обвала цен на нефть. Центробанк готовится опять поднять ключевую ставку. За урожай предлагают молиться или вызывать дождь стихами. Парламент объявляет «охоту на ведьм». Недружественные цветы обложат. Гвозди и наивность Валентины Матвиенко. Спор о причинах роста цен на продукты.
Курс рубля – опять в центре внимания экспертов, иноагентов и скучающих домохозяек. За первую декаду октября рубль заметно съехал вниз, чем вызвал очередную бурю эмоций в стакане воды. Те, кто совсем недавно посмеивался над прогнозом о плавном снижении рубля в октябре, теперь кричат, что «какое-то там плавное, это обвал!». Поэтому, когда рубль чуток укрепится, можно ожидать, что они же будут обильно делиться мнениями о том, что рубль серьезно вырастет. В общем, все идет по привычному кругу из соплей и амбиций.
Пока же – в центре внимания те, кто пророчит, что снижение курса перерастет в обвал. Например, аналитик компании AMarkets Артем Деев заявил в интервью радио «Спутник», что в случае выхода Саудовской Аравии их ОПЕК+ можно ожидать обвала рубля. Пока, впрочем, фьючерсы на нефть выглядят довольно бодро.
О вероятности проблем с отношениями внутри ОПЕК+ мы на канале Finversia говорили еще летом, сейчас эта возможность оказалась на самом острие новостного потока.
С другой стороны – военные конфликты поддерживают высокий спрос на нефть. А с третьей – при обвале цен на нефть иссякают ресурсы конфликтов. Вывод в такой ситуации: запасаться попкорном и наблюдать. Ну, или вопреки нормальным человеческим ценностям, начинать считать, что конфликты – это экономическое благо в новой реальности.
Кто точно не может просто наблюдать за всей этой катавасией – это российский Центробанк.
Долгосрочные инфляционные ожидания населения достигли рекордного уровня. Центробанк еще с весны, а тем более в начале осени предупреждал о рисках ускорения инфляции и росте проинфляционных настроений. По итогам сентября эти самые настроения, судя по последним данным ЦБ, подросли до 12,9%, максимального значения с момента, когда этот показатель начали публично мониторить, то есть с начала 2023 года. И это – при относительно стабильном курсе рубля. Что будет, если рубль сменит плавный темп девальвации на резкий, – одному богу известно. Так что остается уповать на Саудовскую Аравию и божий промысел.
Центробанк тем временем устами разных своих представителей продолжает говорить о повышении ключевой ставки на своем октябрьском заседании. Ближайшее заседание по ставке назначено на 25 октября. По части божьего промысла график в открытых источниках найти не удалось. Впрочем, о взаимосвязи божьего промысла и социально-экономической политики – чуть позже.
Несмотря на грозовые тучи, нависшие над нефтью и рублем, позитивную новость к будущей возможной картине с ценами добавил недавно премьер-министр России Михаил Мишустин. Он заявил о рекордном урожае аграрной продукции во время встречи с председателем правления Россельхозбанка Борисом Листовым. Как пишет портал Ура.ру, ссылаясь на Russia Today, (цитирую) «сельскохозяйственные планы удалось выполнить, несмотря на тот факт, что в ИЮНЕ 2024 года в 21 регионе страны погибло больше 1% урожая, это произошло в связи с заморозками».
Здесь россияне впали в глубокую задумчивость, местами переходящую в легкую грусть (впрочем, в России исторически любая задумчивость неизбежно приводит к грусти). Насколько они, задумчивые россияне помнят, во-первых, заморозки произошли не в июне, а в мае. Впрочем, не будем придирами: для страны, где в ноябре отмечали годовщину октябрьской революции, это не так принципиально. Но, во-вторых, тогда, в мае (который июнь) сообщали о значимых потерях, а теперь выясняется, что речь идет о гибели чуть более 1% урожая.
Впрочем, это дело прошлое. Важнее – сегодняшний день. На днях премьер-министр повторил информацию о рекордном урожае. В частности, уже собрано 120 млн. тонн зерна, ожидается хороший урожай риса, подсолнечника и овощей.
«Ура?» – на всякий случай спросили россияне. Но выясняется, что не совсем «ура», потому что под угрозой оказался следующий урожай. В одном из недавних выпусков мы говорили о том, что ряд профессионалов аграрного дела уже в сентябре забили тревогу из-за засухи.
И вот есть ответ на этот вызов: новый министр сельского хозяйства России Оксана Лут подтвердила, что из-за недостатка дождей озимые под угрозой. Она предложила решение – всем гражданам России дружно молиться за урожай. А конкретно: «идти в церковь и ставить свечи Илье-пророку, прося о дожде». Решения для мусульманских или буддистских регионов России не указано, но, очевидно, что-то по аналогии.
В Госдуме оперативно отреагировали на интересную идею минсельсхоза. Председатель думского комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин заявил, что (цитирую) «ставить свечки и молиться Всевышнему ради урожая и дождей – это не грех».
«К Всевышнему надо всегда обращаться. Особенно когда видишь, что и прогноз плохой», – добавил парламентарий.
Пикантности сюжету придает то, что Владимир Кашин является депутатом от КПРФ, чья базовая идеология вроде как отрицает религиозность. Возможно, впрочем, что отрицает, когда прогноз хороший, а вот при плохом прогнозе марксистское учение допускает небольшое отречение от материализма…
Сам депутат поделился собственными методами работы с оными силами. Оказывается, лично он (опять цитирую) «давно обращается к небесам, ветру и тучам через стихи собственного сочинения, седьмой том которых как раз сегодня сдал в печать». Судя по количеству томов, у фракции КПРФ налажена давняя и прочная связь со стихиями. Марксу хватило трех томов, но работа с погодой, видимо, требует больше усилий, чем классовое учение. В общем, россияне стали вспоминать полузабытое: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе»…
Странное дело, но председатель Агропромышленного союза Кубани Сергей Косогор, вместо того, чтобы внять советам старших товарищей и попробовать с грехом пополам хоть как-то сложить какой-нибудь урожайный сонет, рондо, стансы, на худой конец – частушку… так вот, вместо стихов Сергей Косогор ответил прозой и, знаете, невежливо так ответил, не поэтично.
«Мы же не в Африке, где шаманы вызывают кого-то или что-то! Наш народ более восприимчив к мерам, которые помогут преодолеть проблему», – заявил глава Агропромышленного союза Кубани.
В качестве одной из таких мер Косогор предложил, например, подумать над обеспечением искусственного полива и «стимулировать производителя, а не просто призывать людей молиться». В общем, приземленный оказался человек, без фантазии. Даже попробовать не захотел…
Несмотря на столь вопиюще несерьезное отношение аграриев к работе с высшими и потусторонними силами, в Госдуме относятся к этой теме более, чем серьезно. Депутат Александр Спиридонов предложил официально начать «охоту на ведьм», а именно – ввести уголовное наказание за порчу, гадание и привороты. «Навести порчу, вернуть любимого человека, проблемы со здоровьем на других людей навести. Это уже не просто погадать, это попытка воздействовать на другого человека», – заявил парламентарий. Кроме того, он предлагает бороться с рекламой «магических услуг» привычным для нынешних времен способом – заблокировать для россиян доступ к такой информации.
Другой депутат Думы, Андрей Свинцов планирует внести в парламент проект закона о запрете тарологов и нумерологов и считает правильным приравнять мастеров «оккультных наук» к экстремистам.
В этом году, напомню, некоторые крупные компании открыли в своих кадровых службах штатные вакансии тарологов, да и на нумерологов большой спрос. Но ничего – дооснастят рабочие столы табличкой «внесен в список экстремистов и террористов» и дело с концом, благо сегодня подобные извещения можно найти на ком угодно – от певцов до клоунов.
Кстати, пару лет назад ВЦИОМ изучил отношение россиян ко всякого рода мистике. Выяснилось, что 28% участников опроса ВЦИОМ верят в силу предсказателей, 25% – в колдовство и способность наводить порчу, 12% – в общение с потусторонним миром.
Сколько человек верит в способность депутатов Госдумы обеспечивать стихами благоприятные для урожая погодные условия – это науке осталось неизвестным.
Опустимся из сфер возвышенных и неподвластных человеческому разуму на грешную землю цен на продукты питания и других атрибутов просвещенного человечества. Помимо идеи молиться за урожай, министерство сельского хозяйства в эти дни внесло и другие предложения. Например, министр Оксана Лут заявила, что не исключает повышение пошлин на ввоз в Россию цветов из недружественных стран.
Этим летом правительство повысило пошлину на импорт цветов из недружественных стран с 5% до 20% от их таможенной стоимости. Это, фактически, «полузапретительная пошлина», отмечает Оксана Лут и добавляет: «Если мы поймем, что, например, нужно что-то подкрутить, увеличить пошлину, значит, мы ее увеличим».
По состоянию на лето почти пятая часть ввозимых в Россию цветов приходилась именно на страны «недружественной» ориентации. Соответственно, если что-то «подкрутить», то этот поток можно так зажать, что «дружественные» цветы смогут остаться единственными в продаже. Ну, и, соответственно, дружественно, дружелюбно так подорожать ввиду снижения конкуренции. Да, есть издержки, зато россияне будут нюхать и дарить друг другу правильные цветы!
Так что за цветы в скором времени можем быть спокойны. Хуже с гвоздями. В свое время широко известными стали высказывания председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко о том, что, оказывается, даже гвозди Россия импортирует. Тогда спикер Сената предложила поручить изготовление гвоздей малому и среднему бизнесу. Средний мог бы делать средние гвозди, а малый – маленькие такие гвоздики, например, для почтовых ящиков, скворечников или на обувные подметки.
И вот прошло два с половиной года и бизнес (правда, не малый, а крупненький такой, упитанный), видимо, покумекав за эти годы как следует, дает ответ. Исполнительный директор торговой сети «Лемана ПРО» (в недружественном прошлом – Leroy Merlin) Марина Фытова в интервью РБК пояснила, почему России лучше импортировать, а не производить самой гвозди. Потому что два китайских завода, производящие гвозди, вдвое перекрывают весь мировой спрос на эти изделия. Поэтому в России одни производства гвоздей закрылись, а на других устарело оборудование.
Посему гвозди мы не делаем. «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей», – вспомнили многоопытные россияне. Но – продолжим мысль директора «Лемана ПРО»…Так как в Китае два других завода покрывают мировой спрос на оборудование, то и оборудование давно решили не делать самим, а закупать за границей.
Поэтому когда спикер Сената публично удивится еще чему-нибудь, что ввозит Россия, мы лучше похихикаем над наивностью г-жи Матвиенко и пойдем принимать какие-нибудь масштабные государственные программы по части импортозамещения и технологического суверенитета. А когда речь зайдет о чем-то предельно конкретном – мы очень умно и убедительно объясним, что вот именно конкретно эту штуковину производить в России нет смысла, потому что «в Китае два завода…».
То, что в Китае две провинции производят за год столько детей, что в России нет смысла поднимать собственную демографию, – до этого пока никто не додумался. Но это – пока…
В общем, каждый пусть занимается тем, что умеет делать лучше: Китай – гвозди, а Россия – масштабные государственные программы импортозамещения. Другое дело, что всегда будут сомнения, что нужнее...
Г-жа Матвиенко тем временем говорит опять о чем-то приземленном и конкретном. На этот раз она сказала, что рыба становится недоступной для большинства россиян из-за высокой цены, что, например, горбуша за год на Дальнем Востоке подорожала почти двое.
Возможно, спикер не знает, что зато перекрыты поставки недружественной рыбы из недружественных стран. Или, что в Китае два порта дают столько рыбы, что…
Матвиенко призвала Федеральную антимонопольную службу (ФАС) заняться изучением причин роста цен на рыбу, но попросила действовать «не топором, а скальпелем». Однако проблема в том, что любое вмешательство ФАС в ценообразование бизнес тут же называет именно что «топором». Например, на этой неделе этим закончилось внимание антимонопольной службы к росту цен на хлеб. ФАС заявила, что наценка торговых сетей на хлеб достигает 60%, а иногда и 100%. Но бизнес бросился в контратаку.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) заявила, что причина роста цен – не в 60– и 100-процентных наценках, а в том, что отпускные цены производителей выросли на 25-27%. И вообще – еще неизвестно, что там эта ФАС мониторила… Как заявил РБК председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев, торговые наценки составляют всего лишь от 4% до 13%. В общем, если просто: кто-то врет.
Напомню, что наша программа еще летом обращала внимание на спор Российского союза пекарей и Союза мукомолов. Пекари говорили, что мукомолы все больше гонят муку на экспорт, поэтому в России цена на нее растет и им придется поднимать свои цены. А мукомолы отвечали, что надо бы еще и перекрыть пошлинами ввоз импортной муки, чтобы стало совсем хорошо. Два месяц спустя Союз мукомолов заявил, что производство муки в стране сокращается, особенно ржаной, потому что рожь сеют все меньше. А рожь сеют все меньше, потому что часть посевных площадей отдали под чечевицу и нут, которые выгодно продавать на экспорт…
«Стоп-стоп-стоп!» – скажет в этом месте почти запутавшийся россиянин. – Давайте-ка по порядку. Итак, крупные агрохолдинги сокращают посевы ржи, чтобы выращивать то, что можно гнать на экспорт. Мукомолы предпочитают тоже гнать муку на вывоз. Пекари бьют тревогу, но их затыкают. А когда ФАС ищет виновных в росте цен на хлеб, торговцы кивают на пекарей… Ничего не перепутали?» Тогда, внимание, вопрос: КОГО мы поставим в ряд виновников роста цен на хлеб?
И заключительный аккорд по части роста цен. Недавно заместитель председателя Центробанка Алексей Заботкин объявил, что ЦБ может пересмотреть свой пресловутый таргет (то есть цель) по инфляции в размере 4% и понизить этот ориентир. Но вернется к этому вопросу только ПОСЛЕ того, как инфляция стабилизируется на уровне нынешнего таргета в 4%.
И вновь – внимание вопрос. КОГДА инфляция может стабилизироваться на уровне 4%, ЕСЛИ ассоциация ритейлеров, союз мукомолов, объединение агрохолдингов, национальная лига крючкотворов и проч. и проч. ВСЕГДА объяснят, почему они НЕ ИМЕЮТ отношения к росту цен? А Саудовская Аравия грозит обрушить нефтяной рынок… А все новые пошлины перекрывают поставки из недружественных стран»… А в Китае два завода… Ответ, боюсь, очевиден… Никогда.
В эти дни ушла из жизни замечательная женщина – Марина Восканьянц, одна из создательниц мультфильмов «Жил-был пес» и серии «Простоквашино». Ей было 90 лет и она была из тех людей, которые своей жизнью доказали: все-таки есть то, что Россия пусть не всегда, но иногда умеет делать лучше многих, – доброту, любовь и умение улыбаться.
Именно эти «продукты» сейчас в дефиците, хотя их не перекрыть ни пошлинами, ни утильсборами, и их не производят ни два, ни двести двадцать два завода в Китае. Зато им не грозит инфляция и девальвация, если только мы сами этого не захотим.
А мы – не захотим.