Россияне дали свою оценку школьным урокам. Кто и зачем мешают перейти в 10-й класс. В Думе не спешат исправить «ошибку Путина». Вместо книг будут выпускать игрушки. ИИ и образование. Россияне боятся «восстания машин» и верят картам Таро. Запрет ЕГЭ, реформа экзаменов и будущее образования. Надо ли убирать курьеров, таксистов и Ленина.
Сегодня 1 сентября, День знаний, которым открывается новый учебный сезон в России. На образовании в этом году, судя по всему, отразятся очень многие события экономики и общества.
В преддверии нового учебного сезона ВЦИОМ провел опрос с намерением выяснить, какие школьные предметы важны, какие – не очень. Получилась следующая картинка. Самыми важными предметами школьного курса участники опроса считают математику (54% респондентов), русский язык (47%), историю (30%), физику (27%) и литературу (25%). Далее идут химия (16%), информатика (12%). В число аутсайдеров попали география (11%), биология (10%) и иностранные языки (9%). Что, впрочем, соответствует российской традиции: как говорил герой Фонвизина, география – наука не дворянская.
А в число самых бесполезных, по мнению опрошенных россиян, предметов попали основы религиозных культур, музыка и рисование (их в числе важных отметили только 4% респондентов). Одним из самых неважных предметов россияне сочли «разговоры о важном» (за них высказались только 3%). Не в фаворе у россиян оказались также ОБЖ, естествознание, астрономия и физкультура.
А вот в числе самых перспективных сфер деятельности для нынешних школьников россияне назвали медицину (27%), ИТ-технологии (20%), инженерное дело (12%), педагогику (10%). Некогда популярные экономика и юриспруденция отступили на задний план, а творчество в перспективах россиян заняло 2%.
В общем, похоже, россияне уверены, что в будущем человечеству куда больше понадобится лечиться, чем развиваться…
Но возникает вопрос: удастся ли вообще реализовать планы россиян относительно будущей стези своих детей? Как пишет «Коммерсант», в некоторых регионах России, включая и Москву, родители столкнулись с невозможностью перевести детей в 10-й класс из-за нового государственного образовательного стандарта. Этот стандарт дал школам право проводить отбор тех, кто продолжит обучение в старших классах, по собственным критериям – вот некоторые школы и перестарались. Общественное движение «Родители Москвы» попросило взять эту историю на свой контроль детского омбудсмена Марию Львову-Белову. К этой теме подключилась даже Генеральная прокуратура России, где считают, что право продолжить обучение в старших классах должны иметь все, кто этого желает. Генпрокуратура напоминает о постановлении Конституционного суда России от 2020 года, согласно которому положения о процедуре индивидуального отбора в профильные классы не могут служить основанием для отчисления детей. Получается патовая ситуация – несоответствие нового государственного стандарта нормам права. Оппозиционные информационные каналы даже выдвинули версию, что все это не случайно и связано с призывом президента России Владимира Путина решить проблему дефицита кадров в промышленности, подготовив к 2028 году 1 млн. специалистов рабочих профессий. Но если так, то вряд ли бы на защиту права пойти не в «синие», а в «белые воротнички» встала бы Генеральная прокуратура.
История продолжает разворачиваться, смотрим, чем завершится.
В начале лета, правда, в Госдуме выступили с инициативой, весьма похожей на политику перенацелить школьников на «пролетарские рельсы». Депутат Думы Юлия Оглоблина предложила разрешить школьникам с 16 лет работать на опасных производствах: мол, дети хотят зарабатывать, не будем им мешать. Кстати, тогда оппозиционные каналы тоже писали, что (цитирую) «в Госдуме предложили отправлять школьников на валку леса в летние каникулы». Но немного позже в этой же самой Госдуме эту идею назвали «антидетской». Председатель думского комитета по делам семьи Нина Останина сказала, что эта инициатива бесчеловечная и антидетская и что ее комитет не поддержит это предложение.
На этом примере, кстати, хорошо видно, в каком информационном поле мы живем. Предлагается что-то сомнительное – об этом сообщают «нерукопожатые» СМИ и почти молчат «правильные». Отвергается что-то сомнительное – «нерукопожатые» молчат. В итоге, чтобы ни происходило, мы вынуждены разглядывать ситуацию в осколках зеркал и сопоставлять разные картинки, чтобы хоть как-то, с грехом пополам иметь шанс увидеть картину реальную. С другой стороны, как говорилось в фильме «Убить дракона», «сегодня каждый сам решает, что он видит»…
Еще одна «школьная» тема связана с тем, что говорят и что читают (или, по-современному, с «контентом»). Появилась информация, что из школьной программы убирают книги о сталинских репрессиях или критикующие СССР. Назывались такие произведения как «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, «Дом на набережной» Юрия Трифонова, «Колымские рассказы» Варлама Шаламова и роман «Омон Ра» Виктора Пелевина. История эта тянется давно, с прошлого года, когда депутат Госдумы Дмитрий Вяткин заявил об исключении из школьной программы романа Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Его, кстати, когда-то включили в школьный курс по предложению Владимира Путина.
Тогда было сказано, что (цитирую) «из школьной программы должны исчезнуть произведения, которые не прошли испытание временем» и что Солженицын (опять цитирую) «вымарал в грязи свою собственную Родину». Почему грязью для Родины являются книги, а не темные страницы ее истории, как и у всякой иной страны, – не уточняется. Как добавил в интервью Газета.ру другой депутат Думы, Анатолий Вассерман, факт, что «Архипелаг ГУЛАГ» включен в обязательную школьную программу по поручению Путина, объясняется тем, что даже президент может ошибаться.
Буквальная цитата: «Никто, кроме явных врагов нашей страны, не утверждает, что Путин непогрешим и безошибочен. К сожалению, ошибаются все. Вопрос только в том, кто готов исправлять ошибки, а кто надеется, что продолжение и усугубление этих ошибок улучшит его репутацию».
Мысль не очень понятная, особенно в той части, что «явные враги» по какой-то причине утверждают, что Путин «непогрешим и безошибочен». Включаем логику: означает ли это, что всяк, кто утверждает, что Путин не делает ошибок, – враг нашей страны? Это осталось недопонятым…
Кстати, депутат Думы Яна Лантратова недавно предложила вернуть в школьную программу позабытый еще в пору гимназий курс логики. Это было бы совсем не лишним, хотя и затруднило бы детям легкость бытия и понимание некоторых политиков…
Что же до идеи убрать из школьной программы всех литераторов, которых что-то возмущало в российской действительности, то Лермонтов с его «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ» – первый кандидат на выход. Блок и Есенин, Герцен и Салтыков-Щедрин – тоже не жильцы. Да и Пушкин вызывает вопрос с его знаменитым: «Я презираю отечество мое с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство». По той же логике в Британии не найдется место Олдингтону, во Франции – Вольтеру, а в Америке – Марку Твену или Сэлинджеру.
Впрочем, в Госдуме еще в прошлом году опровергли исключение Солженицына из школьной программы. Правда, по логике депутата Вассермана, это значит, что в парламенте не признают ошибку Путина. А (еще раз напомню его слова) только явные враги утверждают, что Путин безошибочен. В общем, трудно понять отдельно взятых депутатов. Но интересно.
Пока горячие дискуссии в обществе и парламенте о том, кто и как ошибся, не так сказал и не то написал, продолжаются, книжные издательства – от греха подальше – меняют профиль. Из-за падения спроса на книги и трудностей с импортом для книгопечатания, крупнейшие издательства страны переходят на выпуск детских игрушек. Например, в издательстве АСТ решили делать кукол, а в издательстве «Альпина» – плюшевых медвежат. Тем паче, что Барби российский рынок покинула и не одна, а вместе с Кеном, а спрос остался.
Правда, нельзя сказать, что игрушки – тема совсем безобидная. В начале года Роскачество предложило наладить психолого-педагогические экспертизы детских игрушек. По оценке этого ведомства, нужно закрыть продажу игрушек, (цитирую) «изображающих жестокость и насилие, побуждающих ребенка к совершению действий, представляющих угрозу его жизни или здоровью», а заодно запретить игрушки, которые изготавливаются иноагентами. Правда, нет сведений, что иноагенты вообще производят игрушки, но мало ли, вдруг кромсают своими иноагентскими ножницами какого-нибудь иноагентского зайца.
В общем, если с Солженицыным худо-бедно разобрались, то с игрушками все только начинается.
Впрочем, не только старые книги, но и новые реальности стучаться в двери российских образовательных учреждений. В прессе обсуждается подключение искусственного интеллекта к образовательному процессу. «Сегодня достаточно много сервисов и инструментов на базе искусственного интеллекта, которые действительно облегчают образовательные процессы преподавания», – отмечает лектор российского общества «Знание», старший преподаватель Высшей школы экономики Мария Горденко. Руководитель онлайн-школы UniversItalia Ирина Орлова тоже считает, что генеративный ИИ «уже находится на таком уровне, что способен объяснять темы, давать тесты, задания и проверять их» и даже создавать учебные планы.
В общем, прогресс налицо, одна проблема – претензии к искусственному интеллекту, которые высказывали российские политики. В свое время заместителю председателя Совета безопасности России Дмитрию Медведеву не понравились ответы яндексовской «Алисы». Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов был недоволен рисунками сберовской нейросети Kandinsky и даже просил Генеральную прокуратуру России «проверить деятельность «Сбера» на соответствие генерируемого нейросетью Kandinsky 2.1 контента российскому законодательству». А председатель Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев был возмущен отказом «Алисы» из Яндекса и «Маруси» из ВКонтакте отвечать на политические вопросы.
А теперь, сталбыть, эти аполитичные роботы станут заниматься обучением детей? Дилемма, однако, разве что всех этих бесовых порождений – «Кандинских», «Алис» и «Марусь» – удастся правильно перевоспитать.
Кстати, этим летом Высшая школа экономики и холдинг «Ромир» провели опрос об отношении россиян к искусственному интеллекту. Выяснилось, что более трети респондентов боятся «восстания машин» в той или иной форме.
49,7% считают, что есть риск искажения информации в связи с развитием ИИ, 48,2% полагают, что ИИ может служить неблаговидным целям, 38,5% – что ИИ может выйти из-под контроля, 37,8% опрошенных считают проблемой передачу искусственному интеллекту контроля над вооружениями,12,8% боятся деградации творческого потенциала живых людей, 6,2% – замены учителей машинами.
Одновременно, в России растет увлечение альтернативным вариантом поднять свою эффективность – доверить прогнозы и решения не какому-то там искусственному интеллекту, а картам Таро. Опрос компании «Битрикс24» показал, что 14% российских бизнесменов обращались к тарологам, причем 92% довольны результатом и хотят еще. «Как выяснилось, действительно верят», – сказал директор по маркетингу «Битрикс24» Александр Вартанян. – «Самое удивительное, что обращаются к подобным услугам в основном в двух случаях: отношения или бизнес».
Знаменитый ритейлер X5 Group в этом году даже открыл вакансию на штатного таролога в свой отдел кадров. А эксперты отмечают, что в России все больше раскупают всяческие «магические принадлежности».
В общем, нам есть, что противопоставить угрозам искусственного интеллекта. Особенно – если не слишком напрягать естественный.
Главные изменения, связанные с системой образования в России, можно было бы ожидать по мотивам весенних событий, которыми тогда пестрели заголовки СМИ. Речь идет о скандалах с мигрантами и о скандале вокруг ЕГЭ, когда старшеклассниц ретивые блюстители списывания раздевали до нижнего белья. Тогда руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев предложил три инициативы. Первая – провести реформу школьных экзаменов. Вторая – не брать в школу детей мигрантов без знания русского языка. Третья – ограничить число контрольных в школах.
А вот по части ЕГЭ страсти остыли. Помните, сколько было речей? В Думе даже собирались внести законопроект отмене ЕГЭ. Многие эксперты и депутаты эмоционально клеймили ЕГЭ и напоминали, какая хорошая система экзаменов была в Советском Союзе и некоторое время после. И вот пар выпущен и уже упомянутый Анзор Музаев говорит, что ЕГЭ отменять нельзя. Он напомнил, что кто-то из депутатов Думы сказал, что каждый год предлагать отменить ЕГЭ – это популизм и что, прежде чем отменять, надо предложить какую-то систему экзаменов взамен и разработать его до мелочей. Логика Музаева понятна, но отменять политики любят больше, чем разрабатывать, поэтому сделаем единственно верный вывод: паровоз ушел, страсти улеглись, до следующего экзаменационного «стриптиза».
Ну, а чиновники от образования продолжили совершенствоваться в другом направлении – провели в начале июня в Казани международный форум министров образования «Формируя будущее». Опытом обменивались «образованцы» России, Венесуэлы, Кубы (где будущее сформировано еще 85 лет назад и с тех пор не менялось), Конго, Мьянмы, Зимбабве, Пакистана, Катара и даже запрещенной в России террористической организации «Талибан»*, которая осуществляет де-факто власть в Афганистане.
Кстати, у этих есть опыт по части проблем с досмотром старшеклассниц на экзаменах. Талибы* решили вопрос кардинально: запретили девочкам любое образование, даже начальную школу. Женщинам нельзя присутствовать в университетах, быть преподавателями, посещать парки, бассейны, спортзалы, выходить из дома без паранджи. В этом году решили добавить новое интересное решение – за прелюбодеяние женщин будут публично казнить путем забивания камнями. В общем, любопытный опыт, есть чем поделиться и это вам не проблемы ЕГЭ.
Свою лепту в идеи образования внесли в эти дни в Торгово-промышленной палате России. Вице-президент ТПП Елена Дыбова предложила (sic!) запретить деятельность курьеров и таксистов, а нынешних переучивать на рабочие специальности и отправлять на оборонные заводы. Мощное предложение, вполне в духе старых большевиков. То, что в современной экономике курьер – одна из самых полезных профессий, позволяющая бизнесу и представителям многих других профессий экономить миллионы человеко-часов – это, разумеется, в расчет не берется.
Год назад с такой же идеей выступал министр промышленности и торговли Татарстана Олег Коробченко: «Мы должны сделать все, чтобы огромная армия курьеров, таксистов, разносчиков пиццы приобрела нормальную профессию и работала на наших заводах» (конец цитаты)…
Как пишет по этому поводу «Юридическая газета»: «Забавно наблюдать, как игнорируются причины, по которым люди выбирают работу курьеров или таксистов. Возможно, это связано с тем, что здесь они могут заработать больше. Удивительно заявление о большом количестве курьеров и таксистов – в нашей стране намного больше чиновников, депутатов и различных членов комиссий, которые, по сути, мало что делают. Запретить и отправить их на заводы было бы куда полезнее… Кажется, все их предложения сводятся к запретам, а полезных инициатив нет… Госпожа Дыбова могла бы показать пример и уйти из палаты, пойдя работать на завод. Но нет, эти господа-патриоты только указывать умеют» (конец цитаты).
В общем, опять мысль интересная, почти как у талибов*, только по профессиональному, а не по половому признаку. Хотя, иногда как раз такие вот идеи заставляют задуматься, так ли уж не правы талибы*. Почти как у Михаила Успенского: «И какой дурак девок грамоте учит?» – закручинился Жихарь»…
Еще один вклад в российские уроки – на этот раз по части истории. Бывший премьер-министр России Сергей Степашин считает, что захоронения у стены московского Кремля надо перенести на нормальный погост. Степашин вспомнил, какая сказка была, когда Пол Маккартни давал концерт на Красной площади, но кладбище рядом смущало. Теперь, сталбыть, когда нет и не будет на Красной площади никаких Маккартней, можно подумать и о захоронениях.
А вот мавзолей Ленина и его содержимое Степашин предлагает оставить на Красной площади. Во-первых, говорит, здание мавзолея красивое. Тут, как говаривал герой Ильфа и Петрова, «кому и кобыла невеста», А во-вторых, по мнению Степашина, там внутри «уже не Ленин лежит, а мумия, людям просто интересно посмотреть, это как Кунст-камера в Петербурге». Кунст-камера, напомним, изначально задумывалась как коллекция уродцев, музей аномалий. Напрашивается многообещающая аналогия с мумией «вождя мирового пролетариата». А кровожадные россияне во все времена всегда были готовы предложить новых кандидатов на место в мавзолее.
В общем, дискуссии о том, что делать с Лениным, подогретые, видимо, столетием с момента его смерти, продолжатся. Лет до 200 с момента смерти…
В сухом остатке – много проблем у современного образования. Отладить обыск девчонок, согласовать с Кубой и Венесуэлой поиск будущего, насильно переучить тех, кто кому не нравится, воспитать генеративные сети, с книжками разобраться и с ошибками… Хорошо, хоть население не слишком усложняет эти задачи чиновникам, политикам и старательным энтузиастам всех разновидностей. В этом году россияне поставили пятилетний рекорд по тратам на средства контрацепции – презервативы и противозачаточные средства. Так что переизбытка детей в ближайшее время не планируется. Но в случае сбоя – придется все же как-то учить…
На этом сегодня все, это был 200-й выпуск проекта «1001 секунды об экономике». Ждем ваши лайки и дизлайки, комментарии и темы. Подписывайтесь на канал Finversia на платформах YouTube, Telegram, Rutube и Дзен и всегда рад видеть вас в числе подписчиков моей страницы в ВКонтакте.
* Движение «Талибан» признано террористическим и запрещено в РФ.