Рубль в дополнительной подпорке не нуждается, заявили неделю назад в Центробанке, комментируя решение сохранить ключевую ставку на уровне 16%. По словам Эльвиры Набиуллиной, именно ставка и жесткая денежно-кредитная политика стали главными причинами стабильности курса рубля в последние месяцы, а в пролонгации обязательной продажи валютной выручки нет необходимости.
Срок действия президентского указа об обязательной продаже валютной выручки истекает в апреле. Из властных коридоров звучат разные мысли – от «давайте продлим, раз уж подействовало» до «продлевать не надо».
Россияне в ожидании того, на чем сердце успокоится, либо наслаждаются высокими ставками по банковским депозитам, либо перепрятываются в доллар – на всякий случай. А всякий случай, как известно, наступает в России всегда – вопрос лишь в сроках.
Что касается первого варианта, то финансовые власти депозитный бум поощряют. Мы уже говорили о недавнем выступлении заместителя министра финансов Ивана Чебескова. Вице-министр, напомню, сказал, что только лишь государственной поддержки для обеспечения экономического роста недостаточно и что «самым важным источником финансовых ресурсов являются инвестиционные деньги как граждан, так и институциональных инвесторов».
«Ага!» – сказали те россияне, которые рублевым вкладам предпочли доллары. Но и их Иван Чебесков не забыл. Выступая на 2-м российском форуме финансового рынка, вице-министр лишний раз напомнил о рисках доллара. Напоминание прозвучало в контексте предстоящего осенью саммита стран БРИКС. На нем Россия хочет поставить вопрос о создании системы международных расчетов, альтернативной сложившейся долларозависимой.
По ту сторону океана об этом тоже говорят. Илон Маск согласился с тем, что высказал Владимир Путин в нашумевшем интервью Такеру Карлсону относительно доллара. «Мы переусердствовали, превращая доллар в оружие, – написал Маск. – Это был глупый шаг».
В общем, тема дедолларизации, хотя бы на уровне обсуждений, в этом году продолжится с не меньшим энтузиазмом, чем в предыдущие годы.
Внимательный россиянин может заметить небольшую нестыковку в экономических заявлениях властей по части рубля. В упомянутом выше заявлении Набиуллиной, помимо прочего, говорится о том, что укреплению рубля способствует рост выручки российских экспортеров. Но одновременно Банк России отметил тенденцию к снижению экспорта из России. Правда, речь идет об экспорте несырьевых товаров. Возможно, есть расчет на то, что экспорт нефти из страны снижается совсем незначительно. Об этом свидетельствуют данные февральского отчета ОПЕК, как, впрочем, и новости с нефтяного рынка. Например, отмечается рост импорта нефти из Индии, куда она поступает из России. Такая вот игра в переодевания: покупатели не покупают российскую нефть из принципа, но покупают ее из Индии.
И поэтому, как пишет Reuters, Индия возобновила покупку российской нефти марки Sokol и нашла вариант, чем ее оплачивать – дирхамами ОАЭ. Нефтяные танкеры, скопившиеся было в дальневосточных портах России, начали движение к покупателям. Правда, одновременно начались сбои с оплатой российской нефти Турцией, но это уже реалии сегодняшнего мира: где-то что-то прибыло, но одновременно где-то что-то убыло или испугалось.
Кстати, Турция не платит за нефть как раз не потому, что такая-сякая, а только лишь из-за боязни турецких банков проводить платежи в сторону России и попасть под вторичные санкции США.
По этой же причине, сначала специализирующийся на экспортно-импортных операциях Zhejiang Chouzhou Commercial Bank, а затем три крупнейших банка Китая – Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank (CCB) и Bank of China перестали принимать платежи из российских банков. Но при этом появилась новость, что Bank of China все же заявил, что такие платежи проводит. Правда, настораживает цитата из пояснения его представителя: «Мы ПОКА можем принимать платежи в рублях».
Из-за сбоев в расчетах с Китаем, отмечает РБК, в российской финансовой системе возник дефицит юаней, сейчас их минимум за последние полтора года. А из-за дефицита юаней бледно выглядят широко распропагандированные год назад российские облигации в юанях. Но так как Индия начала платить за нефть в дирхамах, то можно констатировать: ежели где какого юаня убыло, то там же дирхама прибыло. Правда, не очень ясно, что будет, если страхи турецких и китайских банков передадутся эмиратским?
Правда, в России об этом заранее подумали и готовятся предложить внешнеторговым партнерам расплачиваться цифровалютами (термин «криптовалюты» предусмотрительно не используется). В Госдуме срочно готовят законопроект на сей счет. Но по части цифровых расчетов авторы санкций тоже что-нибудь могут изобрести. В общем, жизнь продолжается. Как говорил король из фильма «Обыкновенное чудо»: «за стенкой люди друг друга душат, давят… Словом, идет повседневная будничная жизнь».
Пока большие политики запутали друг друга санкциями, расчетами и перерасчетами, россияне беспокоятся за топливо для своих авто – особенно, после того как стали поступать новости об авариях на российских НПЗ. В декабре был сбой установок крекинга на крупнейшем заводе «Лукойла» – Кстовском НПЗ. 12 января «Лукойл» сообщил об «инциденте» на НОРСИ (что именно случилось, не стали расшифровывать). 21 января начался пожар на терминале «Новатэка» в Усть-Луге, 25 января – пожар на Туапсинском НПЗ, 3 февраля – пожар на Волгоградском НПЗ, 9 февраля – пожар на Ильском НПЗ в Краснодарском крае.
Но для беспокойства нет оснований, считает министерство энергетики России.
Министр энергетики Николай Шульгинов сказал, что производство бензина в стране из-за сбоев на НПЗ снизилось на 7%, но так как экспорт бензина тоже снизился, то в целом рынок топлива сбалансирован.
«Поэтому мы спокойны», – сказал министр и добавил, что готовы к традиционному всплеску спроса на топливо из-за весенних сельскохозяйственных работ. Между тем только на этой неделе бензин на Санкт-петербургской товарно-сырьевой бирже подорожал на 7-8%.
Топливная война в разгаре, а вот банановая закончилась победой России. Напомню, что Эквадор собрался отдать старую советскую военную технику США. В ответ Россия мухой прикрыла импорт бананов из Эквадора. Причем мухой – не в переносном, а в прямом смысле слова: Россельхознадзор заявил, что в бананах из Эквадора систематически выявляется опасный объект – муха-горбатка, и не абы какая, а многоядная!
И вот – о чудо! – опять счастливое совпадение. Эквадор отменяет свое решение передать военную технику США. А Россельхознадзор отменяет ограничения на поставку бананов из Эквадора в Россию. В общем, пошла муха на базар и купила взаимопонимание…
История «банановой войны» закончилась, не начавшись. И только одно омрачает настроение обычному российскому бананоеду: так что же там с мухой-горбаткой? И почему всегда опасности для здоровья совпадают с политическим конфликтами? Был напряг в отношениях с Минском – на некоторое время оказалось вредным белорусское молоко. Были проблемы во взаимоотношениях с Грузией – сразу обнаружились недостатки боржоми и грузинских вин. Решены проблемы – все хорошо.
Возникает аналогия с долларом. Илон Маск и Владимир Путин назвали глупостью превращать доллар в оружие. Но возникает неприятный вопрос у неукушенного никакой мухой россиянина: «они» доллар превращают в оружие, а «мы» в оружие превращаем санитарный контроль за питанием россиян? Хотя, повторюсь, возможно, это только цепочка случайных совпадений.
Из плюсов: зато любителям бананов теперь не угрожает дефицит.
Санкционная история засим не прекращается. Во-первых, в Евросоюзе принят новый, 13-й по счету, пакет санкций против России. Туда вошли ограничения на 200 компаний и физических лиц, но каких-либо принципиальных новых пунктов не добавилось.
Во-вторых, власти Южной Кореи заявили, что внимательно следят за санкциями, включая подарки, в отношении КНДР. Внимание Сеула привлек российский автомобиль Aurus, который президент России Владимир Путин подарил лидеру Северной Кореи Ким Чен Ыну. Южная Корея считает, что подарки нарушают режим санкций, установленный решением Совета безопасности ООН, который должны соблюдать все члены ООН, включая Россию. В эти же дни Южная Корея заявила о резком увеличении с 24 февраля списка товаров, которые из-за санкций не поставляются в Россию и Беларусь.
«Чудны дела твои, господи!» – воскликнет в этом месте озадаченный обыватель. Весь этот сюжет напоминает примерно следующее: «Давай я сейчас буду бить тебя, но не забудь, что потом мы договорились вместе бить Кима». Накладывать санкции – это понятно, тут каждый за свою правду. Но накладывать санкции и призывать того, на кого наложил санкции, сообща соблюдать санкции в адрес третьего – это, конечно, новый нюанс международной политики. Что-то в этом есть: закончится политическая карьера – можно будет найти себя в клубе для мазохистов.
О добрых экономических новостях поведало в эти дни министерство труда России. Министр труда Антон Котяков доложил, что за последние 6 лет зарплаты россиян выросли на треть даже за вычетом инфляции, то бишь – «в реальном выражении». В этом месте некоторые россияне могут захотеть в реальных выражениях сообщить все, что они думают об официальной инфляции, но поостерегутся.
Поэтому, сглотнув, есть смысл сформулировать дипломатично: как же так получается, что одно государственное ведомство, министерство труда, сообщает о росте зарплат россиян за 6 лет на треть, а другое государственное ведомство, Счетная палата, утверждала всего лишь два с половиной года назад, что реальные доходы россиян за 10 лет упали до уровня 2010-2011 годов? Объяснения могут быть только два.
Первое: никакого противоречия нет, зарплаты выросли, а доходы упали. Но так как у 99% россиян основные доходы это и есть зарплата или пенсия, то трудно принять это объяснение.
Второе: никакого противоречия нет, просто именно за минувшие два с половиной года зарплаты-доходы не только наверстали упущенное, но и с лихвой поднялись намного выше.
Уверен, найдутся любители все объяснить в наилучшем виде, а пока президент России дает очередное поручение правительству заняться увеличением реальных доходов граждан и дальнейшим сокращением бедности в стране. Ответственными назначены двое – премьер-министр Михаил Мишустин и председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. Доклады на эту тему должны быть представлены к 15 марта, 1 июня и 1 декабря.
В свою очередь, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев поручил представить доклады о том, что делается по научной и инженерной части. По словам Патрушева, работы в сфере импортозамещения идут недостаточно эффективно, не улучшается ситуация в целом ряде сфер, российские компании больше заняты поиском схем «параллельного импорта», чем отладкой отечественного производства всего того, что привычно импортировалось в страну.
Напомним, что без малого два года назад вопрос о замещении попавшего под санкции импорта был поднят на форуме «Единой России». На нем Дмитрий Медведев предложил переименовать «импортозамещение» в «технологический суверенитет». Предложение приняли, переименовали, но – странная история! – почему-то ученых и инженеров это не вдохновило. Видимо, одного переименования оказалось недостаточно. Хотя, казалось бы…
В чутко улавливающей конъюнктуру Высшей школе экономики запустили специальный проект по анализу, сталбыть, зависимости технологических инноваций от выделяемых государством денег. О том, что выявили в ходе анализа, можно будет подробно почитать в научных работах. Но вы, полагаю, и сами догадались – зависимость инноваций от вливаний со стороны государства выглядит так: «А можно так: утром стулья, а днем деньги? Можно! Но деньги вперед!»
В России продолжается катавасия с цветами. Напомню, что недавно депутат Госдумы от КПРФ Сергей Гаврилов предложил оригинальное решение проблемы оплаты за экспорт российской нефти. Депутат считает, что нефть надо менять по бартеру на цветы из Кении. Эквадора и Колумбии. И это позволит решить очень важную проблему высоких цен на цветы. А если что-то пойдет не так, то в цветах из Эквадора всегда можно обнаружить какую-нибудь очередную муху-горбатку. Но если соединить эту цепочку с прозвучавшим полтора года назад призывом к россиянам начать менять ментальность и оценить мясо из мух, то складывается интересная концепция. Выглядит она так: черт с ним, с бюджетом, берем за нефть не деньги, а цветы. Россиянам достаются дешевые букеты, жены довольны, а если в цветах обнаруживается муха – не теряемся и жарим из нее котлетки…
Но не успела Россия оценить красоту вырисовывающейся концепции, как в Госдуме продолжили этот «вальс цветов». Дело в том, что депутат от КПРФ Сергей Гаврилов предупредил дачников, что за выращивание на участках популярного разноцветного садового цветка ипомея трехцветная теперь грозит наказание до двух лет тюрьмы. От себя добавлю: даже не вздумайте перейти с ипомеи трехцветной на семицветную, шестицветную или сине-желтую – с этим вообще труба.
Гаврилов напомнил, что упомянутая ипомея, несмотря на внешний патриотизм, содержит наркосодержащие вещества и дурманит людям голову сильнее, чем Всеобщая декларация о правах человека и гражданина. Заодно депутат Гаврилов предлагает отнести к числу ядовитых цветов рододендроны и дельфиниумы.
В общем, ромашки спрятались, поникли лютики. Но есть ощущение, что депутат Гаврилов как-то особенно неравнодушен к цветам…
Вообще, последнее время активизируется все больше всяких зловредных гадов. И не только растительного (как проклятая ипомея), но и животного происхождения. На днях администрация Алуштинского аквариума объявила награду за поимку опасного морского хищника – групера. Груперы водятся в основном в Тихом и Индийском океанах, крайне редко встречаются в Атлантике, но вот теперь объявились и в спокойном Черном море. Как уточняют ученые, питается групер всем, что догонит, включая мелких акул. В общем, тревожно стало в Черном море накануне курортного сезона.