Курс рубля остается стабильным и крепко держится за уровень 90 рублей за доллар. На этой неделе состоялись последние действа, влияющие на рубль в декабре. Во-первых, ФРС США и ЕЦБ оставили свои процентные ставки без изменений, в связи с чем индекс доллара чуть снизился, добавляя рублю пару процентов для крепости.
Во-вторых, и в главных, Банк России немного поднял ключевую ставку – с 15% до 16%, добавив рублю еще немного устойчивости.
Важная деталь: если раньше, начиная с конца лета, Эльвира Набиуллина неизменно декларировала готовность ЦБ поднимать ставку и дальше, пока регулятор не убедится в устойчивом снижении темпов инфляции в России, то теперь риторика сменилась: глава ЦБ допустила завершение политики повышения ключевой ставки. Правда, оговорила, что все будет зависеть опять же от инфляции, поэтому ждем новых данных.
Но дальше озвучено то, о чем мы говорили последние 4-5 месяцев: на инфляцию действует не столько снижение рубля, сколь «рукотворные» факторы. Набиуллина заявила, что инфляция в стране остается высокой, но курс рубля влияет на рост цен всё меньше, а основной вклад в инфляцию вносит сейчас рост цен на услуги, который в годовом выражении превышает 14% годовых. Это верно, но рост цен на товары, особенно на продукты, еще выше, правда, эти продукты в расчет инфляции не попадают. Зато они попадают россиянам на стол, почему оные россияне ну никак не могут согласиться ни с официальными оценками инфляции в 7,5%, ни даже с объявленной Банком России «продуктовой» инфляцией в 14-15%. Им (россиянам, конечно) мерещится рост цен в 30-40%, о чем они (россияне) несознательно пишут в соцсетях и комментариях под умными публикациями, поясняющими, что рост цен и инфляция – это не совсем одно и то же, и что не надо путать «личную инфляцию» с общестрановой. Россияне согласно кивают, но путают, паразиты…
Особенно неприятно тем россиянам, которые слушают о росте доходов «в целом по стране», но совершенно не ощущают этого роста в своем кармане. Им, конечно, тоже можно посоветовать не путать состояние личных доходов с «в целом по стране», но они в ответ начинают рассказывать про «вместе мы едим голубцы».
А тут еще ученые мужи портят настроение. Директор Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Александр Широв заявил, что структурная перестройка экономики страны, о которой так много говорят на многочисленных форумах, приведет к снижению зарплат в ряде отраслей, связанных с услугами, торговлей, сельским и жилищно-коммунальным хозяйством. А переток кадров в производственный сектор тоже таит свои риски, (цитирую) «так как неизвестно, как долго сохранится рост машиностроительных производств, включая гособоронзаказ». В Институте экономики РАН считают, что российская экономика пойдет по иранскому сценарию, с рисками дефицитного бюджета, стагфляцией и невозможностью соскочить с сырьевой иглы.
В Центробанке, кстати, добавляют, что профицит внешней торговли России в этом году в сравнении с прошлым годом снизился почти втрое.
Так что некоторые показатели роста в отечественной экономике являются не безоблачным позитивом, а вызывают новые вопросы.
Кстати, Эльвира Набиуллина, оглашая решение Центробанка по ключевой ставке, тоже говорила примерно об этом. Она сравнила экономику России с перегретым двигателем автомобиля. Тут россияне не все поняли, но на всякий случай согласились. И вспомнили шофера из «Кавказской пленницы»: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!»
О всякой экономической ерунде – всё. Теперь – о главном. О яйцах. Яйца в последние пару месяцев стали главной темой всей страны. Чиновники предпринято несколько подходов к яйцам, но пока все оказались безуспешными. Вновь придется напомнить краткую предысторию яичного дела. В начале августа министерство сельского хозяйства России заявило, что «небольшой рост стоимости мяса» – это временно и осенью цены начнут снижаться, включая цены на куриное мясо. Минсельхоз тогда заявил, что (цитирую) «никакой критичной ситуации не видит». 24 октября появилось сообщение, что минсельхоз УЖЕ добился снижения цен на куриное мясо.
25 октября на правительственном совещании президент России Владимир Путин, который, видимо, не читал про «уже снижается», возмутился подорожанием курятины и чиновники заверили его, что вот теперь начнут борьбу.
Правительственное совещание на эту тему сопровождалось кудахтаньем, которое президент, как сообщили СМИ, одобрил. И, видимо, дабы не вгонять чиновников в тупик, не стал спрашивать: каким же образом они собираются НАЧАТЬ борьбу с ростом цен, если днем ранее отрапортовали, что УЖЕ цены снижаются?
К моменту правительственного совещания куриное мясо подорожало с начала года на 27%. Сейчас, когда борьба в разгаре, более чем на 30%. Но в этот момент яйца пошли на обгон, рванули вверх еще сильнее и скоро стали главной темой экономических новостей страны. Все ищут решения и дают объяснения.
Сначала об объяснениях. Одно объяснение я цитировал в прошлом выпуске, его дал экономист Леонид Холод. Согласно его версии, во-первых, у россиян традиция покупать яйца к новому году, а во-вторых, виноваты СМИ, которые создали ажиотаж, и россияне, которые, покупая продукты, рассматривают ценники.
Через это они приходят в состояние когнитивной тревожности, яйца, как тонко чувствующая субстанция, пугаются и на всякий случай растут в цене. В общем целом модель зависимости зримого мира от комплекса внутренних ощущений индивида описана в философских трудах ученых университета Беркли, но так, чтобы конкретизировать доктрину субъективного идеализма в привязке к яйцам – этого в мировой науке еще не было…
Новое объяснение на днях дал новосибирский губернатор Андрей Травников. Звучит оно так: причина роста цен на яйца – желание производителей заработать. Хорошее объяснение. К тому же универсальное. Выросли цены на автомобили – это явно желание производителей подзаработать. Подорожал хлеб – опять оно, это подлое желание. Огурцы растут в цене? Это тоже от желания производителей подзаработать. Эти производители, похоже, производя что-то, по непонятной причине всегда хотят на этом подзаработать, странные люди. А вот если бы они, как полагается людям высоконравственным, хотели бы на этом разориться – вот тогда все было бы в ажуре… О том, что государственное регулирование на то и создано, чтобы находить компромисс между нормальным желанием подзаработать и социальными интересами, умолчим…
И опять, как и в октябре, стройную картину мира от чиновников сбивает президент России Владимир Путин. Во время прямой линии 14 декабря о яйцах спросили и президента. И он, видимо не зная о пояснениях, которые уже дали чиновники, взял и назвал виновными в росте цен на яйца не СМИ, не ценники, не производителей, а правительство. Более того, извинился за этот управленческий сбой.
В задачке спрашивается: и что теперь делать чиновникам с яйцами, если на прямой линии о совсем других причинах яичной инфляции сказал президент? Им остается разве что пребывать в смущении…
Теперь – о решениях. Краткая картина решений по яйцам.
Федеральная антимонопольная служба возбудила дела против производителей, допустивших необоснованный рост цен на яйца.
В магазинах Екатеринбурга пошли другим путем – стали ограничивать розничную продажу яиц. Пока дают не более трех лотков в одни руки. Остается надеяться, что до лозунга «Не больше двух яиц в одни руки!» дело не дойдет.
Правительство, в свою очередь, решило облегчить импорт яиц в Россию и снять с этой продукции 15-процентную ввозную пошлину.
Минсельхоз заявил, что обнуление этих пошлин приведет к росту экспорта яиц из Азербайджана и Турции.
Аналитики предположили, что импорт из Турции позволит снизить цену яиц до 90 рублей за десяток.
Россияне пошутили об эволюции российской экономики от «ножек Буша» к «яйцам Эрдогана».
В МТС облегченно выдохнули: вовремя избавились от яйца в своем логотипе.
Ну, а пока страна разбирается с производителями, пошлинами и яйцами Эрдогана, в магазинах Ростова-на-Дону, Крыма, Красноярска, Югры, Иваново, Анапы, Брянска и других городов и весей стали продавать яйца поштучно. Ну, чтобы хоть как-то удовлетворить спрос во времена, как пишут некоторые СМИ, «массового яичного психоза».
Наконец, 14 декабря был применен еще один метод – в поисках решения проблемы с яйцами задействовали президента. И ведь подействовало – как сообщает агентство РИА, после обращения к Путину яйца на краснодарских рынках снизились.
Теперь осталось попросить президента провести недельную прямую связь и завалить его обращениями по поводу роста цен по всему волнующему россиян списку – видимо, по давней российской традиции, без высочайшего волеизъявления чиновники решать вопросы не умеют.
Тема яиц пока остается не до конца раскрытой, а тем временем кондитеры предупреждают: рост цен на яиц скажется и на их продукции. А тут еще новая напасть: производители шоколада предупредили о росте цен на этот продукт на 15-20% из-за подорожания какао. Здесь уже напрямую сказывается девальвация рубля, хотя РБК, со ссылкой на экспертов, кивает на дефицит какао-бобов на мировых рынках. Мировые цены на какао, действительно, выросли в этом году почти вдвое.
На фоне безрадостных новостей о подорожании разных продуктов радует известие, что цены на бензин вернулись к уровням начала года. Однако, как предупреждает «Коммерсант», весной топливо снова может пойти в рост.
Кстати, надо отдать должное властям: бензиновый ценовой кризис все же был преодолен. И даже после того, как был снят введенный с этой целью запрет на экспорт бензина, цены на топливо не подпрыгнули. Но предупреждения экспертов о новом росте цен на топливо весной стоит учитывать, потому что если стоимость топлива пойдет в рост опять в канун посевной кампании, это неизбежно отразится на цене продуктов питания в новом году.
Что же до нынешнего года, то сейчас, накануне праздников, общую картинку принято мерить не столь борщевым набором, сколь так называемым «индексом Оливье». Как пишет Фонтанка.ру, «Индекс Оливье», рассчитанный по методу Росстата, составил к концу 2023 года 523 рубля. За последние 12-13 лет он вырос в 2,5 раза.
А в Свердловской области в цене подскочили огурцы. Так как на мировых биржах фьючерсов на огурцы нет, то объяснять этот феномен нечем. Разве что опять – желанием производителей подзаработать…
В общем, картина с ценами на продукты ясна и проста – все растет. Вопрос лишь в деталях, какой ингредиент нашего условного стола растет первым, какой – последним.
Впрочем, вру. Как уже констатировалось, растет не все съедобное. Есть исключения – икра и крабы. И вот уже правительственная «Российская газета» радует россиян вестью, что и впритык к новому году цены на икру не вырастут. Публикация оснащена фотографиями красной икры – чтобы россияне не забыли, как выглядит то, что им доступно…
Не слишком растет в цене картофель. И особого роста цен на него не предвидится: в России в этом году собран рекордный урожай картофеля. Правда, есть закавыка: теперь стоит вопрос об увеличении мощностей по переработке картофеля – об этом рассказал исполнительный директор Картофельного союза (есть и такой) Алексей Красильников.
Кстати, многочисленные новости о ценах на те или иные продукты, которыми пестрят СМИ, попутно поведали россиянам, что чуть ли не на любой продукт есть специальные эксперты и специальные союза производителей – Картофельный, Рыбный и даже Свекольный. Россияне могут закономерно подивиться: «Почему же то там, то здесь все время возникают то дефициты, то провалы, то логистические проблемы, на которые бесконечно ссылаются в попытке объяснить рост цен?»
Трудно сказать, но, возможно, кое-что объясняет одна давняя, советских времен, история.
Советский командированный спрашивает у коллеги-норвежца: «Послушай, Олаф, вот наши страны выходят на одни и те же моря, у нашей страны береговая линия даже в разы побольше. Почему же у вас в Норвегии хорошей рыбы так много, она такая вкусная и дешевая, а у нас с рыбой проблемы?» – «О, это потому, что мы, норвежцы, очень примитивны, – отвечает Олаф. – Когда у нас кончается рыба, мы садимся в лодку и идем ловить рыбу, а вы выпускаете совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о мерах по дальнейшему развитию рыбной промышленности»…
А россияне тем временем ищут самостоятельные решения проблем цен и девальвации рубля. Судя по недавнему опроса сервиса «Подработка» и Rambler&Co, 47% россиян планируют в новом году подрабатывать на дополнительных работах. Большинство намерено искать вторую работу в сферах IT, строительства, транспорта и производства.
Четверть из планирующих подрабатывать хотят получать на дополнительной работе более 100 тыс. рублей в месяц, еще четверть – от 32 до 50 тыс. рублей, и еще почти четверть – от 11 до 30 тыс. рублей.
А другой опрос, организованный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) и страховым домом ВСК, поведал о том, чего бояться россияне накануне нового года. 30% боятся заболеть, 27% – инфляции и роста цен, 26% – боятся за своих детей. Последнюю цифру стоит показать чиновникам, наперебой уговаривающим россиян побольше рожать и ориентироваться на семейные ценности. Перед тем, как уговаривать, – следовало бы позаботиться о том, чтобы страх за своих детей перестал быть одним из самых больших страхов россиян сегодня. И вот этим по-хорошему должно больше всего озаботиться государство. Правда, тут возникает вопрос, который задал Фродо Арагорну: «Защитишь меня от самого себя?!»…
P.S. На этом сегодня все, ждем ваши лайки и дизлайки, комментарии и темы.Подписывайтесь на канал Finversia и специальный канал «1001 секунда об экономике» на платформе YouTube, а также на наши каналы на платформах Telegram и Дзен. Ждем вас на 9-м новогоднем финансовом марафоне Finversia, который пройдет на нашем канале 19-23 декабря.