Повышение ставки ведет к повышению притока средств россиян в банки – такое мнение высказывают и эксперты и Центробанк. Ожидается, что к началу нового года общая сумма на счетах и депозитах частных лиц в российских банках вырастет на 19% и превысит 43 трлн рублей, то есть вернется к уровню 2015 года.
В общем, все отлично по части банков. И только Райффайзенбанк, этот enfant terrible российской банковской индустрии, в очередной раз портит воздух российского финансового рынка. Райффайзенбанк прекратил принимать рубли с их конвертацией для зачисления на валютные счета россиян. Заодно Райффайзен ввел новые ограничения по переводам в евро – теперь можно перевести только не менее 30 тыс. евро и только в Европу. С учетом всех предыдущих ограничений, которые за последние полтора года вводил Райффайзенбанк, его пора из системно значимых банков переводить в системно отказывающие.
Однако Райффайзенбанк хоть и беспрестанно ограничивает сервисы для россиян, но из России не уходит. Руководство австрийской банковской группы поясняет это тем, что никак не находится покупатель на этот актив. Но складывается ощущение, что так пройдут годы…
В Госдуме между тем внесли свою лепту в очередное улучшение взаимоотношений банков с россиянами – приняли закон о совершенствовании порядка расчета полной стоимости кредита. Закон обязывает банки в рекламе кредитов указывать максимальную сумму платежей. Напомню, что борьба за совершенствование рекламы кредитов идет без малого полтора десятилетия. Сначала банкам велели сообщать называемую эффективную процентную ставку, формула которой напоминает расчет траектории баллистической ракеты в условиях низкой облачности. Потом заменили эту ЭПС на ПСК – полную стоимость кредита. Теперь вот выяснилось, что и этого недостаточно и что банки должны пересказать потенциальному заемщику всю историю от сотворения мира.
Однако многие аналитики считают, что очередная перестановка слагаемых в кредитных договорах и рекламе ничего не улучшит. Как отметил руководитель Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, «люди, которые сильно нуждаются в денежных средствах, не станут обращать внимание на это нововведения. Довольно часто в России в банки приходят граждане, которые настолько нуждаются в деньгах, что готовы подписать абсолютно любые документы» (конец цитаты). И в такой ситуации не так уж важно, что прописано в договоре – ЭПС, ПСК или ПСК с бубенчиками.
Между тем, российские банки уже не жаждут никого кредитовать. По данным статистики, в сентябре 63%, а в октябре 80% россиянам, обратившимся за кредитами, банки дали отказ. Центробанк ужесточает требования к кредитным организациям и запрещает выдавать кредиты тем, у кого уже имеющаяся кредитная нагрузка превышает определенные нормы.
«У заемщиков все в порядке» – возражают регулятору российские коллекторы. Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) срочно подсчитала, что в этом году граждане стали больше возвращать долгов коллекторам, платежи должников выросли на 15,6%. Как заявили коллекторы, это объясняется «повышением цивилизованности».
Все это выглядит очень мило и пушисто, но вот докука – Центробанк и многие эксперты связывают это не с «цивилизованностью», а с куда менее приятными вещами – с ростом кредитной нагрузки на россиян и, соответственно, с ростом просроченной задолженности. Число тех, у кого есть просрочки по кредитам, перевалило 14 млн. человек – каждый десятый россиянин не справляется с кредитными платежами. Впрочем, возможно, такое обилие должников – это и есть «цивилизованность» по-коллекторски.
Угроза банкротств стоит не только перед россиянами, но и перед российским бизнесом. Экономист Михаил Беляев высказал мнение, что повышение ключевой ставки Центробанка может привести к волне банкротств в малом и среднем бизнесе. Причем это он говорил еще про ставку в 13%, а теперь она повышена до 15%. Правда, новейшая экономическая история России наглядно показывает: ставка бывала и выше, но причиной волны банкротств ни разу не становилась. Но лишний раз попугать тоже не помешает. А заодно напомнить, что Банк России модно обвинять в том, что ключевая ставка мешает, мол, развитию экономики. Это – в те периоды, когда ставка высокая и рубль стабильный. А когда нет – ЦБ виноват в ослаблении рубля. В общем, он всегда в чем-нибудь да виноват: как говорится, был бы Центробанк, а статья найдется.
О малом бизнесе вообще много пеклись в последние дни. Например, вице-премьер Андрей Белоусов, выступая на форуме «Сделано в России», напомнил о своей классификации видов бизнеса. Всего таких видов, по мнению Белоусова, было три – «крысить», «хрючить» и «копытить». Но это, разумеется, было в 1990-е годы.
Посему дополним вице-премьера: сейчас не так, сейчас все изменилось, теперь «крысить» находится в государственной монополии, «хрючить» могут только фирмы талантливых родственников мэров и губернаторов, а малому бизнесу остается только «копытить» К чему государство, собственно, энергично и призывает.
При этом правительство надеется, что малый бизнес продолжит «копытить», но при этом сам не «скопытится». Тот же Андрей Белоусов, выступая в Госдуме, заявил следующее: правительство ждет, что к 2030 году малый и средний бизнес увеличит свою производительность и «продолжительность жизни». По словам Белоусова, целевые показатели и меры поддержки для их достижения войдут в новый национальный проект. Тут малый бизнес невольно поежился, памятуя, что в России есть национальный проект по демографии, и глядя на цифры смертности и убыли населения. И, сопоставив оба факта, вправе робко спросить: «А может, не надо?». Но ответ тут известен: «Надо, Федя, надо!»
Кстати, сама смертность в зону интересов малого и среднего бизнеса может не попасть.
В Госдуме предложили ввести монополию на рынке похоронных услуг. По мнению депутата Владимира Ресина, смерть и последующие процессы надо оцифровать и проводить через «Госуслуги» и это позволит оградить россиян от нечистоплотных дельцов.
Эксперты напоминают, что многие погребальные процессы уже монополизированы государством, а введение госмонополии на весь процесс, связанный с похоронами, только усугубит ситуацию в этой сфере.
С другой стороны, кладбищенская монополия государства могла бы стать поддержкой для бюджета. По данным Росстата, похоронная индустрия по итогам прошлого года – среди лидеров страны, выручка в этой сфере выросла за год на 5% и достигла 86 млрд рублей. Так что есть над чем подумать. Эксперты предлагают, например, создать новый орган государственной власти – «Росритуал», который регулировал бы погребальную работу и даже занялся бы специальным образованием кадров для этой отрасли. Так могут появиться новые специальности: гробокопатель 6-го разряда, дизайнер могил, плакальщица 1-й категории. Пожалуй, остается только научную степень ввести – кандидат погребальных наук.
В общем, можно констатировать: жизнь в России кипит. Даже на кладбищах.
Еще один штрих к портрету российского бизнеса. Как сообщает РБК, «в России замедлились темпы запуска новых брендов потребительских товаров». Однако эксперты отмечают, что темпы запуска все же достаточно высоки и превышают уровни 2021 года.
Бизнес (во всяком случае, ритейлеры) категорически возражают против идеи в обязательном порядке выделять российским товарам приоритетное место на полках в магазинах. Такую идею озвучило недавно министерство промышленности и торговли России. Депутат Госдумы Татьяна Буцкая готовит на сей счет специальный законопроект. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) выступила с возражениями. В АКОРТ полагают, что если ритейлеров обязать покупать определенное количество товаров российского производства, это может дать возможность производителям взвинтить отпускные цены и в конечном счете приведет к всплеску розничных цен. К тому же эксперты отмечают, что у многих российских товаров себестоимость выше импортных аналогов.
В минпромторге в ответ логично напоминают, что «все страны, развивающие собственную экономику и технологический суверенитет, проходили через такие законодательные меры и создавали преференции для своих производителей».
Этим же проектом планируется обязать онлайн-магазины настроить поиск на сайтах так, чтобы в выдаче результатов поиска первые 50 строчек всегда занимали товары, произведенные в России.
В Ассоциации интернет-торговли (АКИТ) считают, что идея хорошая, но добиваться продвижения российских товаров надо какими-то другими способами, а не запретами на появление в выдаче импорта. Иначе, считают в АКИТ, люди будут просто покидать «обрусевшие» маркетплейсы и искать другие ресурсы.
В самом минпромторге говорят, что в перечне отечественных товаров, которые продавцы должны будут показывать в первую очередь, могут быть нюансы, поскольку не всегда российская промышленность удовлетворяет спрос на те или иные вещи. В настоящий момент дискуссия на эту тему продолжается.
Обязанности, которые предполагается возложить на обычные и онлайн-магазины, – только маленькая часть того моря вопросов, которые законодатели и чиновники планируют решать одним и тем же способом – что-то запрещая и ограничивая. Последние десять лет число этих запретов множилось в геометрической прогрессии. Из самых ярких запретов последнего времени – вступивший в силу 12 октября нашумевший закон, карающий штрафом или тюремным сроком за сбор краснокнижных грибов. По иронии судьбы аккурат в эти дни в Подмосковье найден редчайший гриб, впервые за всю историю. Теперь депутаты могут выдохнуть: мол, вот, а вы ругались, не зря закон принимали, первый в истории Подмосковья гриб грифола курчавая может чувствовать себя в безопасности…
Чуть позже появилась инициатива запретить населению сбор кедровых орехов, готовится соответствующий законопроект.
Буквально на днях в Совете Федерации прозвучала попытка реанимировать старую идею о запрете рыбалки без оплаты. Сенатор Борис Невзоров считает, что рыболовов-любителей нужно обязать регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого и платить налоги. Правда, возникла неясность, как именно рассчитывать налог, если человек наловил рыбки себе на уху или кошке на завтрак. Но сама идея оформления россиян выглядит перспективной. Если всех оформить как надо, то государству станет удобнее решать, пускать или не пускать россиян по грибы или посидеть с удочкой. Возможно, возникнут специальные реестры – грибников, рыболовов, шишколовов, охочих до ягоды и, наконец, просто праздношатающихся – причем каждая категория в статусе самозанятого.
Некоторые маловысокосознательные россияне иронизируют по поводу этого цунами запретов: может, государство уже начнет плату за вход в лес взимать? Но на это думские депутаты уже вполне серьезно ответили: нет, «билеты» продавать не планируется.
Однако запретотворчество продолжается. Законодательное собрание Пермского края поддержало проект запрета продажи табака и вейпов в киосках, а также продажу зажигалок несовершеннолетним. В Госдуме работают над запретом делать аборт без согласия отца и над запретом вообще делать аборт после определенного срока беременности. Партия «Справедливая Россия» внесла проект о запрете трудовым мигрантам работать в школах, больницах и в такси. Кстати, если продолжать всю ту же политику расширения притока гастарбайтеров, но при этом ограничивать им возможности трудоустройства – эффект, полагаю, можно легко предсказать.
Также в Госдуме готовят закон, ограничивающий использование смартфонов в школах. С ноября начнут действовать требования об обязательном оснащении автомобилей антиблокировочной системой тормозов (ABS). В Ханты-мансийском автономном округе введен запрет на посещение местными жителями лесов. Как пояснила губернатор округа Наталья Комарова, «это связано с национальной безопасностью и заботой об окружающей среде».
Почти в каждом запрете – есть толика здравого смысла и даже видны благие намеренья, которыми, согласно старой испанской поговорке, вымощена дорога в ад. И телефоны на уроках часто помеха, и редкие грибы надо бы сохранять и заботиться об окружающей среде тоже нужно. Проблема лишь в том, что, как говорилось в одном старом фильме, «человек – это тоже животное. Его тоже надо охранять. Человека надо охранять от человека».
Парад запретов и абсурда, видимо, идет не в одной отдельно взятой стране, а гордо шествует по всей планете. Новости из той сферы, которую мы ошибочно называемой «политикой», это подтверждают. Президент Латвии призвал закрыть Балтийское море для российских судов. Российские чиновники ответили, что Россия не имеет отношения к авариям на балтийском газопроводе. Но возникает другой вопрос: а что, из-за конфликта, каким бы он ни был, одна сторона конфликта может отменить морское право и закрыть другой стороне конфликта доступ к тому, что в равной степени принадлежит всему миру? И даже если так, то каким образом конкретно предлагается это сделать? Объявить войну? Выдавать каперские свидетельства каким-нибудь датским китобоям? Или брать российские суда на абордаж в нейтральных водах?
Еще одна история – французская разведка обвинила российские СМИ в панике среди французов из-за нашествия клопов. Оказывается, во Франции поднялся шум из-за того, что резко размножились клопы, на эту тему вышло много статей в прессе и, среди прочих, о клопах во Франции много писали российские СМИ. Заодно обсуждается, что нашествие клопов во Франции может угрожать Эстонии.
В этом месте человек, имеющий хотя бы зачаточные представления о европейской географии, восхитится силе французских клопов: они способны преодолеть путь, сравнимый с походами Великой армии Наполеона, пройти рейнские земли, Ганновер и Тюрингию, Саксонию и Пруссию, герцогства Варшавское и Курляндское и ворваться на берега восточной Балтики. Остается надеяться, что французские клопы не оседлают плавсредства и не десантируются на финском побережье где-нибудь в районе Гангута, тайно направляемые радиолокационными станциями российского министерства обороны.
Впрочем, какие только идеи не придут в головы в наше необычное время. Для тех, кто все же уверен в «российском следе» истории с клопами, добавлю аргументов. Дело в том, что этот заговор зрел давно: еще в конце 1970-х советское ТВ (несомненно, в порядке идеологической диверсии) выпустило фильм, в котором рассказывалось о том, как трудна во Франции жизнь у клопа. Наверное, помните эту песню в исполнении Боярского: «У клопа, у клопа, почему бы нет?»…
На этом сегодня все, ждем ваши лайки и дизлайки, комментарии и темы. Подписывайтесь на канал Finversia и специальный канал «1001 секунда об экономике» на платформе YouTube, а также на наши каналы на платформах Telegram и Дзен. Особая благодарность тем нашим зрителям, которые поддерживают канал Finversia и наш проект «Арина» по финансированию лечения российских детей своими донатами.
До новых встреч.