Россия на пороге рывка цен?

A A= A+ 10.08.2023
Сколько стоит камбала и собрать ребенка в школу. Рост цен: рыба, суши, мясо, сосиски, колбаса, гречка и бензин. Размер инфляции в России в 2023 году. Как власти борются с ростом цен. Как торговые сети наценки снижают. Вино, сигареты и авто вырастут в цене.

1.

Цены в России осенью резко взлетят, они уже начали расти – таков вердикт многих экономических сводок, прогнозов и раскладов последней недели. По мнению многих экспертов, стране предстоит новый виток инфляции и, возможно, он будет не менее серьезным, чем в марте-апреле прошлого года. О том, что именно и по каким причинам может подорожать, сегодня обильно пишут российские СМИ. Правда, иногда эти пояснения плохо стыкуются между собой.

Еще с июля зафиксировали рост стоимости так называемых «школьных наборов». Это что-то вроде «борщевого набора», но в сфере обеспечения детей необходимыми для получения образования причиндалами. В «набор» входит школьная форма, рюкзак, дневник, тетради, пенал и канцелярские принадлежности. Цена этого комплекта поднялась на 7% и среднестатистический школьный набор стоит этим летом 13400 рублей.

Как уточняет в обзоре на сей счет сайт Russia Today, «ранее телеканал «360» сообщал, что партия «Единая Россия» дала старт ежегодной акции «Собери ребёнка в школу». Раньше «Единая Россия» обещала базовый доход и европейский уровень зарплат для среднего россиянина, если вспомнить публикацию 2008 года в правительственной «Российской газете». Но рюкзачок с пеналом – тоже неплохо. Конечно, было бы немного милее, если бы партия «Единая Россия» обеспечила такое экономическое развитие в стране, чтобы ей НЕ нужны были акции «Собери ребенка в школу». Но, как говорится, с паршивой… ой, с современных политиков – хоть рюкзачок в дорогу.

В конце концов, в той же школе дети узнают, что древние люди в первобытно-общинном обществе тоже на первых порах жили охотой и собирательством. Правда, тогда питекантропы были в массе своей беспартийными.

Сбор детей в школу – это только начало ценового цунами. Как сообщает «Коммерсант», в группе «Черкизово» заявили о росте цен с сентября на индейку. А сети доставки суши и роллов заявили о росте закупочных цен рыбы, риса и курицы. Причем рост цен на лососевые начался еще весной. С начала года на 15,7% выросли цены на минтай, на 12,7% на сельдь и на 47,1% на камбалу. Кроме того, на рынке начал вырисовываться дефицит курицы, поскольку одним из главных поставщиков были предприятия Белгородской области, а (цитирую) «на данный момент сотрудничество с ними затруднилось».

Как уточняет «Коммерсант», все эти данные предоставили редакции эксперты компании «Ёбидоёби». Название запоминающееся, чем-то напоминающее Росстат…

Кроме того, сообщают эксперты, возникли сложности с панировочными сухарями. Чиновники профильных ведомств, например, министерства сельского хозяйства, видят ситуацию с ростом цен и ищут решение, что делать. Как говорил на сей счет герой известной кинокомедии: «Что делать, что делать… Сухари сушить!»

2.

Если бы проблема была только в заморских сушах и роллах и используемых для их изготовления рисе, рыбе и панировочных сухарях! Инфляция посягнула на святое – на колбасу. Производители дают прогноз, что к осени начнется рост цен на колбасу и сосиски. Как сообщили в компании «Мясницкий ряд», «сейчас главная проблема производства мясных продуктов в России – это само мясо».

«Несмотря на санкции, с оборудованием и комплектующими проблем нет, – говорят эксперты. – Бизнес находит способы получить необходимую технику. А вот мясо сильно подорожало – более чем на 30%. Это заметно не только по оптовым, но и по розничным ценам. Например, в июле цены на куриное мясо установили исторический рекорд».

Рекорд установила не только курица, но и свинина. «Ведомости» сообщают, что цена свинины на российском рынке также взяла рекордную высоту за последние 8 лет. Эксперты и производители, опрошенные «Новыми Известиями», также отмечают рекордный рост цен на свинину, индюшатину и прочее скотство.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Первое – цены на мясо растут. Второе – проблема не в оборудовании, а в самом мясе.

Казалось бы, все понятно, но вот какая докука: правительственная «Российская газета» в эти же дни бодро сообщает, что «Россия может стать одним из крупнейших экспортеров свинины». Потому что вывоз свинины из России вырос почти вдвое, ее активно покупают Вьетнам, Беларусь, Монголия, Сербия и Гонконг и Россия имеет шанс войти в топа-3 мировых поставщиков свинины. Так что если вам доведется в гонконгском ресторане заказать свинину по-сычуаньски, помните – это маленькая встреча с родиной.

Впрочем, вопрос не в свинячей ностальгии, а всего лишь в простом моменте: почему в стране, которая входит в число ведущих мировых поставщиков свинины, производители ссылаются на недостаток мяса как причину роста цен на него? Извините, вопрос, конечно, риторический. И лучше приглашать отвечать на него не традиционных скотопромышленников, а экспертов компании «Ёбидоёби». Там уже в названии заложена хотя бы часть ответа.

В любом случае, эксперты считают, что российским сосискам и сарделькам предстоят новые ценовые рекорды. А чиновники анализируют и ищут причины.

3.

Кстати, удорожание продуктов питания наблюдается во многих странах мира и это может еще более подстегнуть новые достижения России по части экспорта не только свинины, но и других видов еды. Ведь продавать ее по высоким ценам на мировых рынках часто намного интереснее, чем внутри страны. Это интереснее производителю, но это интереснее и государству, которое получает помимо налогов пошлины. С интересом ждем, как Россия покорит новые сегменты мирового продовольственного рынка…

Но вот еще одна докука – дорожают и те продукты, которые не слишком востребованы в мире. Например, гречка, которую для приготовления питания людей широко используют только в России, Украине и Японии. «Насколько может подорожать гречка» – этим вопросом задалась «Российская газета». И пришла к следующему выводу: да, гречка дорожает из-за окончания сезона, все того же роста экспорта и ослабления рубля. Но официоз заканчивает бодрым выводом: «Подорожание будет кратковременным – с новым урожаем ситуация вернется в нормальное русло. И уж точно гречки хватит всем».

«Простите!» – скажет в этом месте не в меру логичный россиянин. – Если вы называете ТРИ причины подорожания (завершение сезона, падение рубля и вывоз на экспорт), то почему только ОДНОЙ причины (нового урожая) должно быть достаточно, чтобы подорожание было кратковременным? Что, надо полагать, что не только новый урожай случится, но и экспорт сократится и рубль снова вырастет?»

Но на этот вопрос газета ответа не дает. Так что берем на веру. Хотя у редакции Finversia есть давнее расследование секретного плана, связанного с производством гречки в России.

4.

Итак, какой же рост цен ожидать среднестатистическому россиянину, трезво понимающему, что «Ёбидоёби» – это не только название компании, но и общая концепция продовольственного рынка?

И тут эксперты расходятся в показаниях. Например, по данным недавнего опроса фонда «Общественное мнение», рост цен – не такая уж и проблема. В начале лета только 35% россиян заметили рост цен на мясо, около 33% – на молоко и молочные продукты, 29% – на рыбу и морепродукты. В Центробанке, напротив, считают, что рост цен осенью может ускориться и именно этим объясняют решение повысить ключевую ставку. И не просто повысить, а «резко», как это называет Газета.ру. Ставка была 7,5%, теперь она 8,5% – это нынче называется «резко»?

Эксперты Центробанка отмечают, что инфляция в стране превышает целевой показатель в 7% и, по прогнозам Банка России, за год может составить 5-6,5%.

В этом месте самые смешливые россияне не смогут сдержать улыбку, поскольку прогноз, что рост цен за год составит до 6,5%, может показаться им лучшей шуткой года. Ну, после выпуска цифрового рубля, разумеется.

Но тут самым смешливым придется строго напомнить, что официальная инфляция измеряется не всякими там сушами, свиньями, гречками, сухарями и прочими излишествами высокими нехорошими, и даже не стоимостью «школьного набора», а стоимостью «борщевого набора», А тот считается без мяса, что соответствует вегетарианским традициям России. В общем, Харе Кришна, Харе… ну, вы поняли.

А вот доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин заявил, что реальная инфляция в стране может составить 25–30% за этот год.

Но дальше – опять путаница в показаниях. Морковкин считает, что такую инфляцию может вызвать «рост затрат потребителей и экономических субъектов» связанный с увеличением тарифов естественных монополий в соединении с потребительской инфляцией» и что «на рост инфляции в стране также оказывает влияние ежегодная индексация тарифов на услуги ЖКХ, которая не всегда покрывается индексацией зарплат бюджетников».

Но вот докука: в прошлом году тарифы ЖКХ повысили два раза, а в этом обещали не трогать и обещание свое сдержали, если не считать пересчет, связанный с кампанией по установке «умных счетчиков» минувшей весной.

Так может быть, причина роста цен – не только и не столько в росте тарифов естественных монополий, но в чем-то другом? Например, – как бы это помягче выразиться? – что-то не так происходит с рублем?

Эксперты Высшей школы экономики считают, что ослабление рубля добавит к общей инфляции от 1,5 до 3 процентных пунктов. Это довольно прилично.

«Коммерсант» пару дней назад опубликовал обзор мнений о размерах инфляции. Не буду вдаваться в высокоученые рассуждения различных экспертов. Скажу только, что инфляцию по итогам года ожидают опять-таки до 6%. И россияне должны отдать должное такой комфортной оценке от ученых мужей и тем более минэка.

5.

Есть еще один триггер инфляции, о котором я уже два месяца говорю на канале Finversia и в своих комментариях для других СМИ и который почему-то упорно не хотят замечать многие признанные эксперты, приглашаемые изданиями, скажем так, «традиционной ориентации». Это изменение параметров топливного демпфера.

Напомним, что демпферные выплаты сырьевикам из бюджета, за счет которых дотировалась цена топлива на внутреннем рынке России, сокращаются вдвое. В результате со второй половины весны набирает рост цен на все виды топлива. Сначала он был очевиден на биржевых торгах, но слабо сказывался на розничной продаже бензина и дизеля. Как отмечается из-за этого на некоторых автозаправочных станциях начали торговать топливом по ценам ниже себестоимости. Но затем АЗС не выдержали и стала расти розничная цена бензина.

Июньское предсказание нашей программы о росте цен на бензин вызвало бурный гнев в комментариях у верноподданных зрителей, который полагают, что отрицать рост цен – это и есть настоящий патриотизм и защита родины от посягательств супостатов. Но теперь ситуация с топливом уже стала очевидной.

И снова – маленький штрих к портрету. Как стало известно, из-за сокращения демпферных выплат Беларусь перестает поставлять бензин на рынок России и (цитирую) белорусское «топливо пойдет в другие страны». Это понятно, Беларусь не намерена страдать из-за российских проблем, дружба дружбой, а продажи врозь. Один только вопрос невольно возникает в голове: а из ЧЕГО Беларусь производит бензине? Найдены нефтяные месторождения на родине Шагала или в Беловежской пуще?

Впрочем, ответ понятен: это российская нефть, переработанная на белорусских НПЗ, не хочет возвращаться «домой». Потому что союзное государство, родственные чувства – это хорошо, но демпферные выплаты Беларусь не устраивают. В общем, «гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен!»

6.

Как же власти намерены обуздать рост цен? На этот вопрос есть целый сонм больших и малых ответов. Предпримем краткий экскурс по основным подходам.

Федеральная антимонопольная служба выдала предостережение в связи с публичным заявлением о росте цен на гречку. Дело в том, что генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько на конференции «Где маржа» озвучил свой прогноз роста цен на гречневую крупу в сентябре 2023 года. Вот его и предостерегли. Как отметила ФАС: «Подобные заявления могут быть восприняты как побуждение к повышению цен участниками рынка, а также спровоцировать ажиотажный спрос со стороны потребителей».

Правда, цены на гречку в сентябре все равно вырастут, но наказать за честный прогноз все равно надо. Чтоб неповадно было.

Напомню, что парой недель ранее Федеральная антимонопольная служба выдала аналогичное предостережение совладельцу аэропорта «Внуково» Виталию Ванцеву за то, что тот заявил о возможном росте цен на авиабилеты. Правда, через две недели о росте цен на авиабилеты заявили и в министерстве транспорта России. Но – что дозволено Юпитеру, не дозволено Виталию Ванцеву. К тому же в минтрансе правильно оценили рост цен на авиабилеты: мол, растут они в пределах общей инфляции, не более.

Это такая российская народная экономическая игра: говорить, что тарифы на энергию и цены на транспорт растут, потому что в стране инфляция, а инфляцию объяснять ростом тарифов естественных монополий и расходов на транспорт…

7.

Кроме борьбы с разговорами о росте цен, российские чиновники все же хотят попробовать бороться и с самим ростом цен. Каким образом? Все тем же старым, добрым, испытанным методом – созданием системы контроля и регулирования.

Как сообщают «Известия», «минпромторг потребовал от торговых сетей сообщать о каждом факте резкого повышения стоимости продуктов со стороны производителей и поставщиков. 8 августа ведомство обсудило с представителями розницы перспективы изменения цен социально значимых товаров в сентябре».

Более того, говорится о том, что в крайнем случае власти готовы рассмотреть вопрос госрегулирования продовольственного рынка, об этом заявили в министерстве сельского хозяйства.

Но и здесь есть свой «скелет в шкафу». Дело в том, что зимой 2021 года на правительственном уровне УЖЕ решали вопрос контроля за ценами. Силами трех ведомств – Федеральной антимонопольной службы, министерства промышленности и торговли и министерства экономического развития создали специальный центр мониторинга за ценами и громко объявили об этом во всех СМИ. И даже говорили тогда о своей брутальной решимости ввести государственной регулирование продовольственных цен…

Многие цены с тех пор выросли в разы. В задачке спрашивается: где регулирование и где центр мониторинга за ростом цен? Рассосались за три с половиной года? Мониторили, мониторили, да невымониторили?

И вот опять государственные мужи собираются на важные совещания, слово в слово повторяют то, о чем УЖЕ говорили, и принимают решения, которые УЖЕ принимали…

Между тем, региональные торговые сети России заявили, что добровольно принимают на себя обязательство ограничить свои торговые наценки на основные социально значимые продукты – сезонные овощи, сахар, хлеб, молочную продукцию.

Отличное решение, но в задачке спрашивается: а почему только РЕГИОНАЛЬНЫЕ торговые сети? Разве не крупнейшие федеральные ритейлеры являются главными поставщиками продуктов на столы россиян? Разве несколько сетей не контролируют около 60% продаж продуктов в стране? Если наценки снизят ТОЛЬКО региональные сети, не приведете ли это к тому, что их окончательно поглотят федеральные гиганты, что уже массово происходит по всей стране? В этом случае все цены на еду окажутся в руках горстки монополистов. Не беспокоит ли ЭТО антимонопольную службу чуток больше, чем прогнозы экономистов о росте цен на гречку?

8.

О том, как власти в формате déjà vu борются с ростом цен, поговорили. Теперь – о том, как они способствуют этому росту. Совсем недавно я рассказывал о том, как бодро рапортуют о росте спроса на российские вина – из-за его качества, конечно же. И посмел высказать предположение, что причина спроса – не тонкости букета, а банальный рост цен на импортное вино. Тогда верноподданные зрители и читатели опять возмутились, уверяя, что нет, не цены на импорт, а именно сладость дыма отечества всему основой.

И вот – новый штрих к портрету и по этой части: правительство повышает пошлины на ввоз вина из так называемых «недружественных стран» с 12,5% до 20%. Эксперты заявили, что в результате страну ждет быстрый рост цен на все вино. Включая вино местного производства. По словам исполнительного директора виноторговой компании Fort Александра Липилина, «средняя цена бокала вина в общепите вырастет с 200-300 до 400-500 рублей». Верноподданные, ваш выход! Можно уже начинать объяснять, почему это хорошо, и правильно…

Между тем, Росалкогольрегулирование стало теперь Федеральной службой по контролю за алкогольным и табачным рынком и начинает регулировать торговлю табачной продукций по аналогии с алкогольной. Будут введены дополнительные обязанности для производителей сигарет, которые скажутся на цене конечной продукцией. Плюс поступило предложение второй раз в этом году увеличить ставку акцизов на сигареты – сразу на 30%. Разумеется, все это ради высокой цели борьбы за здоровье россиян. Заодно с нового года вырастут ставки акцизов на алкоголь и автомобили. Потому что пить и ездить тоже вредно. Даже несмотря на призыв президента Владимира Путина развивать автомобильный туризм.

Кстати, призыв был услышан: сначала почти втрое подняли стоимость проезда на платной трассе М12. Теперь вот нарастят дань с покупателей автомобилей…

Но стоит отметить: высшие чиновники обещали не повышать налоги и обещание свое сдержали – налоги не растут. Растут акцизы. И это, похоже, превращается в мodus operandi правительства – прямо в соответствии с заветами классика русской критики Николая Добролюбова: «Стоит завести акциз вместо прежнего откупа, и все пойдет отлично». И бюджету хорошо – потому что от налогов увильнуть человек может, а вот от потребления – никогда. В общем, здравый подход.

P.S. На этом сегодня все, ждем ваши лайки и дизлайки, комментарии и темы. Ссылки на другие выпуски проекта «1001 секунда об экономике» – в описании под этим видео. Подписывайтесь на канал Finversia и специальный канал «1001 секунда об экономике» на платформе YouTube, а также на наши каналы на платформах Telegram и Дзен.

Finversia.ru, 10 августа 2023


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
1778