Все-таки Ленин прав: общество развивается по спирали. Экономика, тоже, особенно в России, которую нефтедолларами не корми, а дай найти какое-нибудь мудрое решение не спереди, а сзади, на задворках истории. Вот и сейчас повестка дня смутно напоминает повестку столетней давности.
Когда сто лет назад стало ясно, что идея быстрого построения коммунизма, отказа от денег и мировой революции потерпела полный крах, Владимир Ленин решил опять пойти другим путем. И понял, что подходы к экономике надо как-то менять. И написал две работы – «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше, да лучше». От реорганизации рабкрина экономике было ни жарко, ни холодно, а вот вторую работу воплотили в жизнь хотя бы частично: стало меньше. Лучше, правда, не стало…
Вот и сейчас, когда экономика России вошла в период потрясений, появляется что-то подобное. Во-первых, на тему «меньше да лучше». Во-вторых, на тему «реорганизации».
Начнем со второго пункта, поскольку на сей счет новостей поменьше. Президент России Владимир Путин подписал указ об основах госполитики по сохранению духовных ценностей. Это своевременно, потому что материальных ценностей становится у россиян все меньше, а некоторые из них либо заблокированы, либо попали под санкции. Среди духовных ценностей – «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству».
У нас в стране, правда, исторически часто бывают ситуации, когда одновременно на все перечисленные духовные ценности опереться невозможно. Потому что иногда ради жизни приходится поступаться достоинством, а за достоинство – платить жизнью. Как сказал когда-то Владимир Гиляровский, «в России две напасти. Внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти».
Далее по списку ценностей следуют «высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, историческая память» и другое.
Тут тоже есть противоречия. Потому что исторической памяти у нас хоть отбавляй – просто каждый помнит разное. Что нам удается – так это приоритет духовного над материальным. И в свете утвержденных «основ госполитики» как-то новыми красками заиграло заключение Счетной палаты России о том, что доходы россиян последние 10 лет неуклонно снижаются. Казалось, что это просчет экономической политики правительства, а теперь можно сказать: в правительстве молодцы, загодя начали работать над приоритетом духовных ценностей над материальными, неуклонно снижая присутствие в жизни россиян ценностей материальных и тем самым подвигая их к духовным.
И вторая новость по части реорганизаций общества. Президент России поручил воссоздать движение юных натуралистов. Ответственными назначены премьер-министр России Михаил Мишустин и глава общества «Знание» Максим Древаль. Управиться должны до 1 февраля. Дело нужное…
Ну, а теперь возвращаемся от «реорганизации рабкрина» к главной теме – «лучше меньше, да лучше». Сначала о том, чего становится меньше.
Меньше стало ипотечных кредитов: за первые 9 месяцев этого года россияне взяли более чем на треть меньше ипотечных кредитов, чем годом ранее. Обеспокоенность этим выразил вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий строительный бизнес. Оно и понятно: так как своих материальных ценностей у россиян меньше, чем духовных, сии ценности им надо выдать в долг, чтобы им было чем стимулировать стройки. Однако Центробанк наотрез отказывается стимулировать ипотеку под околонулевые ставки, заявив, что под такие программы застройщики прячут завышенные на 20-30% цены на жилье.
Меньше стало банков: к весне 2023 года работу на российском рынке планирует завершить Ситибанк. На выход собираются и некоторые другие «дочки» иностранных банков – об этом заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев.
Меньше стало медицины. Скудность бюджетных ассигнований на здравоохранение в интервью изданию Фонтанка.ру прокомментировала руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. По ее словам, возможностей у системы здравоохранения не прибавляется, затраты на борьбу с коронавирусом не означают повышение способности бороться с другими болезнями, а в целом в России не хватает около 100 тысяч врачей и медсестер.
Меньше стало россиян, желающих заниматься бизнесом. Как сообщила Федеральная налоговая служба, в октябре число закрытых ИП впервые за полтора года превысило число открытых. Эксперты отмечают резкое снижение и поясняют, что отчасти это может быть связано с мобилизацией. Соответственно, меньше индивидуальных предпринимателей – меньше налогов. Как сообщила аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, начиная с марта налоговые поступления в России «планомерно сокращались и к осени фактически вернулись на прошлогодний уровень», уменьшившись за полгода в 1,7 раза (на 41,4%).
Что касается мобилизации, то, как показывает опрос Российского союза промышленников и предпринимателей, до половины компаний считают, что мобилизация повлияла на бизнес, отмечают сокращение спроса и выручки, ожидают в будущем еще большего ухудшения, включая усугубление проблем с кадрами.
Меньше стал рост продаж аграрной техники, хотя здесь прирост все же наблюдается. Но и выпуск и покупки сельхозмашин замедляются.
Чего стало больше, так это детского питания и зонтов. Производство детских молочных смесей в этом году в России выросло в 216 раз. Производство зонтов за год увеличилось в 223 раза. Тут, правда, сказывается, эффект низкой базы: до недавнего времени, согласно статистке, в России в год производили 1 зонт примерно на 70 тысяч населения. Так что теперь можно сказать, что мы более-менее прикрыты от буйства если не политиков, то хотя бы стихий.
Кроме прочего, меньше стало продаж нефти и газа. Европа, хоть и с издержками, но заменяет российское сырье и не замерзла, как свирепо обещали особо одаренные эксперты. На тему ситуации с нефтью и газом накануне зимы недавно на нашем канале Finversia вышел специальный обзор, но констатация фактов вызвала разлив желчи и неприятия у патриотов-надомников, которые традиционно считают, что «вывсеврети». Теперь вот картину дополнили новые сообщения. «Газпром», как сообщает агентство ТАСС, с начала года снизил добычу газа на 19%, а его экспорт в страны дальнего зарубежья снизился примерно на 43%. «Ничего, мы сами этот газ употребим!» – воскликнет в этом месте апологет замерзания всего мира, но отчет «Газпрома» и тут разочарует: на внутреннем рынке России потребление газа тоже снизилось – на 5,6%. Как пишет «Коммерсант», из отчета «Газпрома» следует, что «растет экспорт газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири»; однако цифр компания не привела». Одновременно все чаще звучат цифры, свидетельствующие, что Китай сокращает импорт газа, и весьма существенно.
Что касается нефти, то опубликованная аналитика ОПЕК сулит России сокращение нефтедобычи до 2027 года. 5 декабря вступает запрет на морские перевозки российской нефти.
В общем, экономическая статистика России, находящейся перед огромным числом вызовов, не радует. В свое время, когда у России были схожие проблемы, конфликт с ведущими державами мира и проигрыш в Крымской войне, прозвучали знаменитые слова канцлера Александра Горчакова: «Россия не сердится – Россия сосредотачивается». Теперь – немного иная ситуация: «Россия не сердится – Россия скукоживается». Возможно, горчаковых не хватает…
Хотя трезвые голоса раздаются. Как заявила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, Россия должна быть готова к любой ситуации в экономике. «Нужно очень трезво, с открытыми глазами смотреть на ситуацию и быть готовыми к любому развитию ситуации, – сказала Набиуллина. – Ситуация может ухудшиться… Но даже несмотря на ухудшение ситуации, мы должны, обязаны как страна осуществить структурную перестройку экономики». Подобный подход радует: по крайней мере, тут призыв действовать, а не ждать, пока все недруги замерзнут, а восточные друзья помогут российской экономике мозолистым юанем.
Одновременно Центробанк представил новый прогноз развития отечественной экономике. В этом году казенные ведомства вообще богаты на прогнозы, которые меняются, корректируются, но больше похожи на анамнез. Новый прогноз ЦБ подразумевает, что ВВП страны стабилизируется к 2025 году, а инфляция вернется к так называемому «таргету» в 4% к 2024 году. Вот это в прогнозах Центробанка несколько печалит: в них все время муссируется тема инфляции в 4%, словно именно на этом и сошелся свет клином. Впрочем, у ЦБ – узкая специализация, он отвечает за инфляцию.
На недавней встрече Набиуллиной с депутатами Госдумы глава Центробанка представила депутатам основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) на 2023 год и на период 2024-2025 годов. Основная мысль та же – снижение инфляции до «таргета» в 4%. Плюс Набиуллина высказала намерение не предпринимать усилия по снижению курса рубля, поскольку видит в крепком рубле позитив для экономики. В ответ депутат Госдумы Михаил Делягин предъявил Центробанку претензию, что вся денежно-кредитная политика сводится к целям по инфляции и из-за этого регулятор создает искусственный «денежный голод» в стране. По его словам, эта политика способствует не столько структурной перестройке экономики, о которой говорит Набиуллина, сколь «перестройке в сторону кладбища».
Впрочем, если в экономике и наблюдается «денежный голод», то у россиян, наоборот, наличных прибавилось. В сентябре – на 1 трлн. рублей. Россияне все меньше доверяют банковским депозитам и банковским счетам и предпочитают старый добрый «нал». Это временно, это из-за «информационного фона» – уверяет финансовый эксперт Михаил Беляев. Это из-за эмоций, связанных как с военной операцией, так и с мобилизацией – добавляет председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, правда, не взявшись утверждать, что все стабилизируется.
Словом, опять виновато население со своими эмоциями. Казалось бы, его и комиссиями за валютные счета обнадежили, и проектом цифрового рубля осчастливили, а оно все время норовит в наличные улизнуть. В общем, как всегда.
Но тут вдруг на безоблачном небосклоне денежно-кредитной политики возникли облака. Мне на канале Finversia и на канале Царьград много раз уже доводилось говорить о том, что не стоит так зацикливаться на инфляции и не так она страшна была бы, если бы доходы росли хоть немного быстрее самой инфляция. И тут вдруг у этой мысли появился неожиданный союзник. Владимир Путин сказал примерно тоже самое: что доходы должны опережать инфляцию и тогда рост цен будет не столь критичным. Полагаю, теперь крамольную мысль о том, что не в инфляции главная проблема, могут воспринимать как не такую же крамольную.
И еще одну мысль нашей программы поддержал президент России – мысль о том, что система многочисленных пособий в стране напоминает лоскутное одеяло и тришкин кафтан, в котором черт ногу сломит. Вот и президент России высказался на сей счет, заявив, что к 2023 году надо внедрить единое универсальное пособие для семей с детьми, параметры которого просто меняются в зависимости от возраста ребенка.
Сказано – сделано: Госдума моментально приняла закон о едином пособии в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Что ж, отлично. Но приходится напомнить, что у нас еще про пенсии было… А вот с пенсиями – все по-прежнему. Правительство в очередной раз не поддержало идею индексировать пенсии работающим пенсионерам, которую опять внесли в Думу. Пресса отмечает, что такие предложения отвергаются регулярно с пояснением, что это потребует дополнительных средств из бюджета. А у него сейчас – иные заботы. Как всегда, впрочем.
В итоге, как отмечает Счетная палата, средняя пенсия в стране опустится ниже 30% в сравнении со средней зарплатой. Правда, отмечается, что данное в 2018 году обещание пенсионерам индексировать пенсии не ниже уровня инфляции соблюдается. Разумеется, если брать для сравнения так называемую «среднюю пенсию» и так называемую «официальную инфляцию». Правда тут, громоздкая математика чиновников не сходится. Если пенсия все больше отстает от средней зарплаты, а доходы россиян снижаются, то каким образом та доля этих доходов, которая отстает от зарплатной доли, умудряется обогнать инфляцию, от которой отстают доходы в целом? Но, уверен, чиновники смогут доказать и это уравнение – чай, не теорема Ферма.
Ну, а пенсионеров утешают заголовками новостей о новых выплатах. И, по уже сложившейся традиции, в заголовке новости говорится о пенсионерах вообще, а в тексте выясняется, что речь идет лишь о некоторых категориях. В данном случае – о ветеранах войны и бывших несовершеннолетних узниках концлагерей.
А так как существующую в России пенсионную систему концлагерем еще не признали, то «остальные подождут»…
Позитивные новости. Сбор гречихи в России вырос почти на 40% в сравнении с прошлым годом. Как заявило министерство сельского хозяйства России, увеличение сбора «позволит в полном объеме обеспечить загрузку предприятий переработки и расширить экспортные возможности страны».
И вновь я апеллирую к выпускам нашего канала Finversia – к видео «Экономический удар: тайный план России», в котором мы говорили о глобальном плане гречко-экспорта.
Тогда над нами смеялись, но теперь, почти два года спустя, мы видим: все произошло как было сказано в этом видео – теряя возможности в сфере нефти и газа, Россия наращивает их в области гречки.
О радостях и печалях предложил подумать в эти дни мэр Москвы Сергей Собянин. Москвичей призвали голосовать на портале «Активный гражданин» по поводу отмены празднования Нового года. Собянин считает, что доходы от проведения новогодних праздников «можно направить на поддержку военной операции». Он предлагает новыми новогодними конструкциями не закупаться, но город все же украсить, чтобы (цитирую) «у москвичей была возможность не только сидеть в домашних застольях, но и прогуляться по городу, пообщаться друг с другом. Зарядиться добрым новогодним и рождественским настроением» (конец цитаты).
По словам мэра, «самое страшное, когда люди и страна впадают в депрессию, забывают о своих традициях, отказываются от человеческих радостей». Собянин напомнил, что Москва отмечала новый год даже в самые мрачные времена. Чуть позже, впрочем, упоминание о мрачных временах из сообщений СМИ куда-то исчезло.
И это правильно: чиновники должны излучать оптимизм, радость от свершений и уверенность в завтрашнем дне, даже если не все чиновники готовы искать это самое завтрашнее дно…
Но, боюсь, что не перед чиновниками, а перед нами с вами вопрос о темных временах звучит совсем по-другому. Примерно так, как сформулировал его Альбус Дамблдор перед Гарри Поттером: «впереди темные и трудные времена, нам всем придется выбирать между тем, что правильно, и тем, что легко»…
У каждого из нас – свое представление о том, что правильно. Но если мы еще способны делать выбор между тем, что считаем правильным, и тем, что легко, – значит, нравственные ценности в наших душах пока еще живы и без специальных правительственных постановлений. А что касается темных времен – они не так страшны, если мы еще способны зажигать свет.