Самое интересное от Яна Арта

Куда прятаться? Что покупать?

A A= A+ 13.03.2022
Крупнейший геополитический кризис в мире за последние более чем полвека – главное, что определяет сегодня состояние фондового рынка. Рынок в депрессии, рынок в медвежьем тренде, но, несмотря на нарастающий поток информации об экономических разрывах между Россией и Западом, о нефтяных эмбарго и о газовых ограничениях, рынок вовсе не демонстрирует тенденции к глобальному падению.

Российские эксперты, вообще от природы склонные к падучей, в абсолютном большинстве говорят о вероятности нового мирового экономического кризиса. Возможно, что так и будет. Возможно, но необязательно. При всей депрессии примечателен один момент: за все время, минувшее с 24 февраля, разделившего мир на «до» и «после» индекс S&P500 ни разу не опустился ниже уровня, зафиксированного в этот день, и несколько раз продемонстрировал поползновение пойти хотя бы немного повыше.

Если расчленить понятие «глобальный конфликт» на части, то, что конкретно может повлиять на мировой фондовый рынок?

Первое – сама эскалация, угроза безопасности. Да, может и очень сильно. Фондовый рынок – существо максимально миролюбивое и его любые столкновения толкают вниз.

Второе – массовый исход крупных мировых компаний из России. Тут все далеко не однозначно, поскольку те крупные корпорации, которые заявили о своем уходе, имеют не слишком значимую долю российского рынка в структуре своей выручки (например, Apple – чуть более 1%, Nestle – около 2%, Pepsico – чуть более 3%). А те, что имеют, либо (пока, во всяком случае) не уходят из России (например, Renault – почти 9% выручки формируется на российском рынке, или Philip Morris – около 17% выручки), либо не являются публичными компаниями (например, IKEA, доля России в выручке которой составляет более 7%). Правда, первый звонок о том, что «размер не главное», – заявление об уходе компании British American Tobacco, в выручке которой российская доля составляет более 7%.

И третье – вопрос о ценах на нефть и газ. И вот он, судя по всему, стал ключевой составляющей глобального конфликта, замечаемой фондовым рынком. Информация о рекордном росте цен на топливо в Европе и США – тому подтверждение. И схожая ситуация, естественно, с металлами – в Лондоне даже останавливали торги никелем после резкого скачка цен.

Сегодня видно, как рынок довольно чутко реагирует на любую политическую информацию – о новых санкциях в отношении России, о новых решениях Кремля, о переговорном процессе. Но пытаться спрогнозировать здесь что либо – это либо «гадание на кофейной гуще», либо «ради красного словца». Поскольку очевидно одно – в этом конфликте становится все больше и больше иррационального, субъективного и личностного.

На мой взгляд, можно с уверенностью сказать лишь одно: сегодняшнее состояние, вот этот самый статус-кво на любой день (назовите любую дату) – это не то, что можно назвать «новой нормальностью», с тех пор как в понятие «новой нормальности» политики всего мира научились упаковывать любую гадость, которую они не смогли предвидеть, не смогли упредить и не могут преодолеть. Это не «нормальность» – так КАК СЕГОДНЯ не может быть сколь либо долго ни на Западе, ни на Востоке. Так что каждый день будет менять ситуацию и, скорее всего., еще в марте мы увидим какой-то новый расклад. И есть ощущение, что снижение рынка сейчас – это не совсем реакция на то, что сложилось. Это скорее реакция на неопределенность.


Оставим за скобками тот момент, что, например, российские инвесторы сейчас озабочены не столько перспективами рынка, сколько вопросами как не потерять свои капиталы (в худшем варианте) и как добраться до возможности инвестировать (в лучшем варианте).

Не будет ли новых ограничений или вообще принудительной конвертации валют, устоят ли российские брокеры, будет ли у них выход на мировые биржи, не заблокируют ли наши деньги на иностранных брокерских счетах, будут ли инвесторов обслуживать, будет ли вообще биржа работать – вот основные «нерыночные» вопросы, которые сегодня обсуждаются.

Различные прогнозы, гипотезы, варианты на сей счет можно найти на многих инвестиционных каналах и ресурсах, в том числе – в линии «горячих» прямых эфиров», которые с конца февраля идут на канале Finversia при участии коллег из Ассоциации международных инвестиционных консультантов и советников (АМИКС) и Национальной ассоциации специалистов финансового планирования (НАСФП).

Но кроме «нерыночных» остаются и вопросы рыночные.

Как правило, сегодня они делятся на два основных вопроса.

Первый вопрос: «Во что прятаться?»

Второй: «Что покупать?»

Что касается первого вопроса, то звучат, как правило, три варианта. Облигации, золото, криптовалюты. С акцентом на золото. Конечно же. Голдоевангелизм – это болезнь. «Надо входить в золото», «золото – наше всё», «золото всегда дорожает» – три постоянные мантры в этой теме. Сегодня, понятно, они зазвучали с особой силой. И сейчас в среде российских инвесторов (чуть не сказал – на российском рынке, но российского рынка сейчас нет, «Закрыто на переучет») уже пошла динамика увеличения вложений в ОМС, слитки, монеты – тем паче в России оперативно отменили давно обсуждаемый НДС на покупку физического золота. Только не надо обольщаться: это сделано не ради сохранения капиталов частных инвесторов, а чтобы «припарковать» избыточную денежную массу. Отмена НДС при покупке золота – это не попытка помочь вам перебраться в спасательную шлюпку с «Титаника» – это попытка немного подразгрузить финансовый «Титаник» от денежной массы, которая могла бы усилить и без того надвигающуюся большую инфляцию.

Что до рыночных перспектив золота – продолжаю настаивать на давней своей мысли: золото подрастеряло свойство защитного актива» (не полностью потеряло, но сегодня эта функция не так линейна, как в прежние времена). Мой прогноз по золоту неделю назад звучал так: на неделе будет повышение, но оснований для принципиального роста не вижу. И мы видим, что золото на этой неделе протестировало уровень в районе $2050 за унцию, затем на сотню пунктов откатилось назад и продолжило трепыхаться в диапазоне $1950-2000.

обозначение, а наиболее точное определение того, что происходит. Впрочем – так происходит не только с золотом. Полагаю, что в ближайшее время мы увидим продолжение той же картинки: ярко выраженного тренда на рост вовсе не будет.

С вопросом «В чем прятаться?» закругляемся.

Второй вопрос: «Что покупать?»

Сам вопрос нормальный и даже здоровый. Во всех кризисах, во все времена, когда рынки падали, находились те, кто вставал в покупку.

И тут я снимаю шляпу: российский инвестор стал другим. Он теперь не бежит всей толпой продавать на падениях, он усвоил и, главное, психологически принял биржевую истину, что покупать надо на просадках. Вот только теперь возникает новый соблазн – решить, что всякий форс-мажор, всякий кризис всегда вызывает просадку исключительно недолговременную. Достаточно сохранить спокойствие, купить на низах и получить невиданный профит. Как это было в феврале-марте 2020 года.

Но это не всегда так. И природа любой просадки может оказаться не кратковременной. Так что, покупая – будь готов к иным сценариям.


Наиболее часто звучащая сегодня в информационном пространстве идея: может, надо покупать упавшие российские акции и облигации? Причем идея не только внутрироссийская, для «внутренного пользования»: даже JPMorgan выдвинул гипотезу, что вполне можно подбирать упавшие российские облигации.

Можно ли выиграть при таком подходе? Можно – и даже не просто выиграть, но и сорвать куш. Вот только риски… лично на мой вкус многовато. Поэтому остаюсь привержен тому совету, что давал в двух предыдущих инвестблогах: «замереть в позициях».

Эту же позицию на недавнем прямом эфире инвестсоветников на канале Finversia поддержал финансовый и инвестиционный эксперт Игорь Файнман.

Правда, было возражение в комментариях: «Плохой совет! 15 лет назад купили акции ВТБ и забыли про них. И где они сейчас. Стоят меньше, чем тогда. Мы в большом минусе».

Придется оговорить отдельно: мы с Игорем Файнманом имеем ввиду «замри» при высокой диверсификации портфеля, а не при покупках акций ВТБ и других эмитентов трудной биржевой судьбы…

Итак, «замри». Впрочем, я слукавлю, если скажу, что так и сделал на 100%. Мой аппетит проявился в небольших, осторожных (из серии «попробовать пальцем воду») покупках. Как я говорил в прошлом блоге, 7 эмитентов привлекли мое внимание: Macy’s (на этой неделе пошел в небольшой рост), Walmart (остался на месте), Casey's (ушел в минус), CrowdStrike Holdings (рост на этой неделе), Marvell Technology (ушел в минус), Micron Technology (ушел в серьезный минус на 10%), First Solar, Inc. (рост на этой неделе). Продолжаю держать эти новые позиции вместе с прежними.

В целом по портфелям команды Finversia результаты на сегодня таковы:

Мой личный портфель дает минус 9,5% с лишним процентов с начала года. Статистика закрытых за этот период сделок: 79 прибыльных и 1 убыточная.

Портфель Finversia-invest дает минус 15,5% с начала года. Статистика закрытых за этот период сделок: 61 прибыльная и 0 убыточных.


Держу позиции…

И полагаю, что многое изменится на новой неделе. Наступает момент Х – 16 марта ФРС примет долгожданное решение по процентной ставке. Сразу после этого, в 21.30 по мск. пройдет пресс-конференция Федрезерва, которая прояснит и давно интересующий рынок вопрос: как именно геополитический кризис вокруг России отразится на монетарной политике ФРС. А затем последуют еще два важных решения по ставкам: в четверг, 17 марта, решение по ставке принимает Банк Англии, а в пятницу, 18 марта, будет рассматриваться ключевая ставка российского Центробанка.

Кроме этого, на новой неделе инвесторам стоит обратить внимание буквально на несколько моментов. 15 марта Китай обнародует данные по объёму промышленного производства, по объему розничных продаж и по инвестициям в основной капитал. Состоится пресс-конференция Национального бюро статистики Китая, которая традиционно является главным источником информации о динамике экономики Поднебесной. И в сегодняшних условиях эта информация является особенно важной. Не удивлюсь, что скоро экономическая информация из Китая, а не предположения относительно попытки взять Тайвань станет главным, что фондовый рынок будет интересовать на Востоке.

Кроме того, 15 марта в Евросоюзе обнародуют индекс экономических настроений от института ZEW – еще один суперважный в нынешней ситуации показатель, своего рода барометр санкций, особенно по части того, как на европейские бизнес-настроения давят цены на газ и нефть.

В четверг, 17 марта, по традиции в США публикуют два индикатора того, насколько все хорошо или пасмурно на американском рынке, – данные по рынку недвижимости (число выданных разрешений на строительство и объём строительства новых домов) и данные по рынку труда (число первичных и повторных заявок на пособия по безработице).

Последний момент, на который, на мой взгляд, стоит обратить внимание, – в пятницу, 18 марта, в США опубликуют число активных буровых установок от Baker Hughes.

Еще две новости заслуживают внимания, хотя они, конечно, сейчас вне того, что, увы, стало «основной темой дня». В Гонконге очередная просадка целого пула эмитентов, причем наиболее значимых бумаг – тех, которые имеют листинг как в Гонконге, так и на американских биржах.

И в финале – долгожданная новость для многих инвесторов, особенно российских, с малыми капиталами, – наконец Amazon заявил о сплите первом за 23 года и его акции будут стоить не почти $3 тысячи, как сейчас, а в 20 раз меньше и станут доступны всем.

Тут, правда, если вы склонны к пессимизму, остается добавить некрасовское: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется – ни мне, ни тебе».

Впрочем, в любом случае не забудьте, что начиная с этого понедельника Уолл-стрит открывается на час раньше – в 16.30 по мск.

Finversia.ru, 12 марта 2022


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
2309