Самое интересное от Яна Арта

«Шорохи» фондового рынка

A A= A+ 15.01.2022
Две первые биржевые недели нового 2022 года пока подтверждают… вернее, они пока ничего не подтверждают – они, скорее, демонстрируют, что рынок настроен на позитив, но чутко ловит макроэкономические сигналы.

График главного термометра мирового фондового рынка – индекса S&P500 – хорошо это показывает. Если бы я обладал художественным воображением, то сказал бы, что индекс сейчас похож на змею, которая при малейшем шорохе приподнимает голову – не пора ли атаковать, и тут же опускает ее: нет, рано.

А главным «шорохом» на рынке в эти дни стали, конечно же, слушания в Сенате: Джером Пауэлл «сдавал зачет» перед утверждением в должности председателя Федеральной резервной системы на второй срок.

Зачет был сдан весьма успешно, а сами слушания прошли, используя обороты советской прессы, в «теплой товарищеской атмосфере».

По сути Пауэлл подтвердил и без того уже известное: ФРС намерена поднимать ставку, ФРС намерена ускоренно сократить объемы выкупа активов, но – с поправкой на то, насколько новая жесткая финансовая политика не подорвет высокую, фактическую рекордную занятость в американской экономике. И второе – Пауэлл считает, что сама экономика чувствует себя прекрасно, практически уже не кашляет от вирусов и, самое главное, «больше не нуждается или не хочет» масштабных стимулов, которые полтора года предоставляла ФРС.

И вот здесь я нахожу подтверждение своим прошлогодним предположениям, что сокращение финансового стимулирования вовсе не уронит рынок, как полагало большинство российских экспертов, а, наоборот, подхлестнет его. Судя по всему, многие инвесторы реагируют на эту тему также как я: «Стимулы убирают? Отлично, значит, рынок станет более здоровым».

Так что тема, что, мол, экономика США вообще и фондовый рынок в частности держатся исключительно за счет «печатного станка» и «заливания экономики деньгами», – это тема уходит с повестки дня. Как это не печально для многих подвизавшихся на этом поприще «аналитиков для бедных». «Пациент скорее жив, чем мертв» – вот сегодняшний диагноз американской экономики. Полагаю, кстати, что резкое сокращение финансового стимулирования в большей степени скажется на развивающихся рынках, поскольку долларовый поток как вода – просачивался по всей планете. Для России, впрочем, этот негативный момент компенсируется высоким спросом на нефть и другое сырье, коль скоро американская экономика жива, бодра и полна планов на будущее.

А вот с инфляцией вопрос остается открытым. Глава ФРС больше не обещает быстро разобраться с долларовой инфляцией, теперь он говорит немного по другому – обещает «предотвратить укоренение более высокой инфляции», что в переводе означает: справиться с имеющейся не беремся, но постараемся держать ее на нынешнем уровне, почти 7%. Кстати, на самом высоком уровне со времен 1982 года.

Но если рост экономических показателей и успех на рынке труда налицо, то обуздание инфляции пока нельзя занести в зачет ФРС. Более того, по-прежнему звучит скепсис по поводу способности ФРС справиться с инфляцией. Многие эксперты думают также как руководитель фонда Navigator Principal Investors Кайл Шостак, который усомнился в способности ФРС сдержать инфляцию.

Впрочем, у ФРС в этом плане пока не разыгран главный козырь – повышение процентной ставки. Еще год назад я предполагал, что ФРС поднимет ставки гораздо раньше декларированных сроков, – не в 2023, а в 2022 или даже в конце 2021 года. Повышение ставки в 2022 году уже анонсировано, но, как теперь подтверждают в самой ФРС, это может случиться раньше задуманного – именно из-за инфляции. Так что если вместо марта мы увидим повышение ставки ФРС в феврале – вряд ли это удивит. И вполне резонно предположить, что сворачивание финансового стимулирования вкупе с повышением ставки способны переломить инфляционную спираль (пока это только предположение). Из всего этого делаю один вывод: вопреки «классике экономического жанра» повышение ставки не охладит рынок (разве что – в максимально коротком моменте), а только подстегнет бычий тренд.

Понимаю, что «опять бычий прогноз» у кого-то может вызвать недоверие, но все же хочу сказать, да так бывает.

И, кстати, приятно быть не одиноким энтузиастом в розовых очках, а разделять позитивные предвкушения, во-первых, с Morgan Stanley, который недавно разразился максимально позитивными прогнозами по американскому рынку, а во-вторых, с экспертами агентства Рейтер, которые в конце года высказали то же предположение, что и повторяем мы на канале Finversia более полугода: 2022 год продолжит бычий тренд, но подъем станет более умеренным и прерывающимся куда более затяжными коррекциями, чем в минувшем году.

В начале этого года эти соображения были подтверждены: большинство аналитиков не видят причин для серьезной просадки рынка в ближайшие месяцы.

Впрочем, напомню, что в последнее время я не исключаю и более радикальный вариант – мощнейший подъем. Но окончательно определиться между двумя «сладкими» для уха инвестора версиями, думаю, можно будет после первого повышения процентной ставки ФРС,


В любом случае, если взять бычий прогноз, опять же выражаясь канцелярским языком, «за основу», то понятно, что рынок и продолжит вести себя как змея, поднимающая голову на малейший «шорох». Так что логично определиться с разновидностями «шороха».

Во-первых, это те показатели, которые ФРС с полным правом сегодня поставила себе в «зачет» – рост экономики (главный индикатор – объемы ВВП, другие индикаторы – объемы промышленных заказов, динамика потребления), низкая безработица (главный индикатор – традиционные четверговые отчеты по количеству первичных и повторных заявок на пособия), состояние рынка труда (индикаторы – динамика почасовой оплаты, количество новых рабочих мест и т.п.),

Во-вторых, это индексы настроений потребителей и бизнеса; думаю, в 2022 году они сохранят такое же значение, которое имели в 2021-м.

В-третьих, это корпоративная отчетность. С лета эпоха сплошь позитивных отчетов завершилась. Сегодня отчеты эмитентов демонстрируют огромный разброс результатов – от результатов ниже прогноза и до сногсшибательного позитива, такого, как, например, у концерна Samsung Electronics, который заявил, что ожидает роста прибыли на 52% за последние три месяца 2021 года на фоне глобальной нехватки чипов. Или как у Apple Inc, которая на днях стала первой в мире компанией, чья рыночная капитализация достигла $3 трлн. Кстати, как всегда оказался прав Уоррен Баффет, который получил на акциях Apple более $120 млрд.

Кстати, Баффет дал и своим акционерам выдающиеся результаты: в моем инвестиционном портфеле Berkshire Hathaway за 14 месяцев (весь 2021 год и ноябрь-декабрь 2020 года) дал около 60% прибыли. По традиции, с начала этого года я открыл новую позицию по Berkshire Hathaway, которая уже дает более 6% прибыли за первые две недели года.

 

Теперь – минутка объективности. Есть ли возражения против позитивных прогнозов на 2022 год? Есть, и они звучат не только в среде склонных к неверию во все хорошее российских участников рынка, но и по ту сторону биржевого океана. Например, знаменитый инвестор и глава одного из крупнейших хедж-фондов мира Рэй Далио пророчит новый мировой кризис и рекомендует к нему готовиться.

Однако я вижу, что в последнее время фонд Далио покупает новые акции в свой портфолио. Впрочем, одно не противоречит другому: «подготовиться» к кризису, по версии Далио, это не значит, не инвестировать вообще и выйти в кэш, как любят советовать гуру отечественного «все пропало, шеф», а правильно оценить свои риски и диверсифицироваться. Смотрю на свой портфель по критериям Далио. Диверсификация у меня такая, что никакому Баффету не снилась, а хедж от рисков будет в том, что в новом году, несмотря на бычьи ожидания, по-прежнему буду держать от 30% до 40% портфеля вне сделок, на заборе – в качестве резерва на выкуп просадок.

Возникает вопрос – а кроме чьих-то мнений есть объективные тучки на небе? Есть и главная тучка на небе как раз по адресу – в Поднебесной. Китай прочно сменил имидж – главный чемпион экономического роста былых годов превратился в главный источник проблем для мировой экономики.

Только что отгремели последствия регуляторного удара по образовательной отрасли. Кстати, самая яркая иллюстрация этой истории: по итогам 2021 года капитализация крупнейшей образовательной компании Китая New Oriental Education рухнула на 90%. Тем временем регуляторный прессинг продолжился – власти Китая ужесточают регулирование IT-компаний по части подконтрольности всей информации государству. Ну и кризис на рынке недвижимости Китая по-прежнему висит над рынком дамокловым мечом – торговля акциями Evergrande Group была остановлены, сам Evergrande Group, которую упорно прочили на роль нового Lehman Brothers, даже сменила  из-за долгов офис и многие китайские банки из-за кредитов, выданных строительной отрасли, чувствуют себя неважно. Ну и дополнительный штрих к безрадостной китайской картинке: акции круизного оператора Genting Hong Kong упали на днях более чем на 50%, а сама компания заявила, что не исключает дефолта по долгам.

И это вновь подтверждает рекомендации команды Finversia как годовой давности (не стоит инвестировать в китайские акции более 5% портфеля), так и полугодовой давности (не стоит считать, что китайское падение – это ненадолго, не стоит выкупать китайскую просадку, лучше абсорбировать китайские акции в своих портфелях в новых покупках на американском и европейском рынках).

Тут сказался психологическо-идеологический эффект. В России так долго восхищались Китаем, так долго повторяли затертые истины, что, мол, китайцы смотрят на 100 лет вперед, что у них тончайшая шахматная партия, что они обгонят Америку и что китайцы все делают основательно… И забыли простую вещь: китайцы действительно все делают основательно. Сначала основательно поднимают свою рыночную экономику, а потом – основательно гробят ее. То, что происходит в Китае, это не случайность, это новая экономическая политика, только с антирыночным вектором. Так что совет всем, кто до сих пор подвержен китайскому синдрому, все тот же, что и летом: «Заклинаю вас, дети мои, остерегайтесь выходить на болота в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно»…


Еще одна тучка, которая омрачает настроения, прежде всего, российских инвесторов, – разговоры о санкциях и очередное обострение на политическом поприще вокруг НАТО, России, Украины и сопутствующих страстях. Но тут продолжается феномен, который наблюдается последние уже лет 7-8: мировой фондовый рынок на всю внешнюю политику реагирует, вернее – не реагирует по принципу: «нас пугают, а нам не страшно». Так что эти темы давят вниз только лишь российский рынок, и без того печальный и задумчивый как ежик в тумане после того, как медвежонок придумал разбавить варенье спиртом.

Так что ситуация на российском рынке выглядит так: сначала он упал, а потом его сверху придавило.

И вот уже месяца два как под моим инвестблогом и другими видео нашего канала Finversia перестали появляться сакральные комментарии: «Почему вы не инвестируете в российский рынок?! Он же недооценен!»,

Потом будет традиционное «упал-отжался» (дай-то бог, кстати), этот вопрос вернется, и снова будет много слов и предположений на тему перспектив российского рынка. А потом… потом все будет прямо по Цветаевой: «И я опять веду тебя на царство, И ты опять обманешь, Карл Седьмой».

Кстати, об «опять обманывающих королях» фондового рынка. Наше давнее решение ни в коем случае не инвестировать в Virgin Galactic получило окончательное и бесповоротное подтверждение: акции Virgin Galactic на днях упали ниже того уровня, с которого стартовали на бирже более двух лет назад. Мое решение прежнее – не прикасаться к этим инструментам.

Увеличение в момент просадки позиций в акциях Boeing оказалось верным решением – акции выросли от минимума недавней просадки практически на 20% (от менее чем $190 за акцию до более чем $220 за акцию), и экономические реалии внушают оптимизм: продажи Boeing выросли в 2021 году более чем вдвое в сравнении с 2020 годом – 340 самолетов против 157 годом ранее.

Другой авиапроизводитель в моих портфелях – Airbus продал в минувшем году 611 бортов, увеличив продажи на 8%. Мой прогноз остается прежним: полагаю, что этих авиапроизводителей ждет рост в течение 1-го квартала 2022 года. 27 января будет дополнительная информация – выходит очередной отчет Boeing.

Другой «фаворит» моего портфеля – Disney – также начал демонстрировать позывы к росту (от менее чем $140 за акцию до $155 за акцию), но тут ситуация, как мне кажется, менее однозначная.

Третий фаворит – McDonald’s – в начале года скорректировался, но в целом его траектория продолжает тренд устойчивого роста в стиле Microsoft.

И после полугодового перерыва я впервые докупил акции Tesla на небольшой коррекции и закрыл эту дополнительную позицию в легком плюсе. Полагаю, что пока подтверждается мой прогноз о двух-трехмесячном «боковике» у Tesla – можно побыть не только инвестором, но и спекулянтом и поработать в формате коротких сделок на «биржевой пиле», и на позитивных новостях. По части Tesla они налицо: компания в последнем квартале 2021 года поставила новый корпоративный рекорд – продано более 300 тысяч автомобилей

Позитивными новостями порадовал еще один эмитент, который в последнее время демонстрировал глобальное снижение из в моем портфеле из впечатляющего плюса ушел в весомый минус, – это Beyond Meat. С первых дней нового года котировки Beyond Meat несколько скорректировались вверх – явно драйвером послужило сообщение, что мировая сеть фастфуда KFC запускает в свое меню (пока в ресторанах на территории США) «искусственную курицу» производства Beyond Meat. Есть я такое точно никогда не соглашусь, но, в надежде на веганов, полагаю, что у этих акций есть все шансы в новом году вернуться к уровням выше $100 за бумагу.

12 января в ходе инвест-стрима в инвестиционном клубе Finversia мы приняли положительные решения – покупать, держать или увеличивать позиции по таким бумагам как Airbus, Bank of America, Boeing, Delta Air Lines, Facebook, General Electric, JPMorgan Chase & Co, McDonald’s, Microsoft. В последних двух случаях стоит обратить внимание на отчеты, которые выходят 27 и 28 января. Все решения указаны в специальном разделе инвестклуба Finversia.

В своем личном портфеле я закрыл с прибылью 138% позицию по Darling Ingredients, с прибылью 27% позицию по Ferrari. Полагаю, их потенциал роста в основном исчерпан. В портфеле Finversia-invest закрыли с прибылью 22% позицию по IBM.

Отраслевые приоритеты моих инвестиций на ближайшие месяцы – это финансовый сектор в части инвестбанков и платежных систем, бигтех, большая розница, автопроизводители, онлайн-сервисы, авиаперевозчики и авиапроизводители и «короналузеры» – компании, бизнес которых напрямую сократился из-за пандемии. Впрочем, подробнее об отраслевых ориентирах частного инвестора в 2022 году я рассказываю в недавнем видео «2022. Отрасли, в которые можно инвестировать».

Пока результаты портфелей в этом году вполне удовлетворяют. Портфель Finversia-invest, формируемый на основе решений, который мы принимаем в инвестклбуе Finversia, дает с начала года около 1% прибыли, мой личный портфель на платформе eToro дает аналогичный результат и с учетом, что индекс S&P500 с начала года находится в небольшом минусе, – это хорошая история.


В этом году я по-прежнему отдаю дань диверсификации не только по акциям, отраслям и рынкам, но и по принципиальным типам инвестиций. Напомню, что я их начал во второй половине прошлого года и первые итоги подтверждают, что это хороший выбор. Экспериментальные инвестиции на краудплатформе JetLend за первые пять месяцев дали более 10% прибыли – то есть пока темп выше ожидаемого уровня в 16-17% годовых.

Второе направление – это сочетание биржи и инвестиций в недвижимость – мои вложения в российский БПИФ PARUS ОЗН, сделанные полтора месяцы назад. Здесь пока стоим на месте, предполагаю увеличить вложения в паи PARUS ОЗН, благо их стоимость – около 6 тысяч рублей – позволяет практически любой маневр и любые пробы.

Вообще всем. Кто рассматривает для себя такое направление инвестиций как российские «рейты», я порекомендую статью Евгения Большакова, операционного директора компании PARUS Asset Management, управляющей фондом, пайщиком которого я стал. Как мне кажется, Большаков очень четко разложил ситуацию с вариантом вложений в недвижимость через «рейты», или, в российском варианте, через БПИФы.

На что обратить внимание на будущей неделе. Во-первых, на выходной на американском рынке в понедельник – день рождения Мартина Лютера Кинга. Самым интересным в понедельник будет блок информации из Китая – динамика объёма промышленного производства и объёма розничных продаж, данные по ВВП за 4-й квартал 2021 года и уровень безработицы.

Во вторник, 18 января, Банк Японии принимает решение по процентной ставке, напомню, что сейчас она -0,1% и если ставка пойдет вверх, то это – очередной сигнал, что рынок Японии, тридцать три года подобно Илье Муромцу сидевший на печи, начинает оживать. Напомню – этой осенью мы говорили с главой отдела макроэкономического анализа Saxo Bank Кристофером Дембиком, и он высказал пока еще непривычную для меня мысль, что японский рынок акций начинает шевелиться и скоро может начать снова представлять интерес для частных инвесторов. А вскоре несколько японских компаний, в том числе – Toyota Motor Corporation, продемонстрировали серьезный рост котировок и не менее серьезный рост продаж.

Так что, вполне возможно, информация из Японии скоро будет представлять для нас не только умозрительный интерес.

В четверг, 20 января, в США традиционно публикуется число первичных и повторных заявок на пособие по безработице – на это рынок точно довольно чутко отреагирует.

А в целом следующая неделя, судя по всему, будет довольно спокойной с точки зрения макроэкономических сигналов. И посмотрим – поднимется ли снова голова «змеи».

Finversia.ru, 15 января 2022


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
1701