Как же все-таки недальновидны те, кто утверждает, что искусственный интеллект (ИИ) невозможен. До недавнего времени я принадлежал к этому лагерю. Но финансовая конференция в Новосибирске, одна из сессий которой была посвящена проблемам блокчейна и ИИ, убедила меня в обратном, хотя мы и подискутировали со спикерами, рассказывающими о развитии темы ИИ.
По их мнению, ИИ - это ближайшая реальность, но его невозможно создать исключительно на программировании - необходимы еще два элемента, присущие человеческому разуму.
Первый элемент - это логический блок, логика, на базе которой возникает возможность моделирования.
Второй - это рефлексирование, то есть умение принимать решение на основе предыдущего опыта.
На это я возразил, что сия логическая конструкция неполноценна. Если мы понимаем, что у человеческого разума, интеллекта есть такая составляющая как «логический блок», то стоит задаться простым вопросом: что, если необходимым элементом интеллекта является еще один блок, хорошо известный в истории человечества как «божий промысел»? Что, если без этого элемента интеллект невозможен? На меня посмотрели с легкой жалостью как на религиозного кликушу и, кажется, суть вопроса не поняли…
Что касается рефлексирования… А если подумать, то… а вдруг рефлексирование – это не «принятие решения на основании предыдущего опыта», а «принятие решения на основании эмоциональной оценки предыдущего опыта»? То есть в этом процессе задействована эмоциональная, нравственная, чувственная часть человеческого разума и тогда весь механизм работает совсем иначе?
Ответа на эти вопросы не получил и, коротая время в обратном полете, сам с собой начал дискутировать. И - понял, что абсолютно не прав!
Мы проделали гигантскую эволюцию. Раньше общественная система была направлена на то, чтобы минимизировать преступления и подлость. С преступлениями общество боролось тюрьмами, топором палача, каторгой и лишением обычных человеческих прав. С подлостью – созданием атмосферы неприемлемости оной, дуэлью, нерукопожатостью.
Со временем произошли изменения: общество усилило прессинг на преступления и ослабило на подлость. Одно, видимо, компенсировало другое.
В конечном счете, мы дошли до того, что автомобиль не может выехать на перекресток – за это будет наказание, это своего рода «преступление». Курить можно только в «специально отведенных местах», а вот подличать – где угодно. Появилась «толерантность» и исчезла общая нравственная идея. Стало возможным объяснять любую подлость тем, что «у каждого – своя правда». Если завтра ваш знакомец совершит по отношению к вам любую подлость – это совсем не значит, что ваши общие знакомые не подадут ему руки и вообще-то как-то изменят отношение к нему – у вас две «правды».
И вот, наконец, мы построили мир, в котором четко запрещены преступления, регламентированы и внесены в «прайс» (штрафы) малейшие правонарушения и – абсолютно необязательна мораль. За курение в тамбуре штраф есть? Есть. За неправильную парковку? Есть. А за подлость и аморальность? Нет, конечно, это же личная свобода, к этому надо относиться толерантно.
Таким образом, мы вплотную подошли к рубежу, когда эмоциональная оценка опыта (см. выше) становится неактуальна, а «божий промысел» надежно переупакован из «тары» морального выбора и нравственного закона в "тару" исполнения ритуалов.
И, наверное, можно сделать вывод: да, теперь искусственный интеллект возможен! Кант не мог постичь нравственный закон в душе человека, но ведь задачки иногда решаются не только сложением, но и вычитанием. Достаточно убрать этот закон за скобки требуемого уравнения - и все сходится.
То есть ИИ возможен не только потому, что наука и техника эволюционировали. Еще и потому, что человечество успешно эволюционировало «навстречу» роботам, приближая себя семимильными шагами к рефлексированию без морали, логике без совести, опыту без стыда.
Да, такое человечество, освобожденное от лишнего груза разума, от неэффективных его элементов, - вполне способно создать равный ему искусственный интеллект.
Ура, товарищи! Мы – на пороге нового чудного мира - мира с ИИ. Возрадуемся же. И – не курите в неположенных местах.
P.S. Мои оппоненты на конференции в качестве иллюстрации к предвестникам эры искусственного интеллекта очень удачно вспомнили и Чапека, и Азимова с его тремя законами робототехники. А я молча вспоминал других литераторов, думавших об этом. Двое из них – видимо, ошибочно – напоминали, что по летоисчислению одного африканского племени мы начинаем жить в эру милосердия и оно изменит мир.
А другой написал пророчество Итлины: «..наступит век Меча и Топора, век Волчьей Пурги. Придет Час Белого Хлада и Белого Света. Час Безумия и Час Презрения, Tedd Deireadh. Час Конца. Мир умрет, погруженный во мрак, и возродится вместе с новым солнцем. Воспрянет он из Старшей Крови, из зерна засеянного»...
А вдруг эти, которые про "эру милосердия" - вдруг, они и есть - Старшая Кровь?
Кто же окажется прав?
Finversia.ru, 1 октября 2018