Нет, сама идеология защиты существовала и раньше. Я точно помню плакаты «Спички детям не игрушка!». Или, как минимум: «После отстоя пены требуйте долива». Но чтобы меня защищали в таком количестве и от такого неисчислимого полчища опасностей – не припомню.
Меня (ну, не меня, конечно, а других таких же) защитили от вреда табачного дыма, пятьсот лет мучавшего человечество. Сначала защитили в самолетах, кафе и поликлиниках (в последних никто никогда не курил, но все же поймали и защитили). Потом – в ирландских пабах. Потом отвели специальные комнаты в аэропортах, потом – защитили и в них. Что логично: всякий некурящий, который зашел бы в комнату для курения, мгновенно пострадал бы от табачного дыма.
Меня защитили от вредного воздействия рекламы алкоголя, запретив не только публичную наружнюю рекламу, но и рекламу в прессе (а заодно – существенно подрезав бюджеты средств массовой информации). Что, видимо, тоже логично: возможно, вид бутылки Hennessy Х.О. или «Вдовы Клико» в глянцевом журнале вызывал у населения неутолимое желание раздавить поллитру на лавочке у подъезда.
Защитили (тут уж точно – не меня, а скорее – от меня) от педофилов. И теперь, получая приглашение прочитать лекции в Финансовом университете или РАНХиГС, я тут же встаю в очередь на получение справки об отсутствии судимости. Впрочем, в очереди на получение оной справки стоят вовсе не небритые личности подозрительного вида, а чахлые бледные аспиранты и субтильная профессура.
Защитили тех же студентов и школьников от налета: теперь на входе в каждый вуз – шлагбаумы и одетые а-ля «я немного зеленый берет» здоровые мужики, хмуро разглядывающие всяких идиотов, получивших приглашение (см. выше) прочитать эту самую несчастную лекцию: «Вас в списках нет! Не знаю… Звоните…»
Защитили от ГМО – специальными предупреждениями. Хотя тут непонятно: до этого лет пятьдесят мне твердили о великих достижениях генетики, о чудесах науки, об этих… кораблях, которые бороздят просторы Большого театра, а тут вдруг, едва увидел эти достижения на полке, мне кричат: «Нельзя! Брось бяку!» Где логика?
Но больше всего – теперь - меня рьяно защищают от опасностей финансового мира. Причем защита от оных глубоко эшелонирована.
Последняя новость из этого ряда - правительство внесло в Думу разработанный министерством финансов законопроект, который дает право банкам блокировать карты и счета клиентов в том случае, если проводимые ими операции представляются банкам подозрительными.
Буду банальным: меня терзают смутные сомнения. Мало ли что может «показаться подозрительными». А банков все меньше, так что уходить особо некуда. Банки подозревают меня, регулятор подозревает банки, мы пишем друг другу объяснительные, платеж стоит. Меня, конечно, убедят, что все это – исключительно в моих интересах. Но я смущен.
Дальше больше. Попробуйте в любом поисковике поинтересоваться темой. Откроются сотни ссылок на всевозможные общества прав дольшиков, вкладчиков, заемщиков, инвесторов и проч. и проч.
Отдельной строкой всплывут фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства, фонд защиты вкладчиков в Крыму, многочисленные общества обманутых вкладчиков, союз заемщиков-превышенцев (это несчастные, которые хранили в обезлицензированном банке более 1,4 миллиона). Федеральный фонд защиты прав вкладчиков и акционеров. Такие же фонды - в Екатеринбурге. Красноярске, Нижнем Тагиле, Севастополе, Кирове. Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП), Комиссия по регулированию отношений участников финансовых рынков (КРОУФР), «дочка» Народного фронта «За права заемщиков» (в данном случае это - не тост, а направление деятельности). Организация «Кредитная амнистия». Финансовый омбудсмен Российской Федерации (которого многие «изобличают» не как финансового омбудсмена всея Руси, а как финансового омбудсмена «при» Ассоциации российских банков). Готовящийся закон о финансовом омбудсмене: на этот раз – действительно, всея Руси. Дискуссия о квалифицированных инвесторах: мол, не запретить ли всем прочим работать на финансовых рынках – разумеется, им же во благо и ради их же интересов?
Защита от валютной ипотеки («Не виноватая я, он сам пришел!»), которая в общем и целом построена на тезисе: если я взял в долг не в рублях, то разве я кому-то должен?
Защита от коллекторов – тут целое море организаций, от общественных доброхотов и специальных «телефонных программ» до услуг юристов и просто – полезных и, я бы сказал, очень доходчиво сформулированных советов – например, как здесь.
Нет почему-то фонда защиты пострадавших в начале 90-х вкладчиков Сбербанка. Но – чего вспоминать-то старое? У нас – море работы по защите от чего-нибудь более нового…
Любопытная деталь. Банки ринулись было защищать своих заемщиков обязательным страхованием жизни, здоровья (правда, только для здоровых) и от падения метеорита (ну, мало ли, летают же…). Но тут же столкнулись с защитой от навязанной страховки. Попытались защитить платежи СМС-информированием – получили в ответ защиту от «навязанных услуг». Оно и правильно, наверное. Бизнес банков – это кредиты выдавать. А защищать – это бизнес совсем других людей. Имя им – легион.
Возникает один наивный детский вопрос: а нельзя ли всем защитникам, взявшись за руки, объединить свои чаяния и рвения в одну организацию? В одну большую, заметную? Доступную и в Нижнем Тагиле и в Севастополе? Ответ: нельзя. Потому что у каждого общества защиты прав живот… в смысле – от финансов – свой председатель. Или президент. Правление. Членские взносы там или иные формы вспомоществования. Публичные выступления. Интервью. Телевидение там с радио… В общем – процесс кипит…
Все это было бы безобидно, если бы не одна простая мысль. Историческая. Обычно рьяная защита каких-либо прав приводит к ущемлению самих прав. Потому что легче всего спасти от посягновений то, чего нет. Нет прав – нет проблемы.
И все это ведет к кастрации финансового рынка как площадки извлечения прибыли. Поскольку попытка избавить его от рисков будет означать избавление его и от механизма формирования прибыли. Всякая прибыль растет на рисках. Это как в батарейке: убери отрицательный полюс и никакого электричества не будет.
А меня, как пользователя финансовых услуг, все это все чаще заставляет вспомнить старинную итальянскую поговорку: «Спаси меня, господи, от друзей, а от врагов я сам избавлюсь»…
P.S. «… - Джентльмены, - повторил он, - президент с согласия Конгресса предписал создать по всей стране, в каждом большом и малом городе отряды страж-птиц.
Раздался дружный вопль торжества. Итак, им наконец-то предоставлена возможность спасти мир, подумал Гелсен и с недоумением спросил себя, отчего же ему так тревожно.
…Страж-птица уже вновь описывала кривую и наблюдала. Ее мыслящий центр сопоставлял новые сведения, которые она узнала об убийстве. Некоторые из них были ей прежде неизвестны. Эта новая информация мгновенно передалась всем другим страж-птицам, а их информация передалась ей. Страж-птицы непрерывно обменивались новыми сведениями, методами, определениями. Помилуй вас боже, если вы вздумали плохо обращаться со своим радиоприемником. Выключить приемник - значит его убить. Ясно же: голос его умолкает, лампы меркнут, и он становится холодный. Страж-птицы старались охранять и других своих подопечных. Волков казнили за покушения на кроликов. Кроликов истребляли за попытки грызть зелень. Плющ сжигали за то, что он старался удавить дерево. Покарали бабочку, которая пыталась нанести розе оскорбление действием.
Но за всеми преступлениями проследить не удавалось - страж-птиц не хватало. Даже миллиард их не справился бы с непомерной задачей, которую поставили себе тысячи. И вот над страной бушует смертоносная орда, десять тысяч молний бессмысленно и слепо разят и убивают по тысяче раз на дню…».
Finversia.ru, 6 ноября 2017